При единственном продавце возникает монопольная цена. По мере увеличения количества продавцов цена равновесия падает, пока она не приблизится к предельным издержкам. Таким образом, модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается тем больше, чем больше возрастает число продавцов.
Многие экономисты постулировали, что фирмы ожидают реакции своих соперников на изменение цен или объемов продаж. Модель Курно, в которой допускается бездействие соперника (объем его продаж фиксирован), подвергалась критике.
Значительный шаг вперед в теории олигополистического ценообразования
сделал американский экономист Э. Чемберлен, выдвинув положение о
взаимозависимости производителей. Когда количество продавцов небольшое и
продукт стандартизирован, олигополисты будут избегать действий, которые
привели бы к ухудшению положения всех в результате принятия ответных мер.
Из существования взаимозависимости вытекало, что общий интерес
олигополистов заключается в установлении высокой цены. Вывод Чемберлена
имел важное значение для антитрестовской политики: монопольная цена может
быть установлена без наличия явного сговора. Необходимость формальных
отношений между олигополистами отсутствует. В экономической литературе
такая ситуация иногда называется доктриной сознательного параллелизма
(сознательного параллельного поведения). Олигополии действуют независимо
(никаких соглашений между ними нет), но они не конкурируют друг с другом.
Следующим шагом в разработке теории олигополистического
ценообразования была теория ломаной кривой спроса, разработанная
американскими экономистами Р. Холлом, С. Хитчем, П. Суизи. Он объясняет,
почему олигополистические фирмы отказываются от частного понижения цен
(рис. 6)
Рис. 6. Ломаная кривая спроса
Предположим, что у фирмы цена за единицу продукта ОР, а объем продаж
OX (рис. 6а), DEF – кривая спроса на товары фирмы. Она принимает решение
повысить цену на свои товары. Новая цена ОР1 . Другой вариант: она понижает
цену до ОР2 . Предположим далее, что соперники следуют за фирмой при
установлении цен. В таком случае GEH представляла бы кривую спроса фирмы,
совпадающую с кривой спроса ее соперников. На практике же, если фирма
поднимает цену, соперники не следуют за ней и не повышают цену, с тем чтобы
увеличить свою долю рынка за счет фирмы. Если фирма понижает цену,
соперники реагируют на такое сокращение, с тем чтобы предотвратить потерю
своей доли рынка. Таким образом, завершающая кривая спроса составляется из
двух сегментов DE и EH с переломом в точке Е. Сотрем отрезки GE и EF и
получим ломаную кривую спроса в данной отрасли DEH (рис. 6б). Фирмы не
реагируют на повышение цен и снижают цены вслед за снижением цен одной из
них.
При высокой рыночной концентрации ценовые решения продавцов взаимозависимы. Олигополистические фирмы исходят из того, что прибыли будут выше, когда проводится общая политика, чем когда каждая фирма преследует свои узкоэгоистические интересы. В олигополистических отраслях действует тенденция в направлении к коллективным действиям, приближая ценовое поведение к чистой монополии.
Фирмы, действующие в рамках олигополистической структуры ранка, стремятся к созданию системы связей, которая позволила бы координировать поведение в общих интересах. Одной из форм такой координации является так называемое лидерство в ценах. Оно состоит в том, что изменения в справочных ценах объявляются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными, следующими в ценовой политике за ней.
Взаимодействие фирм на рынке в условиях олигополии.
В зависимости от ситуации, некоторые олигополии могут действовать во многом так, как совершенно конкурентные рынки, имея цены равные или близкие к предельным издержкам. Другие, заключив или не заключив открытое соглашение, могут действовать больше как монополии, имея цены выше предельных издержек, и, в результате, - большие чистые убытки.
Когда экономисты не могут ответить на вопрос о положении на рынке с помощью чистой теории, они прибегают к статистическим методам. В идеале следовало бы измерить разрыв между ценой и предельными издержками в точке рыночного равновесия, но такая возможность открывается очень редко. При отсутствии достоверных данных о предельных затратах допустимо использовать косвенный подход. Если удается установить, что фирмы в концентрированных отраслях получают прибыли, превышающие альтернативную стоимость капитала, можно заключить, что они ведут себя больше как монополисты, чем как совершенные конкуренты. Если, с другой стороны, фирмы в отраслях с высоким уровнем концентрации получают только “нормальные доходы”, при которых нормы прибыли на капитал в более и в менее концентрированных отраслях. По этой причине многие споры о взаимодействии фирм на рынке в условиях олигополии фокусируются на нормах прибыли.
Первым, кто попытался, систематизировано применить этот подход, был профессор Университета Калифорнии Джо Бейн. В 1951 году Бейн опубликовал результаты исследования 42 отдельных отраслей за 1936 - 1940 годы. согласно данным анализа Бейна, отрасли, имеющие степень концентрации выше 70, получили больше прибыли, чем менее концентрированные отрасли. Связь между доходами и концентрацией не была ни совершенной, ни сильной, но она существовала. В течение 50 - 60-х годов студенты и последователи Бейна распространили его исследования на другие отрасли и годы. Многие из них получили такие же результаты.
Установлено наличие слабой, но устойчивой связи между доходами и концентрацией. Экономисты пришли к выводу, что в целом, чем выше уровень концентрации отрасли, тем ближе взаимодействие фирм в ней к картелю или монополии. Это будет верно даже в том случае, если между конкурентами не будет соглашения о повышении цен и дележе рынка.
Формальные теории олигополии.
В течение ряда лет многие экономисты предлагали различные формальные теории олигополии. Целью таких теорий является определение равновесной цены и объема выпуска для олигополистической фирмы. Что же касается отрасли, целью выступает определение таких характеристик рыночной структуры, как количество фирм, степень концентрации, уровень затрат и технологии, кривая спроса. Пока не выработано общей теории, но существует несколько частных теорий и исследований отдельных ситуаций. Они способствуют более глубокому пониманию проблем олигополии.
Теория Курно и ее вариации.
Первая попытка создать теорию олигополии была предпринята в работе,
опубликованной Августом Курно в 1838 году. Курно поставил проблему
олигополистической взаимосвязи - необходимости каждой фирме принимать в
расчет поведение конкурентов при определении своей рыночной стратегии.
Чтобы понять поведение конкурирующих фирм, нужно, как считал Курно, сделать
простое предположение относительно реакции каждой фирмы на поведение
конкурентов.
В своей первоначальной постановке проблемы Курно предполагал, что
каждая фирма будет действовать так, как будто она не ожидает от своих
конкурентов изменения цен или объемов выпуска, величиной переменной.
Согласно “ценовой” вариации теории Курно, каждая фирма устанавливает цену
так, как будто она ожидает, что другие фирмы отрасли оставят свои цены
неизменными. На рисунке 1 изображено, как ценовая теория Курно может
работать в отрасли, состоящей только из двух фирм. Каждая фирма запрашивает
определенную цену, максимизирующую прибыль при любой цене, которую может
установить конкурент. Эти цены изображены в виде так называемых кривых
реакции. Например, кривая реакции первой фирмы показывает, что она
установит цену 60 долларов, если ее конкурент имеет цену 50 долларов (точка
S). Если вторая фирма запросит 150 долларов, первая - 130 (точка Т).
В крайнем случае, фирма 2 может запросить так много, что ее цена выведет ее из рынка, оставив первой фирме чистую монополию. В этом случае фирма 1 максимизирует прибыль, установив цену 150 долларов, что показывает прерванная кривая, называемая “монопольная цена фирмы 1”. Монопольная цена фирмы 2 показана таким же образом. Эти две кривые реакции могут определяться кривыми издержек двух фирм и кривыми спроса. Формирование их здесь не показано.
При наличии этих кривых реакции ситуация олигополии по Курно может
быть описана примерно так. Представьте себе сначала, что фирма 1 -
единственный производитель данного товара. Поскольку она - чистый
монополист, она максимизирует прибыль, устанавливая цену 150 долларов.
Затем на рынке появляется фирма 2. По теории Курно фирма 2 устанавливает
свою цену так, как будто она предполагает, что фирма 1 будет и дальше
держать цену 150 долларов. При таком предположении фирма 2 установит цену
125 долларов, что показывает точка А на ответной кривой фирмы 2.
В таких условиях фирма 1 начнет ощущать наличие конкурента. Видя, что фирма 2 отняла у нее множество потребителей с помощью гораздо более низкой цены, она двинется к точке В по своей кривой реакции, снизив собственную цену до 115 долларов.
Фирма 2, вступившая на рынок и полагающая, что фирма 1 будет держать
цену в 150 долларов, должна теперь как-то отреагировать. При наличии у
первой фирмы цены 115 долларов фирма 2 снижает свою цену до 108 долларов
(точка С). Это вызывает понижение цены фирмой 1 до 107 долларов (точка D).
После серии движений и контрдвижений в сторону дальнейшего понижения, цены
двух фирм сходятся на равновесной - 100 долларов в точке Е.
В теории Курно привлекательны две вещи. Во-первых, она приводит к
стабильному равновесию. При ценах выше точки пересечения двух ответных
кривых каждая фирма имеет стимул снижать цену, установленную конкурентом.
При ценах ниже точки пересечения, каждая фирма имеет стимул спросить
больше, чем ее конкурент.
Таким образом, при этом предположении существует только одна цена, которую может установить рынок. Во-вторых, так как эта теория распространяется на рынки не только с двумя фирмами, можно доказать, что равновесная цена движется постепенно от монопольной цены к цене, равной предельным издержкам.. Следовательно, равновесие Курно в отрасли, где существует только одна фирма, достигается при монопольной цене; в отрасли с большим числом фирм - при конкурентной цене; а в олигополии различных размеров - колеблется в этих пределах.
Тем не менее, существует одна тревожащая экономистов деталь в теории
Курно. В основе теории лежит предположение каждой фирмы, что ее конкуренты
не отреагируют на изменение фирмой цен. Но даже однодневная жизнь в мире
Курно подтверждает ошибочность такой предпосылки. В примере с рисунком 1
фирма 2 возникает на рынке, предполагая, что фирма 1 не обратит внимания на
ее появление. Но фирма 1 реагирует так же, как фирма 2. Вместо того чтобы
вести эту бессмысленную ценовую войну, не появится ли у каждой фирмы мысли
о том, как снизить свою цену так, чтобы проучить конкурента? Теория Курно
не предусматривает такой возможности.