3.Обеспечение стабильности национальной валюты.
4.Развитие социальной инфраструктуры, в частности: образования, здравоохранения, науки, транспорта и т.д.
5.Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования картелей власти на рынке сбыта.
6.Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества.
7.Разработка и реализация требований, запретов и использование рыночно хозяйственных стимулов для охраны среды.
8.Определение общепризнанных правил в области налогового и социального права и внешнеэкономических отношений.
9.Макроэкономическое управление социально-экономическими процессами в рамках возможностей рыночного хозяйства.
Цели средства социально-экономического хозяйства в области экономической и социальной политики.
1.Повышение жизненного уровня населения.
2.Стабильный уровень цен.
3.Социальное обеспечение и справедливость.
Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система
мер: а) Сохранение и усиление нормально функционирующей конкурентной борьбы. б) Проведение политики, гарантирующей нормальный и надлежащий экономический прирост в условиях высокого уровня занятости, стабильности цен и сбалансированности внешнеэкономических связей. в) Обеспечение максимально свободного международного обмена. г) Обеспечение свободной конвертируемости валюты. д) Развертывание международного разделения труда в экономике.
Необходимо иметь в виду, что повышение уровня жизни является самоцелью.
Так как, во-первых, человек стремится к более качественным решениям какой-
либо проблемы за счет получения прибыли и повышения зарплаты,
во-вторых, экономический рост создает новые рабочие места, в-третьих,
экономический рост облегчает структурные изменения в народном хозяйстве и
содействует НТП, в-четвертых, экономический рост служит гарантией
социального обеспечения.(Приложение №4)
Стабильный уровень цен.
Обеспечение стабильного уровня цен является одним из основных инструментов решения задачи. Обеспечение стабильного уровня цен осуществляется за счет независимого от правительства центрального эмиссионного банка, за счет надежной финансовой системы государства и за счет обеспечения сбалансированности внешнеэкономических связей.
Стабильность денежной системы является предпосылкой функционирования
механизма цен, а стабильные цены являются выражением социальной
справедливости на практике.
Высокий уровень занятости.
Стремление к высокому уровню занятости существует не только по
экономическим причинам, но и по социальным и политическим причинам.
В результате каждый трудоспособный гражданин может вступить в трудовую
жизнь и зарабатывать средства для существования. При потери места он имеет
право требовать пособие по безработице.
Порядок на рынке труда характеризуется прежде всего тарифной автономией.
Тарифная автономия позволяет работодателям или профсоюзам и на основе
собственной ответственности договариваться о заработках и
условиях труда. Вместе с тем тарифная автономия требует учета и
общественного блага.
Социальное обеспечение и справедливость.
Цель социального обеспечения и справедливости и справедливого распределения доходов и имущества достигается путем регулирования тарифных договоров и за счет системы социального законодательства.
Первоначальное распределение доходов, свободно формирующееся на рынке,
по социальным причинам исправляется государством за счет дополнительного
налогового обложения или за счет распределения
дополнительных средств. Однако речь идет не просто о выравнивание доходов.
В системе рыночного хозяйства равенство доходов не является положительной
целью. Различие доходов является существенной движущей
целью для экономической динамики.
Выравнивание доходов означает направление ситуации в пользу тех, кто не в состоянии идти в ногу с рыночным прогрессом.
Система рыночных отношений внедряется с большими трудностями и издержками. В качестве объективного фактора этого явления можно назвать то, что у нас никогда не было социально-рыночного хозяйства. Для формирования рыночной системы необходим ряд условий и институтов:
1.Преобразование в системе экономических отношений и образование новой системы. С 1992 года в РФ был взят курс на плюрализм форм собственности.
Этапы: а) ваучерная приватизация б) денежная приватизация
2.Обеспечение полной независимости всех участников воспроизводственного процесса, действующих на рынке в сочетании с их экономической ответственностью.
3.Установление экономической системы, базирующейся на экономике договоров, сделок между равноправными партнерами.
4.Введение свободных или мягко регулируемых цен. Существует диспропорция в соотношении розничных цен. В 1992 году была проведена реформа, и сейчас существует три вида цен: а) устанавливаемые государством б) регулируемые государством в) цены свободного рынка
5.Формирование механизма эффективно действующей конкуренции. Для этого
требуется использование в определенных сочетаниях экономических, технических и социальных предпосылок.
Экономические предпосылки.
На рынке каждого вида товаров должно быть достаточное количество
продавцов и покупателей. Число производителей должно быть больше 8-15.
Рынок считается монополизированным, если 4 фирмы контролируют 80% отрасли.
Технические предпосылки.
Необходим определенный уровень специализации и концентрации
производства, обеспечение технического превосходства изделий, их качества.
Социальные предпосылки.
Предполагают предоставление разнообразной гарантии послепродажных услуг, условий оплаты товаров (в том числе кредитных).
6.Формирование устойчивой финансово-кредитной системы.
Необходимо проведение следующих мер: а) увеличение доходной части бюджета б) укрепление национальной валюты в) сокращение расходов на управление г) ужесточение контроля за использованием бюджетных средств
7.Создание высокоразвитой рыночной инфраструктуры: создание сильного рыночного законодательства; формирование банковской, страховой и биржевой системы.
8.Обеспечение открытости экономики, ее интеграция в систему мирохозяйственных связей.
Реализация этого условия предполагает предоставление права любой экономической организации осуществлять внешнеэкономические операции с
инофирмами, в соответствии с законодательством, на равных условиях с остальными производителями действовать на внутреннем рынке. Но существуют препятствия: а) в РФ слабый уровень развития экспортной базы; б) частичная конвертируемость рубля.
9.Необходимо решить социально-политические проблемы, связанные с формированием рыночной экономики.
Рынок - это социальный институт, требующий от людей определенных норм поведения. Для России характерен человек административный. Для такого человека характерна привычка к жизни в структуре, где господствуют связи по вертикали, в роли подчиненного он склонен к формальному послушанию, привычен к нарушению его гражданских прав. Для него характерна закононепослушность нижние надеются на верхних, признают социальное неравенство как норму. Предпринимательские установки распространены слабо. Распространение имеет уравнительные тенденции.
Социальная справедливость - это равенство в потребление, но не в возможностях.(Приложение №5 и №6)
Механизм управления и регулирования рыночной экономики.
Управление обществом в целом, и в том числе социально-экономическими процессами, следует рассматривать в трех аспектах: содержательном функциональном структурном
Управление в содержательном аспекте представляет собой систему целенаправленных действий, осуществляемых непосредственным субъектом управления, основанных на знании законов развития общества и направленных на достижение поставленных обществом целей.
Управление в функциональном аспекте представляет собой систему, проявляющую свое содержание в следующих функциях: а) Подготовка и принятие управленческих решений. б) Организация управления решений. в) Стимулирование выполнения решений. г) Учет и анализ хода управления решений. д) Контроль процесса выполнения принятого решения. е) Оперативное управление процессом выполнения решений.
Управление в структурном аспекте рассматривается как органическое единство двух подсистем: подсистемы политики; подсистемы механизмов ее реализации.
Политика - это категория, которая характеризует отношения, возникающие
между классами, социальными слоями, внутри классов по вопросам
государственной власти, определения форм и методов государственного
руководства управления обществом.
Политика структурно делится на стратегию и тактику:
Стратегия - это долговременный курс, который предусматривает решение
крупномасштабных задач.
Тактика - это разработка системы мероприятий по реализации стратегии.
Политику также можно рассматривать в содержательном, структурном и
функциональном аспектах.
Структурный аспект предполагает выделение индустриальной, аграрной,
структурно-инвестиционной, научно-технической и инфраструктурной
политики. В основе структурного аспекта лежит общественное разделение
труда.
Функциональный аспект предполагает выделение экономической, социальной,
идеологической, демографической, экологической, административной,
национальной, региональной и внешнеэкономической
политики. Он предполагает деление общественной жизни на отдельные сферы.
Структурный аспект отличается от функционального тем, что каждая разновидность структурного аспекта является многогранной.
Поскольку общество представляет целостную систему, то и политика
выступает как целостное образование. Она должна быть единой, органически
увязывающей все аспекты.
Любой вид политики может быть реализован, если есть механизм реализации.
Механизм управления обществом представляет собой исторически определенную
систему организаций, инструментов, форм и методов осуществления
деятельности общества, с присущими ей отношениями и способами мотивации
деятельности отдельных членов общества, социальных групп и
институтов.(Приложение №7)
Структура механизма управления.
Механизм управления являясь целостной системой, состоящей из ряда элементов, имеет определенную структуру: прогнозирования и планирования протекания социально-экономических процессов: организационные формы управления всеми процессами, происходящими в обществе, система органов, обеспечивающих подготовку и реализацию решений, воздействие на производственные процессы для достижения поставленных целей; система экономических, моральных и правовых рычагов и стимулов, с помощью которых оказывается воздействие на социальные общности людей с целью активизации общественно-полезной деятельности, повышения ее результативности. разнообразные формы вовлечения всех дееспособных членов общества в управление делами общества.
Для того чтобы общество смогло развиваться без антагонистических противоречий, оно должно регулироваться государством.
Государственное регулирование экономических и социальных отношений -
есть целенаправленная деятельность государства по обеспечению стабильности
и желаемых темпов воспроизводства общих народнохозяйственных условий,
нормального функционирования товаропроизводителей.
Эта деятельность осуществляется посредством использования правовых,
бюджетно-налоговых и других норм, а также различные формы планирования,
прогнозирования и проектирования.
1.Административно-правовое регулирование имеет целью организацию с помощью
норм права деятельности людей, организаций, определение компетенций, объема
полномочий и обязанностей государственных и хозяйственных организаций,
граждан. Механизм правового регулирования
составляют различные нормативные акты.
2.Важным инструментом регулирования рыночной экономики является
государственный бюджет. Он используется для регулирования экономики прежде
всего через финансирование расходов. Важным инструментом воздействия
являются государственные капитальные вложения, государственные закупки и
государственные социальные расходы.
В соответствии с законодательством государство берет на себя следующие
функции:
1.Финансирование приоритетных направлений, научных исследований и программ подготовки квалифицированной рабочей силы. Формирование и реализация программ модернизации инфраструктуры, программ в области обеспечения обороноспособности страны и конверсии.
2.Финансовые поощрения модернизации оборудования и роста его производительности, разработка мероприятий развития экспортного потенциала.
3.Финансирование программ по охране природы.
4.Регулирование общенациональной системы социального страхования как важнейшего элемента воспроизводства рабочей силы.
Государственный бюджет и финансовая система оказывают влияние на
предпринимательскую деятельность, формируя различные сочетания стимулов,
государство направляет их деятельность в русло осуществления социальных
задач важных для всего общества.
В системе государственного регулирования важное место занимают налоги. Налоговая политика, как и государственное инвестирование, используется для стимулирования экономического роста, НТП, изменения пропорций, повышения экспортной конкурентоспособности товаров.
Остановимся подробнее на анализе основных видов налогов.
Подоходные налоги.
Практика подоходного налогообложения различает:
валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход-это сумма доходов,
полученных из различных источников. Законодательно, практически во всех
странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные,
транспортные, командировочные и рекламные расходы.
Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы: необлагаемый
минимум, суммы пожертвований, льготы, например, для инвалидов, пенсионеров
и т. п. Таким образом: облагаемый доход = валовой доход - вычеты.
При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать и установить оптимальную ставку налога. Если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается трудовая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую» экономику.
Американские эксперты во главе с профессором А. Лаффером попытались
теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50 % резко
снижается деловая активность фирм и населения в целом.
Обоснованием этому служит так называемый эффект Лаффера.
Если ставка подоходного налога будет увеличиваться по сравнению с rA, то
произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в
бюджет, т.е. Rв
Страницы: 1, 2