Роль мелкого бизнеса в экономике
p>В отечественной практике определение малого предприятия дано в Федеральном
Законе о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации:

«Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской

Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно - технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности

(многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.»

Таким образом, в основу определения малого предприятия в Российском законодательстве положен количественный признак – число работающих.
Следует отметить, что около 8.5 миллионов человек занятых в сфере малого предпринимательства, установленные Федеральной Программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы в качестве целевого показателя на 2001 год составляют около 10% населения в трудоспособном возрасте. Для сравнения, численность занятых на предприятия с числом работников менее 10 человек в Германии в 1993 году составила 17% от общего числа занятых, будучи самым низким показателем в
ЕС, а численность занятых на предприятиях с числом работающих менее 100 человек во всех странах ЕС превышает 40% от общего числа занятых.
Специфика субъектов малого предпринимательства в значительной степени определяется их размерами. В то же время в ряде случаев можно сказать, что именно эта специфика является причиной невозможности роста малого предприятия.
|Качественные характеристики размера фирмы |
| |Малый бизнес |Малый-средний |Средний-крупный|Крупный бизнес |
| | |бизнес |бизнес | |
|Цели |Определяются |Корректируются |Корректируются |Доминирование |
| |рынком, |рынком и |рынком и |на рынке, |
| |интуитивно, с |стратегией, |стратегией, |систематически |
| |импровизациями |интуитивно |изобретательно |и стратегически|
|Менедж-м|Личный, |Личный, |Личный, |Командный, |
|ент |авторитарный, |консультации с |небольшая |большая команда|
| |прямой |ключевыми |команда |специалистов, |
| | |партнерами, |специалистов, |функциональная |
| | |специалистами |использование |оргструктура, |
| | | |внешних |консультационна|
| | | |экспертов |я структура |
|Продукт |Нет |Краткосрочное |Краткосрочное и|Долгосрочное |
| |планирования, |планирование |нерегулярное |планирование, |
| |Нет |без |долгосрочное |регулярные |
| |маркетинговых |маркетинговых |планирование, |маркетинговые |
| |исследований |исследований |несистематическ|исследования |
| | | |ие | |
| | | |маркетинговые | |
| | | |исследования | |
|Персонал|Личные |Личные |Отношения |Строгая |
| |отношения |отношения |сотрудничества,|иерархия |
| |«босс-сотрудник|«Наниматель-кол|организационная|отношений, |
| |» по принципу |лектив |«среда», |сотрудничество |
| |«большая |сотрудников», |некоторая |в коллективах, |
| |семья», высокая|некоторая |степень |отсутствие |
| |степень |степень |мотивации, |вовлечен-ности |
| |мотивации и |вовлеченности, |усиление |(только у |
| |вовлеченности, |небольшое |влияния |топ-менеджеров)|
| |нет профсоюзов,|влияние |профсоюзов, СТК|, трудно |
| |нет Совета |профсоюзов, нет| |повысить |
| |трудового |СТК | |мотивацию, |
| |коллектива | | |сильные |
| |(СТК) | | |профсоюзы, СТК |
|Финансы |Семья, банк |Семья, банк |Семья, банк, |Банк, акции |
| | | |акции | |

Основная проблема теорий, описывающих «мир малого бизнеса», заключается в неконгруэнтности базовых экономических категорий (таких, как зарплата, товарная цена, и, соответственно, рентабельность), составляющих основу экономического анализа, для крупных корпораций и малых фирм. Ключевой особенностью малого бизнеса, функционирующего в официальном секторе, является высокая степень его экономической неформальности, проявляющаяся в специфическом характере присущих ему экономических категорий, указанных выше, частично отражающих качественную природу семейного товарного хозяйства, а частично – количественную природу корпоративных форм капиталистического типа. Наиболее ярко эти особенности проявляются в малом семейном бизнесе.
В качестве сугубо Российской особенности малого бизнеса чаще всего приводится высокий удельный вес неформального сектора экономики, к которому относят как теневую деятельность предприятий официального (формального) сектора, так и неформальные малые предприятия, действующие полностью «в тени». Эти последние представляют собой незарегистрированные официально формы предпринимательской деятельности, направленные на самостоятельное решение человеком имеющихся у него социально-экономических проблем. Они характеризуются высокой степенью социализированности и персонализированным характером экономических отношений, выражающихся в производстве, услугах, обмене, финансировании и учете.. При этом причинами такой ориентации считаются как экономические (налогообложение), так и неэкономические
(сложность регистрации, перерегистрации, лицензирования, отчетности, запутанность законодательства, отсутствие у предпринимателей возможностей реальной защиты от разрушительного для малого предприятия действий связанных и несвязанных с государством структур) факторы.

2 Экономическая и социальная роль малых предприятий.

Изменения внутренних и внешних условий хозяйственной деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия (растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость одновременно повышать эффективность и качество работы в сочетании с умением быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю систему управления современным производством.
Основываясь на опыте деятельности как западных, так и отечественных компаний, можно сделать вывод: те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе только за счет снижения издержек, не столько выигрывают, сколько теряют. Возможно, исключением из этого положения нужно признать период второй половины 1998 – 1999 годов, когда именно радикальное снижение издержек позволило многим компаниям выжить в условиях кризиса.
При всем своеобразии отечественной среды функционирования предприятий, чувствительность к переменам во внешней и внутренней среде предприятия, готовность гибко и адекватно реагировать на них, инициативность изменения фирмы в соответствии с потребностями времени являются необходимым условием
(но вовсе не гарантией) успеха предприятия на рынке.
Сегодня на всех уровнях управления нужны автономные, самоуправляемые группы работников из разных подразделений компании, способные непосредственно выйти на рынок. В сущности, данные структуры являются логическим следствием тенденций в развитии формирования организационной структуры управления корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего полувека. Командные структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ малого бизнеса с программно-целевым управлением в рамках крупной организации. С мелким бизнесом командные структуры прежде всего сближает общность организационной культуры, системы материального и морального стимулирования, высокий уровень самомотивации.
Ставшее уже классическим положение экономической теории утверждает, что при росте масштабов производства его удельные издержки до определенного предела снижаются, однако при дальнейшем увеличении масштаба производства начинают возрастать. Экономисты определили это как положительный и отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба». При этом продолжительность действия положительной фазы эффекта масштаба является различной в разных отраслях экономики.
Данные рассуждения логически подводят к выводу о том, что положительные и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру данной отрасли. Это нужно учитывать экономическими и государственными структурами при формировании концепции управления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования. В частности, с трудом можно представить себе деятельность малых предприятий (в строгом понимании) в тяжелом машиностроении, черной металлургии, производстве электроэнергии, и т.п. С другой стороны, сфера услуг, общественного питания, розничной торговли обеспечивают малым предприятиям огромный потенциал активной деятельности.

3 Мелкий бизнес - основа современной рыночной инфраструктуры:

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Именно сфера малого предпринимательства обеспечивает в экономически развитых странах основную долю занятости населения. Будучи в значительной степени семейным, малый бизнес обеспечивает высокую устойчивость экономики среды благодаря «нерыночному» характеру своей внутренней среды – в малых предприятиях категории цены, зарплаты, прибыли и рентабельности оказываются стоящими на лестнице приоритетов ниже места, отведенного им классической экономической теорией.
В качестве основных преимуществ малого бизнеса можно выделить:
- возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе значительно упрощена процедура принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капиталом при переключении с одного вида деятельности на другой. Такие быстрые переливы ресурсов из одной отрасли экономики в другую также способствуют повышению устойчивости экономики к неблагоприятному воздействию внешних и внутренних факторов.
- ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. Малый бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка, и может максимально удовлетворить потребности этого рынка.
- поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для нашей страны, поскольку продолжающиеся (не всегда позитивные) изменения экономики по-прежнему высвобождают людские ресурсы с нежизнеспособных предприятий. Ориентируясь на показатели занятости в малом бизнесе в странах Европы (по данным ЕС 1993 года, не менее 40% экономически активного населения занято на предприятиях с числом работающих менее 100 человек), следует признать, что в России потенциал занятости в малых предприятиях еще далеко не реализован.
- выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям.
Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям-субкооператорам. Кроме того, некоторые функции крупных предприятий обладают спецификой, затрудняющей их выполнение силами тех же или иных крупных фирм (например, эпизодическая рассылка рекламно- информационных материалов от производителя потенциальным или действующим его клиентам). Эта область деятельности также принадлежит малым предприятиям
- небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда. Ряд областей деятельности (как правило, в сфере услуг) характеризуется практически нулевой капиталоемкостью.
- инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР.
Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.
Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них.
В США регулярно проводятся опросы, где главными причинами неудач чаще всего называются:
- некомпетентность, несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант), нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении;
2) незначительные объемы продаж
3) конкуренция
4) слишком большие эксплуатационные расходы.
Однако чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций: причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система управления. Собственники и сотрудники прекративших свое существование малых предприятий составляют лабильный резерв трудовых ресурсов и основу для появления новых субъектов малого бизнеса.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать