— количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое предложение согласно продать;
- отсутствует тенденция изменения цен и количеств товара, исключены также прочие экономические условия.
Из графика 6 следует, что равновесие спроса и предложения установилось на уровне точки В, которая соответствует определенному ценовому значению Р и количеству продаж Kр, удовлетворяющему этому ценовому равновесию. В указанных значениях, в течение фиксированной единицы времени, экономические интересы продавцов и покупателей совпадут, уравновесятся, будут удовлетворительны для обеих сторон. Любое понижение цены, отклонение ее от точки равновесия означает превышение спроса над предложением. И наоборот, рост цены выше равновесной точки вызовет ситуацию превышения предложения над спросом.
Разумеется, в реальной действительности колебательные отклонения происходят не так редко: равновесие - это скорее динамичное, чем статичное состояние экономики. Но, фиксируя равновесие в данном временном отрезке, можно объяснить то, что происходит за пределами точки равновесной цены. Из графика 6 видно, что высокие цены предложения могут послужить причиной товарного избытка, перепоризводства и переполнения рынков, а значит, и затруднений с продажей товаров данного вида. И наоборот, недостаточное количество товара на рынке вызовет избыток спроса, “изнанкой” которого является дефицит, ажиотаж и другие нездоровые явления. Уравновешивание спроса и предложения сопровождается движением цены, ее отклонением в ту сторону, где требуется противовес для установления равновесия на рынке. Таков в наиболее общем виде механизм установления цены на конкурентном рынке любого из множества товаров. По каждому виду товаров - свой равновесный уровень цены, поэтому принято считать, что существует множество рынков, равное множеству товаров (например, рынок стали, рынок автомобилей, рынок одежды, рынок рабочей силы, рынок денег, валют и т. д.). Равновесие—закон для каждого из них, благодаря чему поддерживается равновесие экономической системы в целом.
1.4. Роль государства в рыночной экономике
Государственные органы играют большую роль в экономической жизни. Государство влияет на рынок:
1. Разрабатывая законы, нормы и правила.
2. Покупая и продавая товары и услуги.
3. Осуществляя трансфертные платежи.
4. Облагая налогами.
5. Предпринимая попытки стабилизировать экономику.
6. Воздействуя на распределение ресурсов.
1. Государственные органы власти определяют правовую основу, в соответствии с которой устанавливаются основные нормы (правила) владения собственностью и функционирования рынков. Если правовая основа не допускает частной собственности на предприятия, то экономика — социалистическая; если предприятия находятся в собственности отдельных лиц и действуют ради частной прибыли, то экономика — капиталистическая. Даже в наиболее “чистых” капиталистических экономиках существуют ограничения на права собственности. Например, как верно то, что не каждый может владеть пистолетом, так верно и то, что люди не являются полностью свободными в использовании своей собственности в соответствии со своими желаниями;
так, строительство фабрики на территории жилых массивов является, как правило, незаконным актом.
Вдобавок к этому государственные органы всех уровней регулируют экономическое поведение, устанавливая подробные правила (нормы) деятельности предприятий. Регулирующие правила простираются от зональных требований, ограничивающих использование земли и размещение предприятий, а также правил соблюдения техники безопасности и охраны здоровья на предприятиях и строительных правил до попыток полного запрещения некоторых видов экономической деятельности, таких, как продажа героина. Некоторые правила относятся ко всем предприятиям; в их число входят законы против мошенничества и расовой дискриминации при найме на работу, а также антитрестовские законы, которые (кроме всего прочего) запрещают соглашения между конкурентами об установлении фиксированных цен. Некоторые правила касаются только определенных отраслей, как, например, требования к парикмахерам и врачам иметь соответствующую подготовку, и законы, запрещающие конкуренцию с местной электрической компанией.
2. Государственные структуры покупают и производят много товаров и услуг, таких, как оборона, образование, парки и дороги, которыми они обеспечивают фирмы и домашние хозяйства. Большая часть этих блат, например оборона и образование, предоставляется пользователям без непосредственной их оплаты. Некоторые, как, например, поездки на местных автобусных маршрутах, пользование автотрассами и государственные издания, оплачиваются непосредственно пользователями.
Государственным структурам, как и частным фирмам, приходится решать, что покупать и что производить самим. Например, обычно государственные органы приобретают компьютеры, но сами производят программы, необходимые для рабо ты на компьютерах. Для этого они должны выступать как покупатели на рынках программных продуктов.
Государственные структуры также производят и продают товары и услуги. Во многих странах находятся в собственности государства телефонные компании, системы снабжения электроэнергией. В некоторых штатах США только государственные магазины (находящиеся в собственности правительства штата) могут продавать алкогольные напитки. В ряде зарубежных стран государство является монопольным продавцом табачных изделий.
3. Органы государственного управления производят трансфертные платежи, такие, как выплаты пособий по социальному обеспечению и безработице отдельным гражданам.
Трансфертные платежи представляют собой выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление в текущем периоде какой-либо непосредственной экономической услуги.
Оклад пожарного не является трансфертным платежом; чек социального страхования — это трансфертный платеж, так же как и пособия по социальному обеспечению и безработице.
Государственные расходы равны сумме государственных покупок товаров и услуг и выплат трансфертов.
4. Государственные органы власти оплачивают приобретаемые ими товары и производимые трансфертные платежи главным образом за счет налогообложения. (Остальное финансируется за счет займов. Свыше 60% всех государственных доходов в Соединенных Штатах собирается федеральным правительством и только примерно 40% — правительствами штатов и местными органами власти. Однако федеральное правительство передает крупные суммы правительствам штатов и местным органам власти, оставляя себе только 54% общей суммы поступлений.
Наибольшая часть суммарных и федеральных налоговых поступлений обеспечивается за счет личных подоходных налогов; вслед за этим идут отчисления в фонд социального обеспечения. Местные правительства и правительства штатов опираются в большой мере на общие налоги на продажи (зачастую с исключением некоторых категорий товаров типа еды и одежды) и налоги на доход от собственности. В целом общая сумма налогов составляет около 30% ВНП; это означает, что государство в лице федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти изымает почти треть совокупного дохода (ВНП) в виде налогов.
5. Каждая рыночная экономика развивается циклически.
Экономический цикл (цикл деловой активности) складывается из колебаний общего объема производства или ВНП, сопровождаемых колебаниями в уровне безработицы и темпах инфляции.
Осуществляя контроль за налогами и государственными расходами и реализуя свои компетенции в деле контроля за количеством денег в экономике, государственные структуры часто пытаются внести коррективы в колебания экономического цикла, федеральное правительство может сокращать налоги в период спада деловой активности в надежде на то, что люди увеличат расходы и, таким образом, ВНП возрастет. Совет Федеральной резервной системы (Fed), контролирующий количество денег, может увеличивать их количество более быстрыми темпами во время спада, с тем, чтобы помочь вывести экономику из этого состояния. При высокой инфляции Fed может уменьшить темп роста денежной массы с целью уменьшения инфляции.
С помощью этих рычагов макроэкономической политики государство пытается стабилизировать экономику, максимально приближая ее к состоянию полной занятости с низким уровнем инфляции.
6. С помощью расходов и налогов государство, конечно же, играет ведущую роль в распределении ресурсов в экономике. В терминах “что”, “как” и “для кого” государство выбирает многое из того, что производится, — от расходов на оборону и образование до поддержки различных видов искусств. Оно воздействует на то, как производятся блага, посредством регулирования и правовой системы. Оно воздействует на то, для кого производятся блага, через налоги и трансферты, посредством которых изымается доход у одних и передается другим.
Помимо этих прямых воздействий, государство также оказывает косвенное воздействие на распределение ресурсов через налоги (и субсидии, которые прямо противоположны налогам), на цены и уровень производства на отдельных рынках. Когда правительство облагает некий товар, например сигареты, налогом, то это в целом уменьшает объем производства данного товара; когда оно вводит субсидии на товар, например на молоко, то это в целом увеличивает объем производства данного товара.
На рис.7 изображены рынок сигарет и влияние на него 30-центового акцизного налога с пачки. Акцизным налогом облагаются отдельные товары или услуги, например табачные изделия, алкогольные напитки или дальние телефонные разговоры. Цена, которую платят покупатели, откладывается по вертикальной оси. Кривая спроса на сигареты D показывает объем спроса при каждом значении цены, которую платят покупатели. S — это кривая предложения до введения каких-либо налогов. Эта кривая показывает объем предложения при каждом значении цены, которую получают продавцы,
Теперь предположим, что правительство вводит 30-центовый налог на сигареты. Покупатели теперь будут платить за пачку на 30 центов больше, чем получают поставщики, с учетом разницы, идущей государству. Например, если покупатели платят 1 долл., то продавцы получают только 0,7 долл.; оставшиеся 30 центов идут государству.
Кривая спроса показывает количество, которое покупатели хотят приобрести при каждой цене, которую они платят. Налог не изменяет количество, которое покупатели желают приобрести при любой данной цене, и это, следовательно, не сдвигает кривую D.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9