Важнейшие направления формирования такого рынка в Украине:
1) устранение глубокой диспропорции в народном хозяйстве между группой
"А" (производство средств производства) и группой "Б" (производство
предметов потребления). В 2000 г. соотношение между ними составляло 77 :23
, а в развитых странах Запада - 30: 70;
2) постепенное внедрение современной системы заработной платы. В начале
90-х годов средняя дневная зарплата в Швеци, например, составляла до 30
долл., в ФРГ - 28, в Австри - 24, в Франци - 15, а в Украине в 2000 г.
дневная зарплата достигала приблизительно 1,5 долл. Приближение Украины в
этой сфере к западноевропейским стандартам возможно прежде всего при
условии важного повышения уровня производительности труда, создание мощных
стимулов к работе. Но и ныне в Украине существует значительное
несоответствие между оплатой рабочей силы и уровнем цен на предметы
потребления. Об этом свидетельствует значительное затоваривание продуктами
питания, с одной стороны, и низкий уровень потребления - с другой;
3) необходимость на основе радикальной перестройки аграрных отношений, возрождения села, развития аграрно-промышленного комплекса, насытить потребительский рынок продуктами отечественного производства.
Рынок услуг – определенная совокупность экономических отношений по поводу организации и купли-продажи услуг.
Услуга – особая потребительская стоимость, которая удовлетворяет
определенные потребности человека. Особенностью услуги как товара
(сравнительно с обычным товаром) есть то, что она полезная не как вещь, а
как деятельность. Поэтому потребление услуги совпадает с процессом ее
создания, с деятельностью, и ее невозможно накапливать, транспортировать и
т.п.
Различают традиционные (услуги транспорта, связи, страхование товаров,
туризм, услуги учителя, юриста, врача, культурные, художественные услуги и
др.) и нетрадиционные (маркетинговые, инженерно-консультационные, инженерно-
строительные, рекреационные, рекламные, информационные т др.) услуги.
Разграничивают также материальные (транспорт, торговля и др.) и
нематериальные (образование, здравоохранение и т.п.) услуги, а в пределах
последних выделяют внутренние блага (данные человеку самой природой -
способности к науке, искусства и др.) и внешние (данные ему внешним миром -
деловые связи, репутация и т.п.).В Украине вследствие глубокого
экономического кризиса почти 90% семейного бюджета расходуется на питание
(в развитых странах мира - до 20%). Поэтому главное внимание отводится
воспроизводству физических возможностей человека, а рынок услуг,
направленный на развитие и воспроизводство интеллектуальных, творческих
способностей подавляющего большинства населения, оттесняется на задний
план. Вместе с тем вследствие значительной дифференциации общества в
Украине появляются престижные детские садики, школы, высшие учебные
заведения, больницы и т.п., где привилегированная часть общества имеет
возможность развивать все существующие силы человека, его способности,
получать дорогие платные услуги.
Главное условие расширения рынка услуг в Украине – возрастание заработной платы и производительности труда в сфере материального производства, насыщение рынка товарами широкого потребления, которое даст возможность увеличить занятость в сфере нематериального производства, значительно расширить ассортимент платных и бесплатных услуг для населения.
Рынок интеллектуальной собственности - подсистема экономических отношений между разными хозяйствующими субъектами по поводу организации, использования и купли-продажи патентов, лицензий и других объектов интеллектуальной собственности.
Первоочередной проблемой в Украине на пути формирования рынка интеллектуальной собственности является ускоренное создание нормативной базы для защиты и внедрения изобретений, новых моделей и образцов промышленного оборудования. Украина достигла мирового уровня в области математики, теоретической физики, физиологии, клеточной и молекулярной биологии, электрохимии, которая дает ей возможность быть активным участником международного рынка идей. Тем не менее количество патентов и лицензий, которые продаются на мировом рынке, незначительная.
В широком понимании "ноу-хау" - форма интеллектуальной собственности, представленная как совокупность технических знаний производственного, коммерческого и другого опыта, воплощенных в значительной мере в технической документации, необходимых для изготовления определенного изделия, воспроизводства производственного процесса и т.п.
Купля-продажа нововведений будет распространяться в Украине с возрастанием количества предприятий, которые работают на основе рыночного и оптимального объединения рыночного и государственного регулирования.
Валютный рынок - важная сфера экономических отношений по поводу купли- продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов, телеграфных и почтовых переводов в иностранной валюте).
На этом рынке осуществляют операции внешней торговли, расчетов, миграции капиталов и рабочей силы, туризма. С точки зрения организационных отношений валютный рынок функционирует через корреспондентские счета между банками разных стран
Рынок информации – совокупность экономических отношений по поводу купли- продажи информационных услуг, сбора, обработки, систематизации информации и ее продажи конечному потребителю.
Этот рынок также тесно связан с развертыванием НТР, в частности второго
ее этапа, поскольку в этот период сформировался новый элемент продуктивных
сил - информация. От качества и объема информации зависит правильность
принятого решения. Информация есть распространенным благом, для получения
которого, однако, нужны определенные затраты. Между производителем и
потребителем на рынке информации существуют посредники, главная задача
которых - сбор и продажа информации. Рынки информации различаются степенью
проинформированности и возможностью реальных действий таких посредников в
реализации товаров и услуг. За этот вид услуг они берут комиссионную плату.
Так, известный аукцион Сотби, на котором реализуют произведения искусства,
берет 20% от цены, а дилеры государственных ценных бумаг - 1,32%.
Своеобразной ценой на рынке информации есть плата за рекламу.
Рынок золота – совокупность экономических отношений по поводу организации и купли-продажи золота. Осуществляют ее консорциумы местных банков (банкирские дома) и специализированные фирмы, которые занимаются очищением золота и изготовляют слитки, ставят на них клеймо, сохраняют.
Продавцами золота являются золотодобывающие страны, собственники частных и государственных запасов золота. Покупатели этого товара - промышленные компании, которые используют золото в промышленных целях, ювелиры, инвесторы, тезавраторы, спекулянты. Наибольшее количество золота продают для использования в промышленных целях.
Основными источниками пополнения этого рынка были добыча золота
некоторыми странами, централизованные запасы капиталистических стран и др.
Незначительную часть золота золотодобывающие страны продают фирмам (без
посредников), а преобладающую часть его покупают и продают с участием
специализированных фирм. К этой группе также отнесены те, кто стараются
достичь в жизни как можно больше - лидеры бизнеса, высшие менеджеры,
высокопоставленные правительственные чиновники. Эта категория составляет
почти 68% население страны.
Третья категория - люди, которые по социальному происхождению не могут
принадлежать к первых двум категориям. Это люди, захваченные экзотическими
и благородными делами, активные защитники окружающей среды, участники
общественных движений и т.п. Эта категория охватывает почти 19% население
США.
К четвертой , наименее численной (до 2% население) категории научные работники отнесли людей, в которых объединяются некоторые черты второй и третьей категорий и которые являются своеобразной вершиной этой классификации. В соответствии с ней большинство людей в бывшему СССР (или в условиях "дефицитной экономики") принадлежало к первой категории, которая преимущественно соответствует действительности, в особенности в последние кризисные года. В Украине в конце 90-х годов к этой категории принадлежало свыше 90% населения. Эти категории населения являются участниками разных типов рынков, рассмотренных выше, с точки зрения объектов рынка.
Второй субъект внутреннего рынка - предприятия (фирмы), прежде всего национальные. Существуют разные подходы к классификации фирм. Так, выделяют частнопредпринимательские фирмы, партнерства, корпорации, регулированные фирмы, потребительскую кооперацию, взаимосберегательные банки, неприбыльные организации и фирмы с самоуправлением.
С точки зрения правовых форм в экономической литературе различают индивидуальные предприятия, открытые общества, командитные общества, расширенные командитные общества, негласные общества, акционерные общества, командитные общества на акциях, общества с ограниченной ответственностью, общества, картели, консорциумы, смешанные предприятия (концерн, трест).
Простейшей классификацией этого типа субъектов рынка, который дает возможность количественно оценить их роль в внутреннем рынке, есть деление фирм на мелкие, средние и крупные. В большинстве развитых стран мира количественно преобладают мелкие фирмы (малый бизнес).
В Украине в 1990 г. было зарегистрировано приблизительно 30 тыс., а в начале 2001 г. - свыше 200 тыс. малых предприятий.
Спецификой экономики Украины является и то, что в ней преобладающего развития приобрели промышленность (в особенности тяжелая) и сельское хозяйство. Здесь вырабатывается свыше 80 процентов общественного продукта.
Учитывая то, что Украина имеет могущественный индустриальный и научно-
технический потенциал, подготовленные кадры, нам нецелесообразно избирать
модель рыночной экономики, в которой преобладает мелкая частная
собственность и экономика регулируемая исключительно рыночными законами.
Этот путь был бы не прогрессом, а регрессом и вел бы к временам Адама Смита
и соответствующих методов экономической жизни, где все решало свободное
ценообразование.
Модным есть так называемый либерализованный подход, сущность которого состоит в том, что если не мешать экономике развиваться самой по себе по присущим ей принципам, то Украина скоро войдет в мировой рынок.
Опыт переходного периода постсоциалистических стран, в том числе
Украины, свидетельствует: путь к рынку в "стихийном режиме", самотеком - не
только не эффективный, а и приводит к чрезвычайно большим потерям во всех
сферах жизни, отбросит общество назад на десятки лет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8