¾ привлечение коммерческих банков к участию в проекте на основе предлагаемой банком технологии рефинансирования их земельно-ипотечных активов;
¾ меры по формированию рынка ценных ипотечных бумаг, обеспеченных земельными активами, что позволит привлекать на финансовом рынке денежные средства, необходимые для дальнейшего наращивания объемов кредитования на основе земельной ипотеки.
Региональные органы власти и органы местного самоуправления с участием Россельхозбанка проведут широкомасштабную просветительскую и ознакомительную кампанию, чтобы довести до собственников земли возможности привлечения ими заемных средств на основе земельно-ипотечных кредитов.Они будут содействовать созданию условий для оформления, ускоренной и упрощенной регистрации прав собственности сельских товаропроизводителей на их земельные участки, совместно с коммерческими банками обеспечат функционирование нормального процесса оборота прав собственности на землю. В конце 2005 года Минсельхоз России и ОАО «Россельхозбанк» направили в регионы совместное письмо, в котором указаны основные направления совместных действий региональных органов власти и подразделений банка, связанных с формированием их заинтересованности в реализации программы.
Россельхозбанк на основе разработанной им программы в 2006 году реализует ряд пилотных проектов земельно-ипотечного кредитования в нескольких регионах Российской Федерации и в дальнейшем планирует наращивать объемы такого кредитования по мере появления конкретных заемщиков.
Предусматривается создание при банке земельно-ипотечного агентства, которое возьмет на себя основную задачу по созданию инфраструктуры подобного кредитования, в частности развитие рынка земельно-ипотечных ценных бумаг.
Банк планирует включить в эту систему и другие коммерческие банки, которые могут рефинансироваться у него под залог своих земельно-ипотечных активов.
В соответствии с действующим законодательством в залог могут быть переданы:
– земельные участки, принадлежащие физическому или юридическому лицу на праве собственности;
– земельные участки, выделенные в натуре в счет доли в праве общей долевой собственности на земельные участки.
Не могут быть предметом ипотеки:
¾ земельные участки, изъятые из гражданского оборота, в том числе земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;
¾ земельные участки или части земельных участков, площадь которых меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования;
¾ земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которые по закону не может быть обращено взыскание.
Предметом ипотеки может быть как сам земельный участок, так и арендные права на него. Закон устанавливает для этого вида залога особый режим, согласно которому ипотека этого права может осуществляться только с согласия собственника земельного участка (арендодателя) на срок, не превышающий срок аренды.
На развитие сельскохозяйственного производства, улучшение земель, приобретение земельного участка и т.д.
Подробную информацию и необходимые консультации о порядке оформления ипотечного кредита и необходимых для этого документов можно получить в региональных филиалах Россельхозбанка.
Реализация проекта в качестве обязательной предпосылки должна исходить из необходимости разработки региональных программ, каждая из которых рассматривает проблему как комплексную, т.е. решаемую только синхронно с другими.
Наряду с организационными и методическими позициями в программах должны четко прослеживаться региональные и отраслевые приоритеты, требования к организационно-правовым и корпоративным стандартам функционирования их участников, критерии отбора или допуска к ним, гарантированные по объемам и срокам направления источники финансирования, прогнозируемые параметры деятельности и социально-экономический эффект, а также инструменты предварительного, текущего и последующего контроля.
4.6 ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.
В качестве решающих факторов успеха проекта следует назвать:
¾ сохранение высокого политического значения проекта, его приоритетности;
¾ правильно поставленную организационную и общественную подготовку проекта всеми его участниками, и в первую очередь – региональными и муниципальными органами управления;
¾ формирование доступной и масштабной системы информирования сельского населения о задачах и возможностях участия в проекте;
¾ строго организованный подход к отбору и допуску к программе ее потенциальных участников на основе объективного бизнес-планирования и учета человеческого фактора;
¾ соблюдение в процессе создания и функционирования структур проекта предварительно согласованных целевых, производственных и экономических параметров;
¾ создание технологически выверенных и адекватных проблематике финансовых и корпоративных инструментов для достижения поставленных задач;
¾ обеспечение устойчивого финансирования проекта на всех его этапах;
¾ правильно сформулированную систему мониторинга и контроля реализации проекта.
Реализация указанного направления проекта позволит в значительной степени улучшить, а в ряде случаев – создать мелким товаропроизводителям условия для наращивания объемов производства; гарантированного сбыта продукции; повышения уровня товарности хозяйства; роста уровня доходности хозяйств; увеличения занятости и снижения скрытой безработицы.
Объемы реализации продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, увеличатся к началу 2008 года на 6% по сравнению с 2005 годом.
Эффект от реализации приоритетного направления проекта «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» можно оценить следующим образом: объемы реализации продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, увеличатся к началу 2008 года на 6% по сравнению с 2005 годом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Производственный потенциал аграрного сектора находиться на переходном периоде. Поэтому необходимо осуществление программы государственной поддержки агропромышленного комплекса, целевое выделение средств из государственного бюджета, использование финансовых источников на местах, привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных.
По-видимому, ближайшие 2-3 года определят будущее АПК России - как прогрессирующей и развивающейся отрасль, находящуюся в независимости от импорта продовольствия.
Имеющийся природный потенциал при условии создания надлежащих экономических условий может способствовать возрождению аграрного сектора. Однако в огромной степени это будет зависеть от коренного пересмотра принципов аграрной политики в сторону обеспечения приоритета этой отрасли экономики и создания надлежащих предпосылок его развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Войтех В. Влияние государства на рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия.// АПК: экономика управления -1995-№2-с.60
2. Грей К. Роль государства в аграрном секторе США. // Экономика сельского хозяйства России -1997-№4-с.31-32
3. Дайджест: Аграрная политика Польши.// Экономика сельского хозяйства России-1998-№4-с.35
5. Кучуков Р. Ценообразование в АПК стран с развитой экономической экономикой. //АПК: экономика управления -1997-№7-с.55
6. Лебедева О. Государственное регулирование сельским хозяйством в США //АПК: экономика управления -1996-№7-с.73-76
7. Масленников В. Аграрный сектор в развитых зарубежных странах.//-Диалог- 1996- №3- с.37
9. Назаренко В. Мировой продовольственный рынок. .//АПК: экономика управления -1996-№2-с.28-33
10. Приходько Т. Управление сельским хозяйством в Финляндии.//АПК: экономика управления -1996-№7-с.25
11. Приходько Т Приходько Т. Управление сельским хозяйством во Франции.//АПК: экономика управления -1996-№2-с.25-27
12. Руцкой А. Радугин Н. Продовольственная безопасность: зарубежный опыт.//АПК: экономика управления -1997-№2-с.7
13. Тарьяну Б. Государственное регулирование Венгрии.//АПК: экономика управления -2000 -№11-с. 36
14. Чирков Е. Государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства. //АПК: экономика управления -
1998-№7-с.73-76
15. Шипош А. Халмаи П. Цели аграрной политики Венгрии. //АПК: экономика управления -1999-№8-с.54-57
16. А.Г. Папцов. Анализ основных параметров развития АПК России в условиях осуществления экономических преобразований.// Обзорная информация. - Москва, 1995 г.
17. В.И. Новичков. Развитие аграрных отношений в условиях радикальной экономической реформы. - Саратов, 2003 г.
18. Государственный информационный сайт www.rost.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10