Рынок природных ресурсов

Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ существую­щие экономические методы расчета величины на­логов и сборов за природо­пользование не только не стимулируют работы по сохранению и воспроиз­водству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина на­логов и сборов отражает только используемые природные ресурсы. Сущест­вуют следующие методы оценки[2] природных ресурсов:

• воспроизводственный метод позволяет определять стоимость природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства частично потребляемого вида сырья на планируемый период;

• результативный метод позволяет вести экономическую оценку только природных ресурсов, приносящих доход, через разницу доходов и текущих затрат;

• рентный и монопольно-ведомственный методы расчёта исходят из вы­бора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориен­тированных на средний  уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и его пользователя.

Система платежей за природные ресурсы включает: 1) плату за право поль­зования природными ресурсами; 2) плату за частичное их восстановление;

3) штрафные платежи за превышение минимального использования природных ресурсов.

Платежи за природные ресурсы разделены между федеральным и местным бюджетами. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к феде­ральным отнесены:

• налог на пользование недрами;

• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; • сбор за право поль­зования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

• водный налог;

• лесной доход;

• экологический налог.

К местным налогам относится земельный налог.

Поступления в консолидированный бюджет РФ платежей за пользование природными ресурсами характеризует табл. 1:



Таблица 1. Платежи за пользование природными ресурсами (млрд. руб.)[3]


Платежи

1999

2000

2001

Платежи за пользование природными

ресурсами

12 291

21 175

37 174

из них:

 

 

 

1. Плата за недра

5832

10533

15692

2. Отчисления за воспроиз­водство минерально-сырье­вой базы  

2250

3947

10293

3. Земельные налоги и арендная плата за землю

3292

5262

9508

4. Прочие платежи за поль­зование природными    ресурсами

916

1 432

1681

  

Как видим, размер этих платежей постоянно увеличивается, а их доля в доходах бюджета выросла с 1,6 до 5,2%.



Таблица 2. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов[4] (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.)



1985

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

Инвестиц в основной капитал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— всего                                                   

2,5

3,3

3,0

52,9

592,8

2368,3

6403,6

8254,3

8615,6

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На охрану и рацион. использование водных ресурсов                

1,8

2,2

2,0

32,9

346,2

1326

3397,3

4080,3

4148,4

На охрану атмосферного воздуха        

0,3

0,5

0,4

9,2

114,4

423,4

1643,9

212,4

2086,9

На охрану и рацион. использование земель                               

0,2

0,4

0,4

103,4

455,5

845,5

1390,4

1302,9

Другие мероприятия                              

0,2

0,2

0,2

3,7

28,8

163,4

416,9

656,2

1077,4


Глава №3

 

Регулирование рынков природных ресурсов

 

                  I. Провалы рынка и деградация окружающей среды

 

Хорошо функционирующие рынки – эффективный механизм в экономике по оптимальному распределению ресурсов между пользователями, что максимизирует общественно благосостояние. Чтобы добиться хорошего функционирования рынков необходимо выполнить несколько условий: четко определенные права собственности на все ресурсы, информация должна свободно распространяться между агентами рынка, и ограниченные ресурсы должны поступать на рынок, где им будет установлена цена исходя из соотношения спроса и предложения.

Провалы рынка наступают в тех случаях, когда некоторые из этих условий не выполняются. В экономической литературе описывается ряд случаев провалов рынка. Применительно к экологической проблематике наличие внешних эффектов (экстерналий) и ресурсов, находящихся в общественной собственности («трагедия общин»), два наиболее ярких явления, вызывающих провалы рынка.

Ресурсы общего пользования - это ресурсы, находящиеся в коллективной собственности. Если доступ к данному ресурсу никак не регламентируется, то ресурс подвергается истощению. Примерами являются: перевыпас скота на общинных землях, истощение рыбных запасов. Плохо сформулированные права собственности на ресурсы определяют характер и использования природного ресурса.

Природные ресурсы разделяются на возобновляемые и невозобновляемые. Невозобновляемые ресурсы конечны, поэтому их чрезмерное использование со временем приведет к исчерпанию запасов. Главной экономической задачей является регулирование использования запаса этого вида ресурсов во времени. Возобновляемые ресурсы могут восстанавливаться.

Примерами возобновляемых ресурсов являются рыбные ресурсы, леса. Следует быть максимально осторожным, однако, употребляя термин возобновляемость, так как речь в большинстве случаев идет о частичной восстанавливаемости. Леса, которые вырубают, а пастбища используют под животноводство, обычно не восстанавливаются. Количество питательных веществ в почве снижается и происходит ее эрозия.

При устойчивом режиме управления возможно сохранение самого ресурса, а расходуется только его прирост. Так при вылове рыбы отлавливаются только взрослые особи, а молодые сохраняются и размножаются до наступления следующего сезона. Если регулярно использовать большее количество ресурса, чем обеспечивается устойчивым развитием, то маловероятно, что оставшаяся часть ресурсов сможет регенерироваться. Поэтому основная экономическая проблема, связанная с возобновляемыми ресурсами, связана с уровнем и темпами их использования, чтобы сохранить их запас на оптимальном уровне.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать