Большинство облигаций регистрируются на имя их владельца, при этом ему выдается именной сертификат. Эти облигации не имеют купонов, а платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком. При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается новый - с указанием нового владельца облигаций.
3. "Балансовые" облигации.
Этот вид облигаций приобретает все большее распространение, поскольку их выпуске не сопряжен с такими формальностями, как выдача сертификатов и тп. : просто все необходимые данные об облигационеров вводятся в компьютер.
Классификация облигаций в зависимости от обеспечения
1. Обеспечение облигации. Эти облигации имеют реальное обеспечение активами. Их можно разбить на три подтипа: а) облигации с залогом имущества, которые обеспечиваются основным капиталом предприятия (ее недвижимостью) и иным вещным имуществом; б) облигации залогом фондовых бумаг, которые обеспечиваются находящимися в собственности компании-эмитента ценными бумагами какой-либо другого предприятия (но не компании-эмитента) - как правило, ее филиала или дочерней компании; с) облигации с залогом оборудования. Такие облигации обычно выпускаются транспортными предприятиями, которые в качестве залогового обеспечения используют, например, транспортные средства (самолеты, локомотивы и тп.).
Смысл залогового обеспечения заключается в том, что в случае банкротства компании или ее неплатежеспособности держатели обеспеченных облигаций могут претендовать на часть имущества компании.
2. Необеспеченные облигации. Эти облигации не обеспечиваются какими- либо материальными активами, они подкрепляются "добросовестностью компании- эмитента, иначе говоря - ее обещанием. В случае банкротства компании держатели таких облигаций не могут претендовать на часть недвижимости. Эти облигации менее надежны, но и на них распространяются преимущественные права при ликвидации компании. В связи с тем же ставка процента по ним более высокая.
3. Другие виды облигаций. a) Облигации с доходом на прибыль, или реорганизационные облигации предусматривают выплату процентов только в том случае, если у предприятия имеются существенные поступления, то есть в случае выпуска таких облигаций гарантируется погашение ее основной суммы, а выплата процентов зависит от решения совета директоров. Выпуск таких облигаций практикуется при реорганизации предприятия - как правило, когда ей грозит банкротство. Часто их выпускают для замены ранее выпущенных облигаций с одобрения облигационеров компании, которые предпочитают пойти на определенный риск, чтобы избежать опасности неполучения капитальной суммы. б) Гарантированные облигации: они гарантируются не предприятием- эмитентом, а другими компаниями. Чаще всего они используются: транспортными корпорациями, когда эмитент предоставляет какой-либо компании свое оборудование, а взамен эта компания выступает гарантом по облигациям первой фирмы, либо дочерними компаниями крупных фирм, когда дочерняя компания выпускает облигации, а гарантом выступает основное предприятие. Как видно из названия, в случае неплатежеспособности эмитента, все претензии облигационеров удовлетворяются гарантом. Чаще всего гарантируются и капитальная сумма и проценты, но бывают случаи, когда гарантией покрываются только проценты. с) Бескупонные облигации. По ним не выплачивается регулярного процента, однако это не значит, что они не при носят дохода. Дело в том, что при выпуске эти облигации продаются с дисконтом ( со скидкой ), а погашаются по номинальной цене при наступлении срока платежа, причем скидка тем больше, чем длиннее срок, на который выпущены облигации.
Особенности некоторых видов облигаций.
1.Многие необеспеченные облигации могут быть конвертируемыми. Это значит, что при выпуске облигаций такого рода предусматривается право облигационера в течение всего срока, на который выпущены облигации, обменять их на обыкновенные или привилегированные акции. Конвертируемость имеет свои преимущества как для эмитента, так и для инвестора.
Важное значение для держателей конвертируемых облигаций имеют конверсионный коэффициент и конверсионная цена. Конверсионный коэффициент показывает, какое количество акций можно получить в обмен на такую облигацию. На основе этого коэффициента исчисляется конверсионная цена: номинал облигации делится на коэффициент и получается конверсионная цена.
2. Иногда предприятия, выпуская облигации, предусматривают право
востребовать их (отозвать) до срока погашения. В этом случае
устанавливаются условия такого востребования: по номиналу или с небольшой
надбавкой, которая уменьшается на установленную процентную величину каждый
год после выпуска. Когда предприятие отзывает облигации, облигационеры
обязаны возвратить свои облигации. Исключения бывают, когда корпорация при
выпуске облигаций предусматривает "факультативное право востребования" или
"отзывной опцион".
3. Иногда при выпуске облигаций предусматривается право облигационера на возврат облигаций до наступления срока платежа, при этом эмитент обязан погасить облигации по номиналу. Обычно это право предусматривается в том случае, если компания-эмитент оставляет за собой право изменять номинал облигации. Фактически это дает инвестору возможность выбора между новым номиналом и получением наличных.
4. В облигационное соглашение может быть включено требование о том,
чтобы предприятие-эмитент осуществляла регулярные отчисления на специальный
счет, чтобы гарантировать погашение облигаций по наступлении срока платежа.
Такой специальный фонд получил название выкупного фонда, или фонда
погашения. Его существование дает определенные гарантии инвесторам, а с
другой стороны, избавляет предприятие от чрезмерно крупных единовременных
затрат при наступлении срока погашения по серии облигаций.
Котировки и рейтинг облигаций.
Облигации обладают свойством обратимости, то есть с ними могут осуществляется операции по купле-продаже. Некоторые облигации обращаются на бирже, но большинство сделок осуществляется на внебиржевом рынке. Торговля облигациями обычно менее интенсивная, чем операции с акциями.
1. Цена облигации. Как и акции, облигации имеют номинальную стоимость и рыночную цену. Облигации могут продаваться по цене выше номинала - с надбавкой, или с премией, или ниже номинала - со скидкой, или с дисконтом. Рыночная цена обычно зависит от их надежности (финансовой стабильности корпорации-эмитента) и от ставки процента.
Важной характеристикой облигации как финансового инструмента является ее доходность. Доход по облигации может быть номинальным (по купонной ставке) и текущим (основан на текущей цене облигации).
2. Рейтинг. Его имеют большинство облигаций предприятий, устанавливаемый независимыми фирмами. Облигации, имеющие наиболее высокий рейтинг, называются облигациями "инвестиционного класса". Облигации, имеющие рейтинг ниже определенного, считаются спекулятивными, в том числе так называемые бросовые облигации. Чем ниже рейтинг, тем выше риск неплатежа. В целом, чем выше рейтинг, тем ниже доход по ним.
Стоит отметить, что в современной практике различия между акциями и
облигациями предприятий постепенно стираются. С одной стороны , происходит
узаконивание выпуска "не голосующих" акций, а с другой - появились
"голосующие" облигации. Стиранию этих различий также способствует также
эмиссия конвертируемых облигаций и выпуск так называемых "гибридных
фондовых бумаг". Это явление отражает в определенной мере тенденцию
сращивания промышленного и банковского капитала.
3. Акции
Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества. Дает ее владельцу право на присвоение части прибыли в форме дивиденда.
В современном капиталистическом мире основной формой организации бизнеса являются корпорации или акционерные общества, которые имеют значительные преимущества по сравнению с другими формами. Два наиболее важных из них это - ограниченная ответственность их участников , которые несут убытки лишь в размере своего взноса, сильно упрощенная процедура передачи прав собственности (продажа акций), а также (и это, наверное, основное преимущество) огромные возможности по мобилизации капитала через эмиссию акций и облигаций, что, в свою очередь, составляет основу быстрого и продуктивного роста компании.
Акционерные общества являются наиболее удобной формой деловой организации для субъектов, не занимающихся мелким бизнесом, в силу целого ряда причин.
1) акционерные общества могут иметь неограниченный срок существования, в то время как период действия предприятий, основанных на индивидуальной собственности или товарищества с участием физических лиц, как правило, ограничен рамками жизни их учредителей.
2) акционерные общества благодаря выпуску акций получают более широкие возможности в привлечении дополнительных средств по сравнению с некорпорированным бизнесом.
3) поскольку акции, как правило, обладают достаточно высокой ликвидностью, их гораздо проще обратить в деньги при выходе из акционерного общества, чем получить назад долю в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью.
Акции можно рассматривать как единицы измерения собственнических интересов членов акционерного общества - акционеров. Собственнический интерес - это объем правомочий, получаемых акционером в обмен на передаваемый ими акционерному обществу капитал. Таким образом, акция как объект права собственности по своему характеру представляет собой категорию прав, а не вещей в их телесном виде. Право собственности на акцию это право собственности на права, которые ее обладатель имеет.
Акции имеют стоимость.
Различают различные виды стоимости акций:
Нарицательная стоимость (номинал) - произвольная стоимость, устанавливаемая при эмиссии и отражаемая в акционерном сертификате. Номинал практически не связан с реальной стоимостью , и поэтому в последнее время на западе перестали указывать на акциях их номинал.
Балансовая стоимость, исчисляемая как частное от деления чистых активов корпорации на количество выпушенных и распространенных акций.
Рыночная стоимость ( продажная цена акции, курс ) - текущая стоимость
акции на бирже или во внебиржевом обороте (к примеру, последняя котировка
). Это наиболее важный вид стоимости, поскольку именно она (а точнее -
прогноз ее изменения ) играет основную роль в обращении акций данной
корпорации. Но об этом чуть позже.
Документ, свидетельствующий о владении акциями, называется
акционерным сертификатом. В нем указываются данные об эмитенте, и данные о
зарегистрированном держателе или держателях, номинал (если таковой имеется
), тип и число акций, находящихся в собственности держателя сертификата, и
соответствующие права на голосование.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16