Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения
рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы.
Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в
квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых
служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между
спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной
платы, которая может негативно отразиться на национальной
конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к
увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых
поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.
Особое внимание ГРЭ уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.
Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.
Одним из главных объектов регулирования являются ЦЕНЫ. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач.
Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли;
сектора экономики ( промышленность, сельское хозяйство, услуги );
хозяйства в целом; глобальный ( социальные отношения, экология );
наднациональный ( экономико-политическое отношение с зарубежными странами,
интеграционные процессы ).
На примере протекционистких мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировнии рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными- происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые авто- мототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как,по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.
В Японии особые меры по поддержанию отечественных производителей.
Практически невозможно иностранным фирмам открыть производство или дело.
ГРЭ при формирование рыночных отношений в России.
Без государственного регулирования экономики переход к рыночным
отношениям практически невозможен. При переходе от планового хозяйства к
рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в
определенное русло. Возникает необходимость в перераспределение доходов и
инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не
спровоцировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна
законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных
отношений. На протяжении трех последних лет правительство Российской
Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых
монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы
конкуренции при формирование рыночных отношений. Во-первых, правительство
не обладало четкими критериями и надежной методикой определения предприятий-
монополистов, и в результате в эту категорию попали сотни и даже тысячи
предприятий. К тому же оно недооценило способность международной
конкуренции или свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих
монополий. Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне
конкурентоспобным отраслям промышленности и приводит не к неустановлению
конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное
фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую
монопольную стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены
на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать
возникновению монополии там, где раньше ее было. Государственные цены
фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли
вопреки благим намерениям правительства.
При формировании рыночных отношений в России нужно проводить политику защиты отечественных таваропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше.
Так же регламентирование банковской деятельности, финансовой деятельности. Прежде всего, регламентирование деятельности банков направлено на то, чтобы банкам было не так-то просто разориться. Наилучший способ достичь этой цели - заставить учредителей банка вложить в него такое количество собственных денег, чтобы оно было соразмерно с выдаваемыми кредитами. Например, регламентом России установлено, чтобы объем кредитов превышал объем уставного капитала не более чем в 10 раз.
И так же поддержание малого бизнеса, малых предприятий на основе которых строится экономика Российской Федерации. В начале перехода к рынку поддержка была выражена в форме предоставления дешевых субсидий, кредитов, поощрения определенных видов деятельности, но в дальнейшем налоговое бремя стало душить производителей, что было связанно с повышением налогов из-за нехватки средств в государственном бюджете.
Так же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Советская система гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. В условиях рыночной экономики очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. В рыночных условиях предприятия тоже предлагают своим работникам определенные льготы, однако огромная доля средств на социальные расходы поступает все же со стороны государства. За этим кроится очень важная причина. В рыночной экономики считается вполне естественным, что человек рано или поздно переходит на другую работу или его увольняют по той или иной причине. Соответственно и льготы должны предоставляться ему непосредственно от государства, а не через предприятие, на котором в настоящее время он работает. Это очень важно, так как люди твердо знают, что могут рассчитывать на социальную поддержку, даже покинув это предприятие и, следовательно, склонны к перемене мест. Благодаря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, при том, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.
Место России в мирохозяйственных связях.
В рамках бартерных сделок торговля России с зарубежными странами достигла
своего пика в 1996 году, когда ее стоимостной объем составил 9,7 млрд.
долл., или 7,8% от объема всего внешнего товарооборота. В последующие 2
года в связи с принятием мер государственного регулирования внешнеторговых
бартерных сделок объемы товарообменных операций значительно сократились. В
1997 году их стоимостной объем уменьшился по сравнению с 1996 годом на
42,7% и составил 5,58 млрд. долл. (без данных о товарообменной торговле
России с Белоруссией) - или 4,3% всей внешней торговли, - а в 1998 году он
сократился еще на 38,5% по сравнению с 1997 годом, снизившись до 3,43 млрд.
долл. (или 3,2%).
Товарная структура бартерной торговли Российской Федерации со странами
дальнего зарубежья, млн. долл.
|Экспорт | | | | | |Импо| | | | |
| | | | | | |рт | | | | |
|Наименование |1997 |% к |199|% к |1998 |1997|% к |1998|% к |1998г|
|товарной группы, |год, |итогу|8 |итогу|г. | |итог| |итог|. к |
|код ТН ВЭД |ст-ть| |год| |к |год,|у |год,|у |1997г|
| | | |, | |1997г.| | | | |., |
| | | |ст-| |, |ст-т| |ст-т| |в % |
| | | |ть | |в % |ь | |ь | | |
|Всего |1692,|100,0|975|100,0|56,5 |942,|100,|680,|100,|72,3 |
| |9 | |,3 | | |2 |0 |9 |0 | |
|в том числе: | | | | | | | | | | |
|Продовольственные |31,7 |1,9 |35,|3,7 |111,0 |125,|13,4|91,7|13,5|72,9 |
|товары и сырье для| | |2 | | |8 | | | | |
|их | | | | | | | | | | |
|производства | | | | | | | | | | |
|(01-24) | | | | | | | | | | |
|Топливно-энергетич|201,7|11,9 |93,|9,7 |46,2 |36,7|3,9 |35,7|5,2 |97,3 |
|еские товары (27) | | |2 | | | | | | | |
|Продукция |187,9|11,1 |131|13,7 |69,7 |181,|19,2|128,|18,8|70,8 |
|химической | | |,0 | | |1 | |3 | | |
|пром-ти, каучук | | | | | | | | | | |
|(28-40) | | | | | | | | | | |
|Древесина и |103,3|6,1 |96,|10,0 |92,9 |27,0|2,9 |19,7|2,9 |73,0 |
|изделия из нее | | |0 | | | | | | | |
|(44-49) | | | | | | | | | | |
|Черные и цветные |741,8|43,8 |285|29,8 |38,5 |46,8|5,0 |40,3|5,9 |86,1 |
|металлы | | |,6 | | | | | | | |
|и изделия из них | | | | | | | | | | |
|(72-83) | | | | | | | | | | |
|Машиностроительная|314,3|18,6 |212|22,2 |67,6 |415,|44,1|289,|42,5|69,7 |
|продукция (84-90) | | |,6 | | |3 | |4 | | |
|Текстильная |27,8 |1,6 |21,|2,2 |77,3 |45,1|4,8 |31,0|4,6 |68,7 |
|продукция, обувь | | |5 | | | | | | | |
|(50-67) | | | | | | | | | | |
|Прочие |84,4 |5,0 |82,|8,6 |97,4 |64,4|6,8 |44,8|6,6 |69,6 |
| | | |2 | | | | | | | |
В прошедшем году бартерный экспорт сократился на 41,6% по сравнению с 1997
годом, его стоимостной объем составил 1661,0 млн. долл. (по сравнению с
1996 годом уменьшился в 3,3 раза). Бартерный импорт снизился на 35,3% по
сравнению с 1997 годом (а с 1996 годом - в 2,4 раза) и составил 1768,0 млн.
долл. В 1997 году превышение экспорта над импортом по сравнению с 1996
годом резко сокращается (в 11 раз) и составляет 114,3 млн. долл., а в 1998-
м, впервые за последние 5 лет, импорт превысил экспорт на 107 млн. долл.
В 1998 году соотношение стран дальнего зарубежья и СНГ в бартерном
товарообороте осталось практически на уровне 1997 года, составив 47,8 и
52,2% соответственно.
Основной статьей бартерного экспорта традиционно остаются товары топливно-
энергетического комплекса и металлы, однако, их стоимостной объем в 1998
году значительно снизился: по сравнению с 1997 годом - в 2,1 а с 1996 годом
- в 4,3 раза. Сокращается и их доля в бартерном экспорте. Если в 1996 году
она составляла 61,5%, в 1997 году - 57,7, то в 1998 году - 46,7%. Второй
существенной статьей бартерного экспорта стала машиностроительная
продукция. Несмотря на сокращение стоимостного объема на 31,9% по сравнению
с 1997 годом, его доля увеличилась на 2,9%.
В импорте ведущее место (около трети) занимали машины и оборудование. По
сравнению с 1997 годом стоимостной объем машиностроительного импорта
сократился на 37,8% и его доля составила 30,5%. Почти 2/3
машиностроительного импорта составляет технологическое оборудование.
Во внешней торговле России со странами дальнего зарубежья доля бартера
невелика - 1,8% от товарооборота, и она продолжает сокращаться - с 4247
млн. долл. в 1994 году до 1638 млн. долл. в 1998 году (уменьшение в 2,6
раза).
В бартере за 1997-1998 гг. снижение экспорта шло преобладающими темпами по
сравнению с импортом. Российский бартерный экспорт в 1998 году составил
957,3 млн. долл. (1,7% от всего экспорта в дальнее зарубежье). Его
стоимостной объем сократился по сравнению с 1997 годом на 43,5%. Снижение
объемов экспорта наблюдалось практически по всем товарным группам, кроме
отдельных продтоваров. По черным и цветным металлам (в 2,6 раза), товарам
ТЭК (в 2,2 раза), машиностроительной продукции (в 1,5 раза). Структура
бартерного экспорта несколько отличается от экспорта в целом. Так, если в
общем объеме вывоза на долю сырьевых товаров в 1998 году приходилось 63,6%,
в том числе энергоносители - 29,2%, то в бартере их доля значительно ниже.
В 1998 году удельный вес сырьевых товаров составил 39,5%, в том числе
энергоносители - 9,7%. Несмотря на сокращение в прошлом году экспорта
машиностроительной продукции, его доля составила 22,2% от бартерных
поставок в дальнее зарубежье, тогда как в общем объеме экспорта в эти
страны ее стоимость составила 10%. При снижении в 1998 году бартерного
экспорта оборудования и машиностроительной продукции на 32,4% вывоз
технологического и электрооборудования увеличился.
Российский импорт из дальнего зарубежья в 1998 году сократился на 27,7% и
составил 680,9 млн. долл. (2,1% от всего импорта из этих стран). На фоне
общего снижения ввоза по бартеру в 1998 году наблюдался некоторый рост
закупок средств наземного транспорта, каучука, резины и изделий из них,
органических химических соединений, химических нитей. Важнейшими статьями
бартерного импорта являются машиностроительная продукция, составившая
42,5%, что на 3,2% выше, чем в общем импорте, и продукция химической
промышленности - 18,8% (в общем импорте - 15,6%). В 1998 году продолжалось
сокращение закупок продтоваров (на 27,1% по сравнению с 1997 годом, а с
1996 годом - в 2,3 раза).
Основным торговыми партнерами России в прошедшем году были Китай с
товарооборотом 333,1 млн. долл., Германия - 142,5 млн. долл., Италия -
104,7 млн. долл., США - 102,1 млн. долл., суммарная доля которых составила
41,7% от всего бартерного товарооборота со странами дальнего зарубежья.
Итоги внешней торговли Российской Федерации в рамках товарообменных
операций (млн. долл.)
| | | |В % к| | |1998 г. |
| | | |итогу| | | |
| |1997 |1998 |1997 |1998 |к | |
| |г. |г. |г. |г. |1997 | |
| | | | | |г., в| |
| | | | | |% | |
|Со всеми странами | | | | | | |
|Товарооборот |5576,|3429,|100,0|100,0|61,5 | |
| |3 |0 | | | | |
|Экспорт |2845,|1661,|100,0|100,0|58,4 | |
| |3 |0 | | | | |
|Импорт |2731,|1768,|100,0|100,0|64,7 | |
| |0 |0 | | | | |
|Сальдо |114,3|-107,| | | | |
| | |0 | | | | |
|Со странами дальнего | | | | | | |
|зарубежья | | | | | | |
|Товарооборот |2635,|1638,|47,3 |47,8 |62,2 | |
| |1 |2 | | | | |
|Экспорт |1692,|957,3|59,5 |57,6 |56,5 | |
| |9 | | | | | |
|Импорт |942,2|680,9|34,5 |38,5 |72,3 | |
|Сальдо |750,7|276,4| | | | |
|Со странами СНГ | | | | | | |
|Товарооборот |2941,|1790,|52,7 |52,2 |60,9 | |
| |2 |8 | | | | |
|Экспорт |1152,|703,7|40,5 |42,4 |61,1 | |
| |4 | | | | | |
|Импорт |1788,|1087,|65,5 |61,5 |60,8 | |
| |8 |1 | | | | |
|Сальдо |-636,|-383,| | | | |
| |4 |4 | | | | |
Без данных о торговле России с Белоруссией
Бартер России со странами СНГ, так же как и с дальним зарубежьем,
продолжает сокращаться. В 1998 году по сравнению с 1997 годом снижение
составило 39,1% (по сравнению с 1996 годом стоимостной объем упал в 3,5
раза и составил 1791 млн. долл.). Сокращается и удельный вес бартера в
товарообороте со странами СНГ, составивший по итогам 1998 года 11,4% от
всего объема внешней торговли России с этими странами (в 1997 году - 13,7,
в 1996 году - 25,9%). По сравнению с 1997 годом вывоз и ввоз уменьшились на
39% и составили: экспорт - 703,7 млн. долл., импорт - 1087,1 млн. долл.
В 1998 году российский бартерный экспорт имел традиционную сырьевую
направленность. Около 50% пришлось на долю товаров ТЭК и машиностроительную
продукцию - 17,2%. Снижение объемов наблюдалось по всем основным статьям.
Поставки энергоресурсов упали в 1,8 раза по сравнению с 1997 годом и в 4,9
раза - с 1996 годом, машиностроительной продукции - почти в 1,5 раза по
сравнению с 1997 годом и в 3,9 раза - с 1996 годом.
Снижение импорта также наблюдалось по всем товарным группам. Поставки
машиностроительной продукции сократились в 1,8 раза, металлов - в 1,7,
продовольствия - в 2, продукции химической промышленности - почти в 1,5
раза. Главные статьи импорта из СНГ (66,98%) - черные и цветные металлы,
машиностроительная продукция и продукция топливно-энергетического
комплекса.
Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ, на долю которых
приходилось 83,4%, являлись Украина и Казахстан.
Товарная структура бартерной торговли Российской Федерации со странами СНГ, млн. долл.
|Экспорт | | | | | |Импорт| | | | |
|Наименование |1997 |% к |1998|% к|1998 г.|1997 |% к |1998|% к |1998г|
|товарной группы,|год, |итогу| | |к |год, |итог| |итог|. к |
|код ТН ВЭД |ст-ть| |год,|ито|1997г.,|ст-ть |у |год,|у |1997г|
| | | | |гу | | | | | |., |
| | | |ст-т| |в % | | |ст-т| |в % |
| | | |ь | | | | |ь | | |
|Всего |1152,|100,0|703,|100|61,1 |1788,8|100,|1087|100,|60,8 |
| |4 | |7 |,0 | | |0 |,1 |0 | |
|в том числе: | | | | | | | | | | |
|Продовольственны|49,0 |4,3 |25,2|3,6|51,4 |83,1 |4,6 |40,8|3,8 |49,1 |
|е товары и сырье| | | | | | | | | | |
|для их | | | | | | | | | | |
|производства | | | | | | | | | | |
|(01-24) | | | | | | | | | | |
|Топливно-энергет|624,9|54,2 |349,|49,|55,8 |278,0 |15,5|175,|16,1|63,1 |
|ические товары | | |0 |6 | | | |3 | | |
|(27) | | | | | | | | | | |
|Продукция |108,4|9,4 |88,8|12,|81,9 |135,0 |7,5 |92,8|8,5 |68,7 |
|химической | | | |6 | | | | | | |
|пром-ти, каучук | | | | | | | | | | |
|(28-40) | | | | | | | | | | |
|Древесина и |43,5 |3,8 |23,4|3,3|53,8 |8,6 |0,5 |4,3 |0,4 |50,0 |
|изделия из нее | | | | | | | | | | |
|(44-49) | | | | | | | | | | |
|Черные и цветные|72,6 |6,3 |48,5|6,9|66,8 |523,3 |29,3|302,|27,8|57,7 |
|металлы | | | | | | | |1 | | |
|и изделия из них| | | | | | | | | | |
|(72-83) | | | | | | | | | | |
|Машиностроительн|175,4|15,2 |120,|17,|68,9 |451,1 |25,2|249,|23,0|55,4 |
|ая продукция | | |9 |2 | | | |7 | | |
|(84-90) | | | | | | | | | | |
|Текстильная |14,2 |1,2 |11,5|1,6|81,0 |93,9 |5,2 |49,7|4,6 |52,9 |
|продукция, обувь| | | | | | | | | | |
|(50-67) | | | | | | | | | | |
|Прочие |64,4 |5,6 |36,4|5,2|56,5 |215,8 |12,1|172,|15,9|79,9 |
| | | | | | | | |4 | | |
Без данных о торговле России с Белоруссией
Состав Российской Федерации.
[pic]
1. Республика Адыгея (Адыгея)
2. Республика Алтай
3. Республика Башкортостан
4. Республика Бурятия
5. Республика Дагестан
6. Ингушская Республика
7. Кабардино-Балкарская Республика
8. Республика Калмыкия - Хальмг Тангч
9. Карачаево-Черкесская Республика
10. Республика Карелия
11. Республика Коми
12. Республика Марий Эл
13. Республика Мордовия
14. Республика Саха (Якутия)
15. Республика Северная Осетия
16. Республика Татарстан (Татарстан)
17. Республика Тыва (Тува)
18. Удмуртская Республика
19. Республика Хакасия
20. Чеченская Республика
21. Чувашская Республика - Чаваш Республики
22. Алтайский край
23. Краснодарский край
24. Красноярский край
25. Приморский край
26. Ставропольский край
27. Хабаровский край
28. Амурская область
29. Архангельская область
30. Астраханская область
31. Белгородская область
32. Брянская область
33. Владимирская область
34. Волгоградская область
35. Вологодская область
36. Воронежская область
37. Ивановская область
38. Иркутская область
39. Калининградская область
40. Калужская область
41. Камчатская область
42. Кемеровская область
43. Кировская область
44. Костромская область
45. Курганская область
46. Курская область
47. Ленинградская область
48. Липецкая область
49. Магаданская область
50. Московская область
51. Мурманская область
52. Нижегородская область
53. Новгородская область
54. Новосибирская область
55. Омская область
56. Оренбургская область
57. Орловская область
58. Пензенская область
59. Пермская область
60. Псковская область
61. Ростовская область
62. Рязанская область
63. Самарская область
64. Саратовская область
65. Сахалинская область
66. Свердловская область
67. Смоленская область
68. Тамбовская область
69. Тверская область
70. Томская область
71. Тульская область
72. Тюменская область
73. Ульяновская область
74. Челябинская область
75. Читинская область
76. Ярославская область
77. Москва
78. Санкт-Петербург
79. Еврейская автономная область
80. Агинский Бурятский автономный округ
81. Коми-Пермяцкий автономный округ
82. Корякский автономный округ
83. Ненецкий автономный округ
84. Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
85. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
86. Ханты-Мансийский автономный округ
87. Чукотский автономный округ
88. Эвенкийский автономный округ
89. Ямало-Ненецкий автономный округ
Библиография :
1. Долгов С.И., Васильев В.В., Гончаров С.П. Основы внешнеэкономических знаний: словарь-справочник. — М., Высшая школа, 1990.
2. Киреев А.А. Международная экономика. — М.,
Международные отношения, 1997.
3. Леонтьев В.В. Экономические эссе. — М., Республика, 1992.
4. Международные экономические отношения / Под ред. Р.И. Хазбулатова. — М.,
Новости, 1991.
5. Мировая экономика / под ред. В.К. Ломакина. — М., Анкил, 1995.
6. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фоминского. — М.,
Международные отношения, 1995.
7. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. — М., Catallaxy, 1998
8. Шенаев, Кузнецов “ Западная Европа, парадоксы регулирования экономики”
9. Государственное регулирование кредитно-бюджетной сферы в промышленно развитых странах”, научно-аналитический обзор.
10. Макконнелл “ Экономикс”.
11. По исследованиям РосБизнесКонсалтинг
12. По материалам RBCrus-net
13. По исследованиям специалистов Центрального Банка РФ
14. По официальным данным Росстатагентства
-----------------------
[pic]