Рыночный спрос и предложение, рынок олигополии
p> Изменение ожиданий. Изменение ожиданий могут сдвигать кривую предложения так же, как они сдвигали кривую спроса. Взять для примера фермерское хозяйство. Фермер выбирает, какие культуры ему сеять, руководствуясь не столько текущими ценами, сколько теми ценами, которые, как он ожидает, будут существовать во время сбора урожая. На предложение также влияют и более долговременные соображения. Каждая культура требует соответствующего оборудования и технологий. Рост цен на помидоры стимулирует перемещение ресурсов в это производство. Этот стимул будет гораздо более действенным, если фермеры ожидают, что повышение цен на помидоры долговременно и стабильно. При наличии такого ожидания фермеры будут стремиться купить специальное оборудование и научиться технологии выращивания помидоров.

Движение вдоль кривых и сдвиги кривых

Следующий шаг в построении рыночной модели «спрос — предложение» состоит в том, чтобы поместить кривые спроса и предложения в одну систему координат.

Для кривой спроса, и для кривой предложения, изменение цены товара приводит к движению точки вдоль графика. Все возможные влияния изменений цен как бы «встроены» в эти кривые при их построении. Поэтому цена товара отложена по одной из осей координат.

Если построить двумерную систему координат, то изменения других переменных не могут быть отражены таким же образом. Любое изменение переменной, подпадающей под наше допущение о «прочих равных», графически выражается сдвигом кривой спроса или предложения. (Здесь имеются в виду цены на другие товары, доходы потребителя, ожидания и любые другие переменные, не отраженные на осях графика.)

Взаимодействие спроса и предложения

Рынки передают информацию в форме цен: людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупателя планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди планируют купить или продать определенные количества товара,

На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Когда они встречаются для торговли, то оказывается, что многие не в состоянии выполнить намеченные планы. Возможно, что общее количество товаров, которое потребители планируют купить, больше, чем количество товаров, которое производители желают продать по существующей цене. В этом случае некоторым покупателям придется менять планы. Возможно также, что планируемый сбыт превысит планируемое потребление по данной цене. Тогда изменятся планы продавцов.

Иногда происходит так, что суммарное количество товара, предложенное производителями, в точности совпадает с количеством товара, которое потребители планируют купить. Бели планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы менять. В этом случае рынок находится в состоянии равновесия.

Рыночное равновесие

Кривые спроса и предложения, отражающие планы покупателей и продавцов, могут быть использованы для графической демонстрации рыночного равновесия. Если сравнить планируемые количества продаж по каждой цене с планируемыми по этим же ценам количествами купленных товаров, то видно, что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателя совпадают. Эта цена является равновесной ценой. Если все покупатели и продавцы будут строить свои планы, учитывая указанную цену, то никому не придется перестраиваться «на ходу»,

Дефицит

Но что же произойдет, если по какой-то причине люди строят свои планы, основываясь не на равновесной цене.

Дефицит и товарные запасы. На большинстве рынков первым признаком дефицита является резкое уменьшение товарных залам», т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к продаже или использованию.
Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса. Когда количество запасов уменьшается и падает ниже запланированного уровня, то продавцы меняют свои планы. Они могут попытаться восполнить запасы, наращивая выпуск или, если они сами не производят товар, они могут увеличить заказ производителю. Некоторые продавцы будут извлекать выгоду из возросшего спроса, увеличивая цену, т. к. они знают, что покупатели готовы заплатить больше. Но каковы бы ни были детали, в результате произойдет движение вверх по кривой предложения, так как цена и количество товара возрастут.

Так как дефицит оказывает давление на цену снизу, то покупатели тоже будут вынуждены менять свои планы. Двигаясь влево и вверх по кривой спроса, они будут урезать свое потребление. В результате изменения планов покупателей и продавцов рынок приходит к равновесию.

Дефицит и очереди. На большинстве рынков продавцы обладают товарными запасами. Однако существуют и исключения. Запасы невозможны на рынках услуг
— в парикмахерских, прачечных я тому подобных предприятиях. Также и многие товары, такие как здания, строящиеся по заказу, машинное оборудование для специальных целей, не могут храниться в запасе. Продавцы на рынках этих товаров не начинают производства, пока не заключают договор с покупателями.

На рынках, где не существует товарных запасов, признаком дефицита является очередь покупателей. Очередь может принимать как форму толпы людей, ожидающих, чтобы их обслужили, так и форму списка имен в книге заказов. Очередь—это признак того, что при существующей преобладающей цене покупатели желают потреблять товар быстрее, чем производители планируют его предлагать на рынок. Однако покупательские запросы не всегда могут быть удовлетворены сразу. Покупатели обслуживаются в порядке очереди.

Избыток товара. Рассмотрев ситуацию, когда продавцы и покупатели ожидают цены, более низкой, чем равновесная, можно перейди к анализу противоположного случая. Предположим, что по какой-то причине покупатели и продавцы ожидают, что цена будет выше, и соответственно этим ожиданиям планируют свою деятельность. Когда величина предложения превосходит величину спроса на товар, то возникает избыток.

Избыток и товарные запасы. Когда существует избыток продукта, то продавцы не могут продать все, что они надеялись продать по данной цене. В результате их товарные запасы увеличиваются и вскоре превышают тот уровень, который был запланирован на случай нормальных изменений спроса.

Продавцы ответят на рост запасов изменением своих планов. Одни из них сократят выпуск товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить покупателя потреблять больше, и таким образом уменьшат свои чрезмерные запасы. Третьи сделают и то, и другое. В результаты этих изменений произойдет перемещение влево и вниз по кривой предложения.

Так как чрезмерные товарные запасы «давят» на цену сверху, то покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что цыплята стоят дешевле, чем они.

Так как чрезмерные товарные запасы «давят» на цену сверху, то покупатели также меняют свои планы. Убедившись, что цыплята стоят дешевле, чем они ожидали, что они двигаются вниз и вправо по кривой спроса. Когда это происходит, рынок возвращается в состояние равновесия.

Избыток и очереди. На рынках, где не существует товарных запасов, избыток приводит к формированию очередей продавцов, ищущих покупателя.
Хороший пример — очереди такси перед аэропортами. Иногда плата за проезд из аэропорта в город достаточно велика, чтобы привлечь избыточное количество таксистов. В некоторых городах таксисты, находящиеся далеко в конце очереди, пытаются привлечь пассажиров, предлагая свои услуги за пониженную плату. Однако часто существуют правила, запрещающие брать плату меньше тарифа. В этом случае очередь растет до наступления следующего часа пик (т. е. до резкого возрастания спроса).

Олигополия

Олигополия – это такая рыночная структруа, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.

Существует два вида олигополии. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят идентичный продукт. Второй – когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары.

Однако в том и другом случае фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Так, если одна фирма будет усиленно рекламировать свою продукцию или участвовать в создании новой модели изделия, то она должна почти наверняка ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и поэтому, принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.

Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу “всех против всех”. В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или же – в качестве другой крайности – бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения.

Последний вариант чаще всего осуществляется в форме ценовой войны – постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою очередь тоже снизят свои цены. Этот процесс может иметь несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы: оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются со средними издержками. В этом случае исчесзнет источник экономической прибыли и на рынке воцарится ситуация, близкая к совершенной конкуренции.
От подобного исхода в выигрышном положении, естественно, остаются потребители, в то время как производители все до одного никакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений, основанных на учете возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция. Процесс принятия подобных решений рассматривается на примере взаимоотношения двух фирм в модели дуополии, впервые предложенной французским экономистом А. Курно в 1838г.

Теория олигополистического ценообразования

Основателем теории считается французский экономист Августин Курно.
Рассматривая взаимодействие олигополистов, он показал, что каждая фирма предпочитает производить такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода:

Для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать