Анализ хозяйственной деятельности производственных объединений осуществляется в целом по объединению и в разрезе самостоятельных предприятий, входящих в его состав, а также производственных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс и находящихся на балансе головной фирмы.
В повышении эффективности производства предприятий и объединений важное значение имеет совершенствование управления их первичными производственными звеньями, т.е. цехами, участками, бригадами. Из этого вытекает объективная необходимость проведения систематического, глубокого и всестороннего анализа хозяйственной деятельности производственных подразделений. Развитие нашей экономики постоянно создает предпосылки для широкого использования экономического анализа в управлении внутрипроизводственными подразделениями предприятий. Значительно усиливаются и усложняются кооперированные связи между подразделениями предприятий, вследствие этого увеличивается зависимость результатов деятельности одних подразделений от результатов работы других, что, в свою очередь, также определяет необходимость и усиливает значение внутреннего управленческого анализа деятельности самостоятельных предприятий.
Внутренний управленческий анализ заключается в объективной и всесторонней оценке выполнения плановых заданий подразделениями; определении и измерении факторов и причин, обусловивших результаты производства; выявлении собственных резервов, разработке мероприятий по их использованию; исследовании экономических особенностей функционирования и развития того или иного подразделения.
Управленческий анализ играет важную роль в установлении обоснованных нормативных заданий для производственных подразделений фирмы, способствует широкому привлечению специалистов технических служб и руководителей низших звеньев к изучению к управлению производством.
По своему содержанию внутренний управленческий анализ существенно
отличается от других видов анализа деятельности фирмы. Эти особенности
определяются специфическим содержанием экономических показателей,
устанавливаемых подразделениям, в отличие от показателей деятельности
предприятия в целом. Нередко каждый из цехов основного производства крупной
фирмы не выпускает полностью законченную производством продукцию. Поэтому,
основным показателем эффективности работы цехов служат не прибыль и
рентабельность, а затраты на производство продукции или выполнение работ, и
только анализ этого показателя в цехах позволяет сделать правильные выводы.
В управленческом анализе имеется больше возможностей для использования
натуральных показателей для оценки объема производства, производительности
труда, качества выпускаемой продукции.
Одна из наиболее характерных особенностей содержания внутреннего управленческого анализа заключается в том, что по сравнению с экономическим анализом деятельности предприятия в целом, с его помощью полнее выявляются связи между экономикой, с одной стороны, техникой и технологией производства — с другой. В связи с этим он по своей сущности в большей степени является технико-экономическим анализом.
Управленческий анализ имеет и свои специфические субъекты анализа.
Если деятельность предприятия главным образом проверяют собственники и
контролирующие организации, то экономику производственных подразделений
изучают в основном специалисты предприятия и соответствующие службы цехов.
Существенно отличается и информационная база управленческого анализа
от информационного обеспечения анализа деятельности предприятия в целом.
Управленческий анализ имеет более широкую информационную базу. Для его
проведения используются не только данные отчетности, но и данные сводных и
даже первичных документов, поскольку именно в разрезе производственных
подразделений обычно группируются и обобщаются различные первичные
документы по учету наличия, движения и использования основных фондов,
материальных, трудовых ресурсов, выпуску продукции и т.д. К числу сводных
источников управленческого анализа относятся различного рода отчеты цехов о
расходе сырья, материалов, топлива, энергии, выдаче заработной платы,
поступлении и использовании машин и оборудования, выпуске готовых изделий и
др.
Методика управленческого анализа производственных предприятий в промышленности представлена на рис. 2.
Рис. 2. Методика управленческого анализа
2. Последовательность проведения комплексного управленческого анализа
Как указывалось в первой главе курсовой работы, управленческий анализ является внутренним делом фирмы, то есть он не является обязательным и может проводиться или не проводиться в зависимости от желания руководства предприятия. Это означает также, что он проводится в произвольной форме в отличие от, например, финансового анализа, проводимого аудитором, который в своей деятельности руководствуется целым рядом стандартов, методических указаний и других нормативных и подзаконных актов государственной власти.
Поэтому методики для проведения управленческого анализа разрабатываются, как правило, либо консалтинговыми фирмами (или отдельными специалистами в этой области) в соответствии с профилем их деятельности, либо крупными корпорациями и холдингами для анализа собственных предприятий. Такая ситуация предполагает отсутствие единой методики проведения управленческого анализа.
В конце первой главы своей курсовой работы я рассмотрел основные черты, присущие методикам проведения управленческого учета. Далее в этой главе я хочу привести последовательность проведения управленческого анализа, разработанную фирмой «Росбизнесконсалтинг» и используемую в ее деятельности. Поскольку указанная методика является разработкой и коммерческой тайной «Росбизнесконсалтинга», то привести ее полностью невозможно. Я опишу последовательность проведения управленческого анализа, опубликованную в интернете[2], включающую основные этапы и их детализацию.
Этап 1. Определение роли управленческого анализа.
1.1. Определение цели и содержания управленческого анализа.
1.2. Анализ структура бизнес-плана и основных плановых показателей.
1.3. Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет.
Этап 2. Анализ в системе маркетинга.
2.1. Цели и содержание маркетинговых исследований.
2.2. Объекты маркетингового анализа.
2.3. Методы маркетингового анализа.
2.4. План маркетинга.
2.5. Сметный расчет объема продаж и обоснование цен товаров.
Этап 3. Анализ и управление объемом производства и продаж.
3.1. План производства и методы производственного анализа.
3.2. Формирование и оптимизация оборота (объема продаж) производственных, торговых и других коммерческих организаций.
3.3. Сметный расчет производства товаров.
3.4. Анализ и оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования труда на приращение объема реализации продукции.
3.5. Анализ и оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования средств труда (основных производственных фондов) на приращение объема реализации продукции.
3.6. Анализ и оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования предметов труда (материальных ресурсов) на приращение объема реализации продукции.
3.7. Анализ и оценка влияния оборота на приращение прибыли коммерческой организации.
Этап 4. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства.
4.1. Анализ управления коммерческой организацией.
4.2. Анализ организации производства и труда.
4.3. Анализ технического развития.
4.4. Анализ внешнеэкономических связей коммерческой организации.
4.5. Анализ социальных условий и использования человеческого фактора.
4.6. Анализ природных условий и рациональности природопользования.
4.7. Методы оценки влияния технико-организационного уровня и других условий производства на интенсификацию использования производственных ресурсов.
Этап 5. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции.
5.1. Управление себестоимостью продукции.
5.2. Анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, оборота и прибыли.
5.3. Обоснование безубыточности продаж товаров. Расчет порога рентабельности (критической точки) продаж товаров.
5.4. Расчет и оценка показателей себестоимости продукции.
5.5. Сметный расчет себестоимости реализованной продукции.
5.6. Факторный анализ себестоимости продукции.
5.7. Анализ использования труда и его влияния на себестоимость продукции.
5.8. Анализ использования предметов труда (материальных ресурсов) и его влияния на себестоимость продукции.
5.9. Анализ использования средств труда (основных производственных фондов) и его влияния на себестоимость продукции.
5.10. Анализ и оценка влияния себестоимости продукции на прибыль.
Этап 6. Финансовые результаты коммерческой организации.
6.1. Финансовый план и его внутрихозяйственный финансовый анализ.
6.2. Сметный расчет финансовых результатов.
6.3. Управление и оптимизация прибыли коммерческой организации.
6.4. Формирование и расчет показателей балансовой (валовой), налогооблагаемой и чистой прибыли.
6.5. Система цен на продукцию.
6.6. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли.
6.7. Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности.
6.8. Анализ и оценка использования чистой прибыли коммерческой организацией.
6.9. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.
6.10. Факторный анализ балансовой (валовой) прибыли.
6.11. Анализ влияния инфляции на финансовые результаты.
6.12. Рентабельность и пути ее повышения.
6.13. Система показателей рентабельности.
6.14. Анализ уровня и динамики рентабельности коммерческой организации по данным отчетности.
6.15. Факторный анализ рентабельности коммерческой организации.
6.16. Комплексная оценка эффективности коммерческой организации.
Этап 7. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений.
7.1. Управление основным и оборотным капиталом.
7.2. Инвестиционный анализ (анализ инвестиционных проектов).
7.3. Расчет и оценка эффективности капитальных и финансовых вложений.
7.4. Анализ управлениф основным капиталом коммерческой организации.
7.5. Расчет потребности в инвестициях.
7.6. Расчет и оценка показателей использования основного капитала и основных производственных средств.
7.7. Расчет и оценка экономической эффективности использования основного капитала и основных производственных средств.
7.8. Управление оборотным капиталом коммерческой организации.
7.9. Расчет потребности в оборотном капитале и в величине собственных оборотных средств.
7.10. Расчет и оценка величины собственных оборотных средств по балансу.
7.11. Расчет и оценка показателей оборачиваемости оборотных средств.
7.12. Анализ эффективности использования оборотных средств.
7.13. Пути ускорения оборачиваемости оборотного капитала.
Этап 8. Анализ финансового состояние коммерческой организаци.
8.1. Управление финансовым состоянием коммерческой организации.
8.2. Система показателей, характеризующих финансовое состояние.
8.3. Анализ и оценка состава и динамики имущества коммерческой организации.
8.4. Анализ и оценка состава и динамики источников формирования имущества коммерческой организации.
8.5. Анализ финансового состояния по данным баланса и бухгалтерского учета.
8.6. Расчет и оценка показателей рентабельности.
8.7. Расчет и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости
(структуры баланса).
8.8. Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности.
8.9. Расчет и оценка баланса платежеспособности.
8.10. Комплексного финансового анализа и рейтинговой оценки эмитентов.
8.11. Анализ цены и структуры капитала. Рыночная оценка бизнеса.
8.12. Анализ предпринимательских и финансовых рисков.
8.13. Анализ эффективности привлечения заемного капитала. Эффект финансового рычага.
8.14. Анализ кредитоспособности ссудозаемщика.
8.15. Анализ операций с валютой и внешнеторговых операций.
8.16. Дисконтирование капитала и дохода.
8.17 Индексация цен и стоимости имущества.
8.18. Анализ влияния инфляции на принятие управленческих решений.
Этап 9. Обобщение результатов анализа и подготовка итогового отчета.
Заключение
Итак, из вышеизложенной информации можно сделать вывод, что на современном этапе развития рыночной экономики в России управленческий анализ является важным элементом управления организаций. Эффективность управленческих решений благодаря управленческому анализу существенно возрастает. Благодаря закрытости данного вида экономического анализа, руководство организации получает абсолютно объективные данные о деятельности своей фирмы.
Правильная постановка на предприятии управленческого анализа позволяет организовать ежедневное комплексное исследование важнейших сторон деятельности предприятия и его подразделений, ликвидировать дублирование информации.
Управленческий анализ позволяет более эффективно использовать ресурсы предприятия, своевременно их перераспределять, что в конечном итоге существенно повышает эффективность управления организацией, что весьма немаловажно при современной конкуренции на рынке.
Список литературы:
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник
– М.: Финансы и статистика, 1997 г.
2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.:ЗАО
“Финстатинформ”, 1999 г.
3. Каракоз И.И. Теория экономического анализа, М.: 1989 г.
4. Карпова Т.П. Основы управленческого учета, М.: ИНФРА-М, 1997 г.
5. Романова Л.Е. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие,
Тула: ТулГу, 1997 г.
6. Хорнгран Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. - М.: Финансы и статистика, 1995 г.
7. Шкарабан С.И. Основы оперативного экономического анализа, М.:
«Просвящение», 1989 г.
8. Управленческий учет и анализ как средство повышения прибыли //
"Финансовая газета" № 4, 2000 г.
-----------------------
[1] Схема и классификация приведена по Баканов М.И., Шеремет А.Д.
Теория экономического анализа: учебник, стр. 251-252
[2] www.rbk.ru
Страницы: 1, 2