Вместе с тем Рынок — нерасторжимое единство его составляющих.
Самая важная функция рынка - регулирующая. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство.
Конкуренция, без которой рынок немыслим, стимулирует производителя, поощряет рост производительности труда, повышение качества. На макроуровне конкуренция обеспечивает приток капиталов в наиболее перспективные для получения прибыли отрасли. Одной из главных задач государства является поддержание работы этого механизма. Также важную роль в рыночном регулировании играет баланс спроса и предложения.
Вкупе это и дает эффект "невидимой руки" Адама Смита.
Рынок выполняет информационную функцию. Через данные о меняющихся ценах, процентных ставках, курсах валют и т.д. рынок поставляет участникам товарооборота информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг.
Посредническая функция рынка дает возможность оптимального выбора конкретным покупателем конкретного продавца и наоборот. Эта функция может быть реализована лишь на рынке с достаточно развитой конкуренцией.
Ценообразующая функция рынка формирует отражение общественной стоимости того или иного товара или услуги - меновое соотношение, устанавливает связь между стоимостью и ценой, которая чутко реагирует на изменения условий.
Рынок также выполняет санирующую функцию. Она позволяет жестко отбрасывать в сторону неэффективно работающие субъекты экономических отношений. В этом плане рынок является достаточно жестокой и даже беспощадной системой, но это приносит в конечном счете повышение общей устойчивости национальной экономики в целом.
Итак, на основании всего вышесказанного, мы можем прийти к выводу, что современная рыночная экономика, обладая определенными недостатками, является все же самой эффективной системой хозяйствования.
1.3. Частная собственность как основа рынка
Экономическую основу рыночной экономики составляет обособление хозяйствующих субъектов в качестве собственников. Это означает, что каждый собственник свободен и волен решать, как и для чего использовать принадлежащие ему ресурсы — производить ли нужные обществу товары и услуги самостоятельно, объединяться ли с другими собственниками для этих целей или, за неимением других возможностей, продавать единственное свое достояние — способность к труду. Таким образом, главным составным элементом экономической основы рыночной экономики выступает частная собственность на факторы производства, порождающая частный характер их присвоения.
Переход к рыночным отношениям возможен только при условии самостоятельности, свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства хозяйствующих субъектов [13, 189].
Рассмотрим подробнее этот процесс.
Приватизация - коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности - государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции [14, 537].
Рассмотрим основные определения приватизации в словарях.
Приватизация – передача (продажа) принадлежащих государству предприятий, средств транспорта, жилых зданий и т.п. в частную собственность [15, 657]
Приватизация – процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. [16, 480]
Приватизация – возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества (объектов приватизации), находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц в соответствии с федеральным законодательством [17, 526].
Приватизация – процесс приобретения физическими или юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству [18, 253].
Приватизацию иногда называют тихой революцией, которая завоевывает мир. В самом деле, в той или иной мере в этом процессе ныне участвуют более 50 стран: распродаются государственные предприятия, сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под государственного контроля, сдаются в аренду правительственные службы. Стремительность и размах этих преобразований особенно усилились в 1981 г., и теперь они проводятся в странах всех идеологических направлений и с любым уровнем развития. Идея приватизации оказалась актуальной и привлекательной для многих государств, разительно отличающихся друг от друга.
Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.
Именно этому Н. Назарбаев уделяет особое внимание в послании народу страны «Казахстан 2030». Он пишет, что власть на местах должна прекратить все виды вмешательства в экономику, заниматься посевными работами, уборкой урожая и т.п [19,81]
Но способ присвоения не является случайным. Он обусловлен уровнем развития материальной базы производства. Нелепо и экономически нерационально создавать государственные предприятия по оказанию мелких услуг населению (например, по ремонту обуви или одежды). С другой стороны, сегодня трудно представить, чтобы такие крупные объекты, как железные дороги, портовые сооружения, гиганты автомобильной промышленности принадлежали одному лицу. Никакой, даже самый крупный личный капитал не способен «переварить» подобные объекты, обеспечить их эффективное функционирование и развитие. И тем не менее, они могут находиться в частной собственности благодаря тому, что рыночная экономика создает возможность объединения индивидуальных капиталов, не пренебрегая самыми мелкими их вложениями. Там и тогда, где и когда это выгодно, возникают групповые (иногда их называют «коллективными») формы частного присвоения.
Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой, являются следующие:
— количество участников данного хозяйственного объединения;
— собственник применяемого капитала;
— способ распределения прибыли и убытков;
— форма управления предприятием;
— источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта;
— пределы имущественной ответственности. Согласно закону, хозяйственной деятельностью могут заниматься как «физические», так и «юридические» лица.
Физическое лицо — это гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью единолично, не принимая статус «юридического лица». Право предпринимательской деятельности наступает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Такой предприниматель самостоятельно решает вопросы — что, как и для кого производить. Источником имущества, необходимого для начала индивидуальной предпринимательской деятельности, могут быть собственные накопления, помощь друзей или полученные в банке кредиты. Риск неудачи целиком лежит на индивидуальном предпринимателе. Он несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением того имущества, на которое в соответствии с законом не может быта обращено взыскание).
К индивидуальным предпринимателям относится и глава крестьянского хозяйства («фермер»). Деятельность фермера также осуществляется, как формулируется в законе, «без образования юридического лица». Предпринимателем фермер признается с момента государственной регистрации. Однако имущество крестьянского хозяйства принадлежит всем его членам на праве совместной собственности, а не исключительно главе хозяйства (если договором между ними не установлен иной порядок). Поэтому владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом, как и плодами и доходами от производственной деятельности, они могут как сообща, так и в порядке, достигнутом соглашением между членами крестьянского двора.
Другая группа организационно-правовых форм хозяйствования охватывается общим понятием «юридических лиц». Признаки юридического лица состоят в том, что это прежде всего — организация, т.е. определенным образом организованное объединение лиц, которое:
— имеет обособленное имущество,
— отвечает этим имуществом по своим обязательствам,
— может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права,
— нести обязанности,
— быть истцом и ответчиком в суде,
— иметь самостоятельный баланс или смету.
Указанные организации как юридические лица могут быть двух типов:
во-первых, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; такие организации являются «коммерческими»;
во-вторых, не преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками; такие организации признаются «некоммерческими».
Ведущее же место в рыночной экономике принадлежит предпринимательским структурам. Организационно-правовые формы, в которых выступают коммерческие организации — юридические лица, это:
1) частные предприятия,
2) хозяйственные общества,
3) производственные кооперативы,
4) государственные и муниципальные унитарные предприятия.
2. Механизм рыночных отношений
2.1. Виды рынков
Различают местный (в пределах села, города, региона), национальный (внутренний) и мировой (внешний) рынки.
Первоначально, при простом товарном производстве, возникают местные рынки, где сбываются преимущественно предметы повседневного потребления. Из-за слабого развития общественного разделения труда рынки не отличались значительным разнообразием ассортимента товаров (их набором по различным видам, наименованиям и назначениям).
В Древней Греции и Древнем Риме, а затем в средневековых городах Европы рынком называли торговую площадь. Она обычно располагалась в центре города и со всех сторон была окружена зданиями (там помещались ремесленные мастерские, торговые лавки, государственные учреждения и др.). Продавцы разных видов продуктов располагались на рыночной площади обычно в определенных, традиционно закрепленных за ними местах. Этим и ограничивалась дифференциация (расчленение) рынка.