Рынок его структура и функционирование

— количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое предложение согласно продать;

- отсутствует тенденция изменения цен и количеств товара, исключены  также прочие экономические условия.

Из графика 6 следует, что равновесие спроса и предложения установилось на уровне точки В, которая соответствует определенному ценовому значению Р и количеству продаж Kр, удовлетворяющему этому ценовому равновесию. В указанных значениях, в течение фиксированной единицы времени, экономические интересы продавцов и покупателей совпадут, уравновесятся, будут удовлетворительны для обеих сторон. Любое понижение цены, отклонение ее от точки равновесия означает превышение спроса над предложением. И наоборот, рост цены выше равновесной точки вызовет ситуацию превышения предложения над спросом.

Разумеется, в реальной действительности колебательные отклонения происходят не так редко: равновесие - это скорее динамичное, чем статичное состояние экономики. Но, фиксируя равновесие в данном временном отрезке, можно объяснить то, что происходит за пределами точки равновесной цены. Из графика 6 видно, что высокие цены предложения могут послужить причиной товарного избытка, перепоризводства и переполнения рынков, а значит, и затруднений с продажей товаров данного вида. И наоборот, недостаточное количество товара на рынке вызовет избыток спроса, “изнанкой” которого является дефицит, ажиотаж и другие нездоровые явления. Уравновешивание спроса и предложения сопровождается движением цены, ее отклонением в ту сторону, где требуется противовес для установления равновесия на рынке. Таков в наиболее общем виде механизм установления цены на конкурентном рынке любого из множества товаров. По каждому виду товаров - свой равновесный уровень цены, поэтому принято считать, что существует множество рынков, равное множеству товаров (например, рынок стали, рынок автомобилей, рынок одежды, рынок рабочей силы, рынок денег, валют и т. д.). Равновесие—закон для каждого из них, благодаря чему поддерживается равновесие экономической системы в целом.


1.4. Роль государства в рыночной экономике


Государственные органы играют большую роль в экономической жизни. Государство влияет на рынок:


1.      Разрабатывая законы, нормы и правила.

2.      Покупая и продавая товары и услуги.

3.      Осуществляя трансфертные платежи.

4.      Облагая налогами.

5.      Предпринимая попытки стабилизировать экономику.

6.      Воздействуя на распределение ресурсов.

 

1. Государственные органы власти определяют право­вую основу, в соответствии с которой устанавлива­ются основные нормы (правила) владения собствен­ностью и функционирования рынков. Если правовая основа не допускает частной собственности на пред­приятия, то экономика — социалистическая; если предприятия находятся в собственности отдельных лиц и действуют ради частной прибыли, то экономика — капиталистическая. Даже в наиболее “чистых” капиталистических экономиках существуют ограничения на права собственности. Например, как верно то, что не каждый может владеть писто­летом, так верно и то, что люди не являются пол­ностью свободными в использовании своей соб­ственности в соответствии со своими желаниями;

так, строительство фабрики на территории жилых массивов является, как правило, незаконным актом.

Вдобавок к этому государственные органы всех уровней регулируют экономическое поведение, устанавливая подробные правила (нормы) деятель­ности предприятий. Регулирующие правила прости­раются от зональных требований, ограничивающих использование земли и размещение предприятий, а также правил соблюдения техники безопасности и охраны здоровья на предприятиях и строительных правил до попыток полного запрещения некоторых видов экономической деятельности, таких, как продажа героина. Некоторые правила относятся ко всем предприятиям; в их число входят законы против мошенничества и расовой дискриминации при найме на работу, а также антитрестовские законы, которые (кроме всего прочего) запрещают соглаше­ния между конкурентами об установлении фикси­рованных цен. Некоторые правила касаются только определенных отраслей, как, например, требования к парикмахерам и врачам иметь соответствующую подготовку, и законы, запрещающие конкуренцию с местной электрической компанией.

2. Государственные структуры покупают и производят много товаров и услуг, таких, как оборона, образо­вание, парки и дороги, которыми они обеспечивают фирмы и домашние хозяйства. Большая часть этих блат, например оборона и образование, предоставля­ется пользователям без непосредственной их опла­ты. Некоторые, как, например, поездки на местных автобусных маршрутах, пользование автотрассами и государственные издания, оплачиваются непосред­ственно пользователями.

Государственным структурам, как и частным фирмам, приходится решать, что покупать и что производить самим. Например, обычно государственные органы приобретают компьютеры, но сами производят программы, необходимые для рабо ты на компьютерах. Для этого они должны выступать как покупатели на рынках программных продуктов.

Государственные структуры также производят и продают товары и услуги. Во многих странах находятся в собственности государства телефонные компании, системы снабжения электроэнергией. В некоторых штатах США только государственные магазины (находящиеся в собственности правительства штата) могут продавать алкогольные напитки. В ряде зарубежных стран государство является монопольным продавцом табачных изделий.


3. Органы государственного управления производят трансфертные платежи, такие, как выплаты пособий по социальному обеспечению и безработице отдель­ным гражданам.

Трансфертные платежи представляют собой выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление в текущем периоде какой-либо непосредственной экономической услуги.

Оклад пожарного не является трансфертным платежом; чек социального страхования — это трансфер­тный платеж, так же как и пособия по социально­му обеспечению и безработице.

Государственные расходы равны сумме государ­ственных покупок товаров и услуг и выплат транс­фертов.


4. Государственные органы власти оплачивают приоб­ретаемые ими товары и производимые трансферт­ные платежи главным образом за счет налогообло­жения. (Остальное финансируется за счет займов. Свыше 60% всех государственных доходов в Соединенных Штатах собирается федеральным правительством и только примерно 40% — правительствами штатов и мест­ными органами власти. Однако федеральное прави­тельство передает крупные суммы правительствам штатов и местным органам власти, оставляя себе только 54% общей суммы поступлений.

Наибольшая часть суммарных и федеральных на­логовых поступлений обеспечивается за счет личных подоходных налогов; вслед за этим идут отчисления в фонд социального обеспечения. Местные правительства и пра­вительства штатов опираются в большой мере на общие налоги на продажи (зачастую с исключением некоторых категорий товаров типа еды и одежды) и налоги на доход от собственности. В целом общая сумма налогов составляет около 30% ВНП; это озна­чает, что государство в лице федерального прави­тельства, правительств штатов и местных органов власти изымает почти треть совокупного дохода (ВНП) в виде налогов.


5. Каждая рыночная экономика развивается цикли­чески.

Экономический цикл (цикл деловой актив­ности) складывается из колебаний общего объема производства или ВНП, сопровождае­мых колебаниями в уровне безработицы и темпах инфляции.

Осуществляя контроль за налогами и государствен­ными расходами и реализуя свои компетенции в деле контроля за количеством денег в экономике, государственные структуры часто пытаются внести коррективы в колебания экономического цикла, фе­деральное правительство может сокращать налоги в период спада деловой активности в надежде на то, что люди увеличат расходы и, таким образом, ВНП возрастет. Совет Федеральной резервной системы (Fed), контролирующий количество денег, может увеличивать их количество более быстрыми темпами во время спада, с тем, чтобы помочь вывести экономику из этого состояния. При высокой инфля­ции Fed может уменьшить темп роста денежной массы с целью уменьшения инфляции.

С помощью этих рычагов макроэкономической политики государство пытается стабилизировать экономику, максимально приближая ее к состоя­нию полной занятости с низким уровнем инфляции.


6. С помощью расходов и налогов государство, конеч­но же, играет ведущую роль в распределении ресур­сов в экономике. В терминах “что”, “как” и “для кого” государство выбирает многое из того, что производится, — от расходов на оборону и образо­вание до поддержки различных видов искусств. Оно воздействует на то, как производятся блага, посред­ством регулирования и правовой системы. Оно воз­действует на то, для кого производятся блага, через налоги и трансферты, посредством которых изыма­ется доход у одних и передается другим.

Помимо этих прямых воздействий, государство также оказывает косвенное воздействие на распре­деление ресурсов через налоги (и субсидии, которые прямо противоположны налогам), на цены и уро­вень производства на отдельных рынках. Когда пра­вительство облагает некий товар, например сигаре­ты, налогом, то это в целом уменьшает объем про­изводства данного товара; когда оно вводит субси­дии на товар, например на молоко, то это в целом увеличивает объем производства данного товара.

На рис.7 изображены рынок сигарет и влия­ние на него 30-центового акцизного налога с пачки. Акцизным налогом облагаются отдельные товары или услуги, например табачные изделия, алкоголь­ные напитки или дальние телефонные разговоры. Цена, которую платят покупатели, откладывается по вертикальной оси. Кривая спроса на сигареты D по­казывает объем спроса при каждом значении цены, которую платят покупатели. S это кривая предложения до введения каких-либо налогов. Эта кривая показывает объем предложения при каждом значении цены, которую получают продавцы,

Теперь предположим, что правительство вводит 30-центовый налог на сигареты. Покупатели теперь будут платить за пачку на 30 центов больше, чем по­лучают поставщики, с учетом разницы, идущей госу­дарству. Например, если покупатели платят 1 долл., то продавцы получают только 0,7 долл.; оставшиеся 30 центов идут государству.

Кривая спроса показывает количество, которое покупатели хотят приобрести при каждой цене, ко­торую они платят. Налог не изменяет количество, которое покупатели желают приобрести при любой данной цене, и это, следовательно, не сдвигает кри­вую D.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать