Российская экономика в 1991-1999 гг.
p> Во-первых, исполнение государственного хотя и несколько расходится с проектировками, все представляется вполне достижимым по основным метрам
(дефициту, доходам и расходам), хотя так к ВВП как доходы, так и расходы снизятся высокого (вследствие заниженных оценок) номинального ВВП. Доходная часть федерального бюджета (исключая операции с резервами) в I квартале
1995 г. оказалась всего на ниже бюджетных проектировок на данный период.[4]
Однако, несмотря на это, недобор против плановых составил свыше 11%, прежде из-за недопоступления импортных пошлин, ряд по уплате которых был продлен до 1 июля 1995 г., также части подоходного налога с населения, зачисляемого в федеральный бюджет, и доходов от приватизации госсобственности.
Превышение же на 3% величины доходов над плановым уровнем было достигнуто в основном за счет реализации резервов и золотовалютных запасов и доходов от централизованного экспорта по контрактам 1994 г.

Изменения в бюджетной классификации, по представляются итоги исполнения госбюджета, в частности, отнесение, в соответствии с практикой, перечислений в федеральный бюджет прибыли ЦБР в размере 1,38 трлн руб. за' январь- апрель 1995 г. к доходам, а не к источникам дефицита, также способствовало тому, консолидированного бюджета оказался ниже по сопоставимой методологии прошлого квартала.

С точки зрения эффективности функционирования налоговой системы настораживает относительное, в процентах к ВВП, снижение налоговых поступлений в консолидированный бюджет по прямым налогам и некоторое увеличение - по косвенным (см. табл.). Поступления налога на прибыль оказались ниже, чем за тот же период в 1993 и 1994 гг., акцизные платежи и поступления НДС лишь незначительно превысили уровень 1994 г., когда нарастали взаимные неплатежи в экономике. [5]

В относительном недоборе налогов главную роль сыграло проведение в начале года очередной переоценки основных фондов, уменьшившей налогооблагаемую базу, а, следовательно, и сбор налога на прибыль.

В абсолютном выражении план по расходам федерального бюджета в I квартале 1995 г. был лишь на 82%.

Таблица 2. Доходы и расходы бюджета в ВВП по кварталам,%.

| |1992 |1993 |1994 |
| |I |II |III|IV |I |II |III|IV |I |II |III|IV |
|Доходы бюджета |
|Прямые налоги |7,1|12,|10,|11,|13,|13,|12,|12,9|9,9|10,|10,|10,|
| | |7 |4 |8 |8 |1 |9 | | |4 |5 |7 |
|Косвенные налоги|8,5|9,3|12,|19,|13,|9,9|9,2|8,8|7,3|10,|9,1|12,|
| | | |7 |3 |1 | | | | |4 | |0 |
|Прочие доходы |4,3|2,5|2,7|4,1|4,6|3,2|3,9|5,0|3,6|7,5|6,1|9,4|
|Итого доходов |19,|24,|25,|35,|31,|26,|26,|26,|20,|28,|25,|32,|
| |9 |5 |8 |1 |5 |2 |0 |7 |7 |3 |8 |1 |
|Расходы бюджета |
|Народное |5,8|10,|11,|13,|9,4|8,0|14,|13,|7,7|9,1|10,|11,|
|хозяйство | |2 |3 |1 | | |3 |9 | | |9 |4 |
|Соц.-культурные |5,3|8,6|8,4|11,|12,|11,|16,|17,|12,|12,|12,|12,|
|расходы | | | |5 |2 |4 |7 |9 |0 |1 |1 |4 |
|Оборона |3,1|5,8|4,9|4,7|6,0|3,2|7,0|5,7|4,7|3,7|4,2|5,0|
|Расходы на |0,9|0,4|1,8|3,5|2,4|0,8|2,5|2,3|0,9|0,7|0,8|0,8|
|внешнеэкономичес| | | | | | | | | | | | |
|кую деятельность| | | | | | | | | | | | |
|Прочие расходы |3,9|8,1|6,2|3,6|6,5|4,9|12,|8,7|4,8|7,6|11,|11,|
| | | | | | | |4 | | | |2 |5 |

Если брать относительные показатели, то основной чертой первого квартала 1995 г. будет то, что ходы федерального и консолидированного бюджетов процентах к ВВП впервые после 1 квартала 1992 опустились до столь низких отметок (менее 25% для консолидированного бюджета). В то время как доля большинства расходных статей в ВВП уменьшилась по сравнению с январем- мартом 1994 г., по двум позициям произошел рост. Увеличились относительные расходы на народное хозяйство: при сокращении относительных расходов из федерального бюджета субъекты Федерации увеличили финансирование экономики из региональных бюджетов. Рост расходов, связанных с обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга, и, возможно, «чеченский фактор» обусловили разрастание относительных расходов по статье «прочие расходы».

1.2.2. Финансы предприятий.

Рост рентабельности реализованной продукции с 14,5 до 20,7% в первом квартале 1995 г. говорит о том, что несмотря на увеличение в структуре затрат доли материальных ресурсов и амортизационных отчислений ускорение инфляции в конце 1994 – начале 1995 гг. все же сыграло решающую роль.
Косвенным доказательством того, что рост прибыльности не был тождествен росту эффективности служит тот факт, что доля убыточных предприятий дородном хозяйстве составила 32%, как и в конце 94 г. Положение с взаимной задолженностью предприятий несколько улучшилось. Отношение задолженности покупателей к объему промышленного производства сократилось с июля 1994 г.
(локальный максимум) к апрелю 1995 г. с 270 до 173%, а просроченной задолженности – с 149 до 92%. Правда, в апреле в результате ослабления инфляции и действия правила «30:70» задолженность вновь начала расти.

1.2.3. Финансы населения.

С января по июнь 1995 г. реальные располагаемые доходы населения, по данным Госкомстата, снизились на 7%, хотя, начиная с февраля, помесячная динамика характеризуется незначительным, но устойчивым ростом. Существенные изменения произошли в структуре использования полученных доходов и в структуре накоплений. Динамика доли сбережений в располагаемых доходах населения в 1995 г. до я примерно повторяла ее динамику за тот же период 94 г., когда после декабрьских взлетов до 32% доля сбережений падала до уровня
20-21% в январе, а затем начинался ее постоянный рост до уровня 27-30% .
Однако в 1995 г. после повышения в январе-апреле с 19 до 26% вопреки традиции доля сбережений снизилась до 22,4% в мае, в июне, правда, восстановился апрельский уровень. Принимая во внимание отрицательную процентную ставку по депозитам населения коммерческих банках (в 1994 г. она была положительной), повышение номинального обменного курса рубля и подорванное доверие к устойчивости стабилизационной политики и финансовым институтам, можно сделать вывод о том, что население оказалось в ситуации, когда отсутствовали надежные инструменты финансового рынка, обеспечивающие сохранность накоплен в реальном выражении. В этих условиях направление дополнительных денежных средств на потребление (а товарооборот, например, в мае вырос на 15,3%) привело к более низким темпам снижения инфляции потребительском секторе, чем предполагалось ранее чем те, которые наблюдались в 1994 г. В структуру располагаемых доходов доля вложений в валюту в м упала до рекордного с октября 1993 г. уровня, а до наличных средств находилась на уровне ниже месячных значений за период с апреля по июль 1994 г.

1.2.4. Кредитно-денежная политика.

Принципиальным моментом в кредитной политике ЦБР стал практически полный отказ по согласованию с правительством от кредитования Минфина под покрытие бюджетного дефицита. При лимите I квартал (и одновременно годовом) в 5 трлн руб. ЦБ на начало мая профинансировал своими кредитам частично покупкой ГКО при их первичном размещении лишь 3,2 трлн расходов (0,8%
ВВП).[6] Среднемесячный прирост кредитной задолженности Минфина перед ЦБР составил в I квартале 1995 г. 2%. Рост актива ЦБР в этот период обеспечивался главным образом счет увеличения иностранной валюты (как в долларовом выражении, так и в рублевом эквиваленте) и кредитования коммерческих банков, преимуществе краткосрочного.

Именно эти два фактора определяли рост денежной массы в I квартале, причем рост чистых золотовалютных резервов опережал, а нетто-кредитования экономики – отставал от темпов, согласованных между российским правительством и МВФ. Данная тенденция сохранилась и в апреле-мае. В результате прирост денежной утесы, хотя и был обеспечен соответствующим ростом золотовалютных резервов, все же превысил проектировки Минфина и МВФ.
Так, в апреле и мае 1995 г. денежная база увеличилась соответственно на 15 и 10%.

1.2.5. Ценные бумаги.

Их рынок продолжал успешно развиваться. В январе-мае состоялось 22 аукциона по размещению трех-, шести- и двенадцатимесячных ГКО, которые принесли чистый доход федеральному бюджету в размере 5 трлн руб. Новым в
1995 г. стала практика доразмещения ГКО на вторичных торгах по текущему рыночному курсу, что позволило сгладить колебания доходности и последовательно снижать величину последней, также пополнить бюджет. Минфину пришлось пойти а свертывание программы развития казначейских обязательств
(КО), хотя по состоянию на начало мая 1995 г. за их счет было профинансировано свыше трлн руб. расходов (без учета процентных платежей).
В июне прошел первый аукцион по размещению облигаций федерального займа – нового инструмента с доходностью, привязанной к доходности ГКО, призванного существенно удлинить сроки обслуживания госдолга.

1.2.6. Денежная масса и инфляция.

Как и в январе 1994 г., год спустя вновь произошло изъятие из ращения части наличных денег, выпущенных в декабре под обслуживание сезонно возросших доходов населения ления. Правда, в 1995 г. уменьшилась не только налично-денежная масса, но и
(впервые с начала реформ) денежный агрегат М,, в котором наличность составляет примерно 1/3. Да и сам масштаб сокращения наличных денег оказался гораздо значительнее, почти 13%. В результате этого темп роста налично-денежных средств за весь I квартал 1995 г. оказался отрицательным.
Однако в силу отмеченных выше факторов во II квартале как М,, так и денежная наличность возрастали с гораздо более высоким ежемесячным темпом превышающим 10 %, что не могло не вызвать беспокойства у правительства, поставившего своей цель! доведение инфляции до уровня в 2% в месяц уже середине года.

С ноября 1994 г. по апрель 1995 г. темпы рост потребительских цен превышали темпы роста денежной массы, взятые с трехмесячным лагом. Темп рост оптовых цен в промышленности опережал темп рост (с лагом 4 месяца) агрегата М, в течение еще большего промежутка времени: с октября 1994 г. по май 1995. Как следствие, происходило ускорение оборачиваемости денег и снижение реальной денежной массы. Заметим, что и здесь наблюдается прямая аналогия 1994 г., когда после прохождения некой равновесной точки под влиянием снизившихся инфляционных ожиданий спрос на деньги (в реальном выражении) начал расти. Поэтому в принципе сам факт 10%-ного роста денежных агрегатов во II квартале не означает неизбежного ускорения инфляции до этих величин осени Если удастся избежать существенного роста не покрытой увеличением золотовалютных резервов денежной эмиссии в ближайшие месяцы и обеспечить реальную положительную доходность по рублевым вкладам населения, то произойдет повышение спроса на реальные деньги, замедлится их оборачиваемость, и фактически инфляция окажется существенно меньше, чем прогнозируемая только исходя из динамики денежной массы.

1.2.7. Денежные доходы населения и прожиточный минимум.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать