Последнее наступает лишь при довольно высоком уровне развития производительных сил, когда учитывается широкий спектр потребностей, отражающих человеческую природу. К сожалению, в нашей стране подобное не учитывалось, да и не могло приниматься во внимание, так как на протяжении многих десятков лет происходило конструирование единообразного,
«унифицированного» человека. По сути, происходило насилие над человеческой природой, когда отрицалась индивидуальность, неповторимость каждого человека. Поэтому решить проблемы выбора — значит создать необходимые условия для формирования рынка товаров и услуг.
Эти условия необходимые, но и достаточные. Дело в том, что проблема выбора не абсолютна. Чтобы человек среди огромного разнообразия товаров и услуг мог выбрать нужный ему товар, он должен иметь соответствующий уровень образования и культуры, получать различную информацию и уметь пользоваться рекламой, которые в конечном счете и формируют одну из важнейших способностей человека — умение выбирать.
Другими словами, развитие рыночных отношений зависит также от уровня социальной инфраструктуры общества.
Цель вторая — формирование финансового рынка. Речь идет о
специфическом, ранее для нашего бытия незнакомом, рынке ценных бумаг
(акций, облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не
опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в
жизни общества. В принципе финансовый рынок — это вершина рыночной
структуры, сложнейший и чуткий механизм его регулировки и подстройки.
Переходный период как раз и необходим, чтобы создать и апробировать такой
рынок, ибо без акций, облигаций и других ценных бумаг рыночная экономика
немыслима. Выпуск и свободное обращение ценных бумаг, свидетельствующих о
том, что их владелец является собственником капитала и имеет право на доход
— необходимые условия покончить с монополизмом государственной
собственности на заводы, фабрики, недвижимость.
Другими словами, обладатели ценных бумаг (а они в развитом рыночном хозяйстве исчисляются миллионами) получают возможность не только иметь дополнительные источники доходов, но и становиться собственниками. Это серьезно снижает социальную напряженность, способствует сближению различных слоев общества. Кроме того, ценные бумаги выступают как товары и тем самым служат дополнительным обеспечением денег.
Цель третья — создание и регулирование рабочей силы (или труда). Это самый сложный и деликатный вопрос в наших условиях. В самом деле, десятки лет утверждалось, что в СССР нет и не может быть рынка труда, так как считалось, что рабочая сила не отделена от средств производства, но теперь его создание становится императивом. Эта проблема становится исключительно актуальной уже в ближайшей перспективе. Недооценка рыночных отношений вообще и в сфере занятости, в частности, поставила страну в такое положение, когда просто нет исследовательской базы для определения социальной структуры безработных, ее изменения, параметров государственной политики занятости в новых условиях.
В печати указываются цифры от 6 до 12 млн. безработных — таков прогноз ряда экономистов. Много это или мало? Хорошо или плохо? Ответы на эти вопросы довольно просты, если учитывать некорректность подсчетов уровня занятости в прошлом. Ведь экономисты-догматики, не допуская мысли о безработице при социализме, вольно или невольно конструировали искусственно модель занятости. Участие в общественно-полезном труде (т.е. в общественном производстве, домашнем и личном подсобном хозяйстве) представлялось как достижение полной занятости. Однако миллионы людей не работали, не имели никаких официальных (т.е. от общественного производства) доходов, но считались занятыми. Ныне же устанавливается другой подход: занятыми считаются те, кто получает доход от своего труда и платит налоги.
С введением с июля 1991 г. Закона «О занятости в РФ» наше общество сделало еще один шаг к созданию рыночной системы. Значение этого Закона определяется прежде всего тем, что он заложил основополагающие принципы создания рынка рабочей силы. Во-первых, вводится принцип добровольности труда. Практически впервые за последние 65—70 лет российские граждане получили возможность выбирать любую сферу деятельности. Отныне перед гражданами России перестал маячить страх судебного преследования и получения тюремного срока за тунеядство. Во-вторых, всем гражданам, в том числе и иностранцам, предоставляются равные права в сфере найма, независимо от того, на предприятиях какой формы собственности они работают. Это позволяет нашим работодателям привлекать квалифицированную рабочую силу из- за рубежа, а наши граждане теперь могут работать за границей. Тем самым страна начала постепенное вхождение в мировой рынок рабочей силы. В- третьих, в Законе подчеркнуты социальные гарантии, предоставляемые лицам, не имеющим или теряющим работу. Например, безработные россияне смогут получать пособие в течение 12 месяцев, а для лиц предпенсионного возраста этот срок увеличивается в два раза.
В тоже время с принятием нового закона для российских граждан закончился период «гарантированной» занятости, когда руководитель предприятия фактически был лишен возможности уволить непроизводительного работника, если только с его стороны не было зафиксировано антиобщественного поведения. Рабочие места были гарантированы для выпускников высших и средних специальных учебных заведений, других категорий населения. Теперь же вводится контрактная система найма работников, которая призвана повысить ответственность обеих сторон в ходе рационализации занятости. Ведь на рынке труда, также как и на рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением — вещь довольно болезненная. Далеко не каждый, кто потерял работу, отправляется на биржу труда. Те, кто надеется на собственные руки и голову, обычно находят более высокооплачиваемые и престижные места, чем может предложить служба занятости. К помощи государства обычно обращаются люди, которым не под силу справиться с поиском работы самостоятельно.
Но те и другие сталкиваются в общем-то со сходными проблемами.
Например, потеря работы совсем не равнозначна потере только зарплаты,
которую регулярно выдавали два раза в месяц. Теряется очередь на жилье.
Автоматически теряется право, вчера еще обыденное и привычное, на
продуктовые заказы, распродажи, путевки в санатории и дома отдыха, даже в
родной буфет, где можно было прикупить продукты для дома. Было очевидно,
что социальную защищенность в нашей стране вытягивали на себе предприятия,
позволявшие человеку обустроиться в жизни. Теперь же люди должны понять, а
кто-то и почувствовать на себе: прежней, сравнительно уютной, жизни ждать
неоткуда.
Итак, рыночная экономика — это экономика самого разнообразного выбора: товаров и услуг, ценных бумаг, рабочей силы. Пути к такой экономике отнюдь не однозначны, даже если приверженность к ней демонстрируют все структуры власти в нашей стране. Какая же дорога ведет к рынку? Ответ на этот вопрос видится во взаимосвязи политических и экономических шагов, ведущих к рынку, о чем будет сказано далее.
Приватизация
Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции заняли частный сектор, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависят и социальный мир и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равенство и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя и конкурентоспособной продукции.
Приватизацию иногда называют тихой революцией, которая завоевывает
мир. В самом деле, в той или иной мере в этом процессе ныне участвуют более
50 стран: распродаются государственные предприятия, сельское хозяйство и
промышленность выводятся из-под государственного контроля, сдаются в аренду
правительственные службы. Стремительность и размах этих преобразований
особенно усилились с 1981 г., и теперь они проводятся в странах всех
идеологических направлений и с любым уровнем развития. Идея приватизации оказалась актуальной и привлекательной для многих государств.
разительно отличающихся друг от друга.
Предпосылки приватизации. Основной причиной приватизации. особенно в наименее развитых странах, послужило вызванное бюджетными кризисами осознание того, что государственные предприятия, , как правило, выступают растратчиками национального богатства. Сложилось довольно устойчивое мнение, что вместо накопления прибыли или эффективного предоставления услуг они лишь опустошают казну. Отсюда, естественно, и делается вывод о необходимости упрочить роль частного сектора. Со временем большинство государственных предприятий, являющихся монополиями, превратились в не что иное, как агентства по найму, обеспечивающие работой политических союзников, неудавшихся политических деятелей, отставных военных. Во всех странах эти предприятия существуют за счет прямых и косвенных налогов. На плаву они постоянно держатся благодаря налоговым льготам, получая, кроме того, дополнительные субсидии в виде иностранных займов и кредитов от внутренних банков, обкрадывая таким образом частный сектор на рынках капитала. Само присутствие таких государственных монстров препятствует развитию предпринимательства и обновления.
В нашем случае проблема усугубляется тем, что долгие годы людям вбивали в голову идею о якобы порочности, неестественности частной собственности. Внушалась мысль о том, что процесс огосударствления носит объективный характер, не оставляющий частной собственности никакой перспективы. На подавление естественного стремления человека к частной собственности была брошена вся мощь государственной машины.
Между тем, имущественные интересы, как бы их порой не пытались
спрятать или замаскировать, стоят за многими общественными процессами.
Более того, они играют решающую роль и в процессе преобразований в нашей
стране. Командно-административная система, если формально и не владела, то
монопольно распоряжалась так называемой общенародной собственностью.
Поэтому не следует ожидать, что она добровольно уступит это право владения.
И это несмотря на то, что собственность в ее руках превратилась на практике
в ничейную и утратила свои важнейшие качества источника доходов для
владельцев как основы их экономической независимости, важнейшего фактора
мотивации трудовой и предпринимательской деятельности. В разрушении и
деформации отношений собственности кроются главные причины банкротства
командно-административной системы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16