Государственное регулирование и надзор за электроэнергетикой обычно заключается в:
• лицензировании;
• государственном регулировании цен (тарифов);
• государственном надзоре за надежностью и безопасностью производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии;
• установлении общеобязательных правил, связанных с
производством,
передачей, распределением и
потреблением электрической и тепловой энергии,
а также надежностью и безопасностью
строительства электроэнергетических
установок и их эксплуатации.
Структура государственного управления электроэнергетикой в разных странах отличается большим разнообразием входящих в нее органов управления. Однако в случае дерегулирования, ввиду важных экономических и социальных последствий реформ в электроэнергетике, необходимым представляется иметь в их составе независимый орган, ответственный за проведение реформ и нормальное функционирование рынка.
Неслучайно в большинстве стран, осуществивших дерегулирование электроэнергетики, было признано необходимым руководство реформами и надзор за функционированием рынка поручить независимым агентствам (FERC в США, OFGEM - в Англии и Уэльсе, Национальная энергетическая администрация - в Швеции и Чили и т.д.). Сфера деятельности этих агентств и их функции в разных странах определены по-разному, но их объединяет то, что они независимы настолько, насколько может быть независимым орган государственного управления.
Независимость создает условия для принятия агентствами решений, направленных, прежде всего, на повышение эффективности и развитие рынка, исходя не из интересов отдельных участников или их групп, а из интересов отрасли и экономики в целом.
2.4 Формы конкуренции и структура отрасли
Любая энергосистема, независимо от того, работает она в условиях монопольного или либерализованного рынка, имеет технологическую структуру, показанную на рис.1.
Рис.1. Технологическая структура энергосистемы и границы оптового и розничного рынков
На рис.1. также показаны технологические границы оптового и розничного рынков электроэнергии, которые соответствуют следующему их пониманию:
• на оптовом рынке крупные электростанции и импортеры продают электроэнергию оптовым покупателям - энергоснабжающим организациям (розничным поставщикам) и крупным конечным потребителям, а поставка им электроэнергии осуществляется преимущественно по электрическим сетям высокого напряжения (передающим сетям);
• на розничном рынке энергоснабжающие организации и региональные электростанции продают электроэнергию розничным покупателям (средним и мелким конечным потребителям), а поставка им электроэнергии осуществляется по сетям среднего и низкого напряжения (распределительным сетям).
Переход от монопольного рынка, когда одна вертикально - интегрированная компания (ВИК) монопольно осуществляет производство, передачу, распределение и поставку электроэнергии, к конкурентному рынку, может быть осуществлен различными путями и в различных вариантах. При этом напомним, что конкуренцию на рынке электроэнергии можно организовать в сферах производства и поставки электроэнергии, а сферы ее передачи и распределения в любом случае должны оставаться монопольными и регулироваться государством.
Кроме того, переход к конкуренции возможно осуществить поэтапно -вначале на оптовом рынке, а затем и на розничном.
С учетом сказанного, конкуренция на рынке электроэнергии в пределах электрических сетей какой-либо ВИК может быть организована в следующих основных формах, приведенных в порядке возрастания уровня конкуренции:
1) конкуренция между независимыми производителями электроэнергии (НПЭ) за право ее продажи существующей монопольной вертикально интегрированной компании (ВИК);
2) конкуренция между НПЭ (или любыми третьими лицами) и ВИК за право поставки электроэнергии энергоснабжающим компаниям и крупным потребителям. НПЭ (любые третьи лица) имеют свободный (или открытый) доступ к передающим сетям ВИК;
3)все электростанции ВИК становятся независимыми производителями электроэнергии и конкурируют с другими НПЭ за право продажи электроэнергии единому покупателю - специальному закупочному агентству (СЗА). Доступ к передающим сетям свободный.
4) конкурентный оптовый рынок;
5) конкурентные оптовый и розничный рынки.
В случаях 1) и 2) реструктуризация отрасли не требуется - она продолжает оставаться вертикально - интегрированной. В случае 3) необходима реструктуризация отрасли путем вывода производителей электроэнергии из состава ВИК. Во всех этих трех случаях рынок работает в условиях неполной (или ограниченной) конкуренции.
В двух остальных случаях, предусматривающих полную конкуренцию, необходима полная реструктуризация отрасли путем дезинтеграции монополиста на отдельные компании по производству, передаче и распределению электроэнергии.
В связи со сказанным, в электроэнергетике возможны 4 основные модели структуризации отрасли:
• Модель 1 - отрасль представляет собой вертикально - интегрированную структуру (ВИК), которая, при необходимости, закупает электроэнергию у НПЭ или (и) конкурирует с ними за право поставки электроэнергии.
Разновидностью этой модели является такая структура отрасли, при которой одна компания монопольно осуществляет производство электроэнергии и ее передачу по высоковольтным электрическим сетям, а другие компании, которым принадлежат сети среднего и низкого напряжения, монопольно поставляют ее всем потребителям на обслуживаемой ими территории. При этом эти распределительные компании могут покупать электроэнергию только у единственной компании по производству и передаче электроэнергии.
• Модель 2 - все электростанции отрасли являются независимыми производителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии единому покупателю - специальному закупочному агентству. Единый покупатель является монополистом по покупке и поставке электроэнергии всем потребителям.
• Модель 3 - все электростанции отрасли являются независимыми производителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии оптовым покупателям - энергоснабжающим компаниям и крупным потребителям.
Энергоснабжающие компании являются монополистами по поставке электроэнергии «своим» розничным потребителям - у последних нет права выбора другого поставщика.
Эта модель предполагает свободный доступ к передающим сетям, конкуренцию на оптовом рынке и отсутствие ее на розничном рынке.
• Модель 4 - все электростанции отрасли являются независимыми производителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии любым покупателям как на оптовом рынке, так и на розничном рынках. Другими словами, всем потребителям предоставляется свобода выбора своих поставщиков и наоборот.
Эта модель предполагает свободный доступ как к передающим, так и к распределительным сетям и конкуренцию на оптовом и розничном уровнях.
2.5 Основные проблемы перехода к конкуренции
При переходе от регулирования к конкуренции возникает ряд проблем, рассмотренных ниже.
Во-первых, в вертикально-интегрированной энергосистеме, монопольно осуществляющей производство, передачу, распределение и поставку электроэнергии, режимы нагрузок электростанций в объеме, необходимом для удовлетворения спроса, рассчитываются и задаются централизованной диспетчерской службой с учетом допустимой пропускной способности линий электропередач и обеспечения необходимых резервов мощности. Такой централизованный подход позволяет относительно просто обеспечивать требуемые устойчивость энергосистемы и качество электроэнергии, а также оптимизировать режимы электростанций путем, например, наивыгоднейшего распределения нагрузки.
Дерегулирование рынка электроэнергии предполагает, что режимы поставки и потребления определяются рынком, а не диспетчером, и что любой поставщик должен иметь свободный и недискриминационный доступ к передающим сетям. При этом, очевидно, могут возникать ситуации, когда исполнение этих режимов поставки и потребления привело бы к перегрузке отдельных линий электропередачи и, соответственно, к снижению надежности и качества электроснабжения и/или даже к потере устойчивости энергосистемы.
В связи с этим возникают следующие вопросы, связанные с реализацией права участников на свободный и недискриминационный доступ к передающим сетям, с одной стороны, и с недопущением перегрузки линий электропередач, с другой-, а именно:
• необходимость адаптации существующего порядка планирования и контроля поставок электроэнергии к рыночным условиям. Для этого требуется организовать своевременный сбор информации о планируемых участниками рынка поставках электроэнергии и проверка возможности этих поставок с точки зрения допустимой пропускной способности электрических сетей и сбалансированности режимов поставки/потребления в целом по энергосистеме.
Возможные по условиям пропускной способности и сбалансированности планируемые поставки участников рынка должны быть включены в суточный график почасового производства, передачи и потребления электроэнергии участниками рынка (далее - суточный график). Суточный график направляется участникам рынка для исполнения и используется для контроля соблюдения предусмотренных в нем режимов;
• разработка рыночных методов управления возможными перегрузками в электрических сетях. В случае необходимости ограничения каких-либо поставок по соображениям возможной перегрузки отдельных линий электропередачи их пропускная способность должна быть распределена на справедливой основе между заинтересованными участниками рынка. Наиболее эффективно это можно сделать, создав в том или ином виде рынок прав на пропускную способность линий электропередачи, подверженных перегрузкам.
Во-вторых, в условиях вертикально-интегрированной отрасли поддержание (регулирование) баланса активной мощности осуществляется за счет соответствующего регулирования мощности входящих в состав компании электростанций и ввода, при необходимости, оперативных резервов мощности.
В условиях либерализованного рынка, когда электростанции, как правило, юридически и хозяйственно самостоятельны, участие производителей в таком регулировании, сопряженном с изменением выработки электроэнергии, возможно только при их финансовой заинтересованности в этом. Другими словами, должен быть организован специальный рынок, на котором производители могли бы предлагать Системному оператору свои резервы мощности для централизованного их использования в целях регулирования баланса активной мощности в энергосистеме.