Рынок электроэнергии

Государственное регулирование и надзор за электроэнергетикой обычно заключается в:

•    лицензировании;

•    государственном регулировании цен (тарифов);

•    государственном надзоре за надежностью и безопасностью производ­ства, передачи, распределения и потребления электроэнергии;

•   установлении общеобязательных правил, связанных с производством,
передачей, распределением и потреблением электрической и тепловой энергии,
а также надежностью и безопасностью строительства электроэнергетических
установок и их эксплуатации.

Структура государственного управления электроэнергетикой в разных странах отличается большим разнообразием входящих в нее органов управле­ния. Однако в случае дерегулирования, ввиду важных экономических и соци­альных последствий реформ в электроэнергетике, необходимым представляется иметь в их составе независимый орган, ответственный за проведение реформ и нормальное функционирование рынка.

Неслучайно в большинстве стран, осуществивших дерегулирование элек­троэнергетики, было признано необходимым руководство реформами и надзор за функционированием рынка поручить независимым агентствам (FERC в США, OFGEM - в Англии и Уэльсе, Национальная энергетическая админист­рация - в Швеции и Чили и т.д.). Сфера деятельности этих агентств и их функ­ции в разных странах определены по-разному, но их объединяет то, что они не­зависимы настолько, насколько может быть независимым орган государствен­ного управления.

Независимость создает условия для принятия агентствами решений, на­правленных, прежде всего, на повышение эффективности и развитие рынка, ис­ходя не из интересов отдельных участников или их групп, а из интересов от­расли и экономики в целом.


2.4 Формы конкуренции и структура отрасли

Любая энергосистема, независимо от того, работает она в условиях моно­польного или либерализованного рынка, имеет технологическую структуру, показанную на рис.1.

Рис.1. Технологическая структура энергосистемы и границы оптового и розничного рынков

На рис.1. также показаны технологические границы оптового и роз­ничного рынков электроэнергии, которые соответствуют следующему их по­ниманию:

•     на оптовом рынке крупные электростанции и импортеры продают электроэнергию оптовым покупателям - энергоснабжающим организациям (розничным поставщикам) и крупным конечным потребителям, а поставка им электроэнергии осуществляется преимущественно по электрическим сетям вы­сокого напряжения (передающим сетям);

•     на розничном рынке энергоснабжающие организации и региональные электростанции продают электроэнергию розничным покупателям (средним и мелким конечным потребителям), а поставка им электроэнергии осуществляет­ся по сетям среднего и низкого напряжения (распределительным сетям).

Переход от монопольного рынка, когда одна вертикально - интегрирован­ная компания (ВИК) монопольно осуществляет производство, передачу, распре­деление и поставку электроэнергии, к конкурентному рынку, может быть осуще­ствлен различными путями и в различных вариантах. При этом напомним, что конкуренцию на рынке электроэнергии можно организовать в сферах производ­ства и поставки электроэнергии, а сферы ее передачи и распределения в любом случае должны оставаться монопольными и регулироваться государством.

Кроме того, переход к конкуренции возможно осуществить поэтапно -вначале на оптовом рынке, а затем и на розничном.

С учетом сказанного, конкуренция на рынке электроэнергии в пределах электрических сетей какой-либо ВИК может быть организована в следующих основных формах, приведенных в порядке возрастания уровня конкуренции:

1) конкуренция между независимыми производителями электроэнергии (НПЭ)  за  право  ее  продажи  существующей  монопольной  вертикально интегрированной компании (ВИК);

2) конкуренция между НПЭ (или любыми третьими лицами) и ВИК за право поставки электроэнергии энергоснабжающим компаниям и крупным потребителям. НПЭ (любые третьи лица) имеют свободный (или открытый) дос­туп к передающим сетям ВИК;

3)все электростанции ВИК становятся независимыми производителями электроэнергии и конкурируют с другими НПЭ за право продажи электроэнер­гии единому покупателю - специальному закупочному агентству (СЗА). Доступ к передающим сетям свободный.

4) конкурентный оптовый рынок;

5) конкурентные оптовый и розничный рынки.

В случаях 1) и 2) реструктуризация отрасли не требуется - она продолжа­ет оставаться вертикально - интегрированной. В случае 3) необходима реструк­туризация отрасли путем вывода производителей электроэнергии из состава ВИК. Во всех этих трех случаях рынок работает в условиях неполной (или ог­раниченной) конкуренции.

В двух остальных случаях, предусматривающих полную конкуренцию, необходима полная реструктуризация отрасли путем дезинтеграции монополи­ста на отдельные компании по производству, передаче и распределению элек­троэнергии.

В связи со сказанным, в электроэнергетике возможны 4 основные модели структуризации отрасли:

• Модель 1 - отрасль представляет собой вертикально - интегрирован­ную структуру (ВИК), которая, при необходимости, закупает электроэнер­гию у НПЭ или (и) конкурирует с ними за право поставки электроэнергии.

Разновидностью этой модели является такая структура отрасли, при кото­рой одна компания монопольно осуществляет производство электроэнергии и ее передачу по высоковольтным электрическим сетям, а другие компании, ко­торым принадлежат сети среднего и низкого напряжения, монопольно постав­ляют ее всем потребителям на обслуживаемой ими территории. При этом эти распределительные компании могут покупать электроэнергию только у единст­венной компании по производству и передаче электроэнергии.

•           Модель 2 - все электростанции отрасли являются независимыми про­изводителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии единому покупателю - специальному закупочному агентству. Единый покупатель является монополистом по покупке и поставке электро­энергии всем потребителям.

•  Модель 3 - все электростанции отрасли являются независимыми про­изводителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии оптовым покупателям - энергоснабжающим компаниям и крупным потребителям.

Энергоснабжающие компании являются монополистами по поставке электроэнергии «своим» розничным потребителям - у последних нет права вы­бора другого поставщика.

Эта модель предполагает свободный доступ к передающим сетям, конку­ренцию на оптовом рынке и отсутствие ее на розничном рынке.

•  Модель 4 - все электростанции отрасли являются независимыми про­изводителями и конкурируют между собой и другими НПЭ за право продажи электроэнергии любым покупателям как на оптовом рынке, так и на розничном рынках. Другими словами, всем потребителям предоставляется свобода выбора своих поставщиков и наоборот.

Эта модель предполагает свободный доступ как к передающим, так и к распределительным сетям и конкуренцию на оптовом и розничном уровнях.

2.5 Основные проблемы перехода к конкуренции


При переходе от регулирования к конкуренции возникает ряд проблем, рассмотренных ниже.

Во-первых, в вертикально-интегрированной энергосистеме, монопольно осуществляющей производство, передачу, распределение и поставку электро­энергии, режимы нагрузок электростанций в объеме, необходимом для удовле­творения спроса, рассчитываются и задаются централизованной диспетчерской службой с учетом допустимой пропускной способности линий электропередач и обеспечения необходимых резервов мощности. Такой централизованный подход позволяет относительно просто обеспечивать требуемые устойчивость энергосистемы и качество электроэнергии, а также оптимизировать режимы электростанций путем, например, наивыгоднейшего распределения нагрузки.

Дерегулирование рынка электроэнергии предполагает, что режимы по­ставки и потребления определяются рынком, а не диспетчером, и что любой поставщик должен иметь свободный и недискриминационный доступ к пере­дающим сетям. При этом, очевидно, могут возникать ситуации, когда исполне­ние этих режимов поставки и потребления привело бы к перегрузке отдельных линий электропередачи и, соответственно, к снижению надежности и качества электроснабжения и/или даже к потере устойчивости энергосистемы.

В связи с этим возникают следующие вопросы, связанные с реализацией права участников на свободный и недискриминационный доступ к передающим сетям, с одной стороны, и с недопущением перегрузки линий электропередач, с другой-, а именно:

•           необходимость адаптации существующего порядка планирования и контроля поставок электроэнергии к рыночным условиям. Для этого требуется организовать своевременный сбор информации о планируемых участниками рынка поставках электроэнергии и проверка возможности этих поставок с точ­ки зрения допустимой пропускной способности электрических сетей и сбалан­сированности режимов поставки/потребления в целом по энергосистеме.

Возможные по условиям пропускной способности и сбалансированности планируемые поставки участников рынка должны быть включены в суточный график почасового производства, передачи и потребления электроэнергии уча­стниками рынка (далее - суточный график). Суточный график направляется участникам рынка для исполнения и используется для контроля соблюдения предусмотренных в нем режимов;

•           разработка рыночных методов управления возможными перегрузками в электрических сетях. В случае необходимости ограничения каких-либо по­ставок по соображениям возможной перегрузки отдельных линий электропере­дачи их пропускная способность должна быть распределена на справедливой основе между заинтересованными участниками рынка. Наиболее эффективно это можно сделать, создав в том или ином виде рынок прав на пропускную спо­собность линий электропередачи, подверженных перегрузкам.

Во-вторых, в условиях вертикально-интегрированной отрасли поддержа­ние (регулирование) баланса активной мощности осуществляется за счет соот­ветствующего регулирования мощности входящих в состав компании электро­станций и ввода, при необходимости, оперативных резервов мощности.

В условиях либерализованного рынка, когда электростанции, как прави­ло, юридически и хозяйственно самостоятельны, участие производителей в та­ком регулировании, сопряженном с изменением выработки электроэнергии, возможно только при их финансовой заинтересованности в этом. Другими сло­вами, должен быть организован специальный рынок, на котором производители могли бы предлагать Системному оператору свои резервы мощности для цен­трализованного их использования в целях регулирования баланса активной мощности в энергосистеме.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать