Рынок совершенной и несовершенной конкуренции
смотреть на рефераты похожие на "Рынок совершенной и несовершенной конкуренции"
ПЛАН:
Введение
1. Рыночная конкуренция
1. Структура рынка
2. Функции рынка
3. Понятие рыночной конкуренции
4. Рыночная конкуренция в переходной экономике
1. Состязательность и конкуренция
2. Условия становления и развития рыночной конкуренции
2. Основные модели рынка
1. Совершенная конкуренция
2. Несовершенная конкуренция
3. Монополистическая конкуренция
4. Олигополия
5. Монополия
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Тема данной работы – «Рынок совершенной и несовершенной конкуренции».
Целью написания реферата являлся тщательный и подробный анализ структуры
рынка и изучение основных моделей рынка. В работе дается краткий анализ
рыночной организации и функций рынка, а также обращается особое внимание на
виды экономической конкуренции.
Реферат состоит из двух частей, введения и заключения. В первой части приведен общий обзор рыночной конкуренции в современной экономике, в том числе и в переходный период. Вторая часть содержит подробное описание основных моделей рынка, где приведен полный анализ структуры и видов несовершенной конкуренции.
Реферат представляет собой теоретический обзор рынка совершенной и несовершенной конкуренции в мировой экономики. При его создании были использованы сведения методических пособий по изучению экономической теории.
1. Рыночная конкуренция.
1. Структура рынка.
2.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, доступностью информации.
Понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыкновенной трактовке.
Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способность фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Представленная характеристика типов рыночных структур (табл.1) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия, фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков.
Таблица 1. (2,50)
| |Количес-тво|Характер |Условия входа | Доступность|
| | |продукции |и выхода. | |
| |и размеры | | |информации. |
| |фирм | | | |
|Совершенная |Множество |Однородная | Никаких |Равный доступ |
|конкуренция |мелких |продукция. |затруднений |ко всем видом |
| |фирм | | |информации. |
|Монополис- |Множество |Разнородная | Никаких | Некоторые |
|тическая |мелких |продукция. |затруднений. |затруднения. |
|конкуренция |фирм. | | | |
|Олигополия. |Число фирм | Разнородная | Возможны | Некоторые |
| |невелико, |или |отдельные |ограничения. |
| |есть |однородная |предприятия. | |
| |крупные |продукция. | | |
| |фирмы | | | |
|Монополия |Одна фирма |Уникальная |Практически | Некоторые |
| | |продукция |непреодоли- |ограничения. |
| | | |мые | |
| | | |барьеры на | |
| | | |входе | |
Функции рынка.
Первая и одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации, других важных сведений, необходимых для человека в мире экономики. Все эти сведения и информация воплощены в ценах. Оперативная, обширная и в то же время содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования.
Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего ее отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это все же не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направления поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди подчас возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства.
3. Понятие рыночной конкуренции.
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. (3,51) Очевидно, что возникновения такого феномена, как конкуренция, стало возможно лишь на основе определённого комплекса психологических и этических особенностей человеческого поведения.
Например, если предположить, что основными доминантами человеческого поведения были бы пассивность, смирение с судьбой и готовность ограничиваться в жизни самым минимумом всех благ (аскетическое воздержание), то вряд ли в таком человеческом обществе возникли бы конкурентные схватки.
Однако возникновение конкуренции имеет как социально – психологические, так и экономические причины. Кроме того, конкуренция в значительной степени связана с ограниченностью ресурсов, порождающей соперничество за право их использования для быстрого достижения наивысшего уровня собственного благосостояния. На основании этого можно раскрыть понятие о конкуренции.
Конкуренция – это экономическое соревнование между гражданами, фирмами
и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение
наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от
их использования максимальной выгоды. (3,51)
Как правило, конкуренция играет в экономической жизни общества
положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее
рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех
видов. Однако конкуренция может принимать и такие формы, которые нельзя
отнести к числу продуктивных. Порою эти формы носят негативный и также
разрушительный характер.
Если распределение ограниченных ресурсов осуществляется не рынком, то это влечёт за собой ряд последствий, хорошо известных в нашей стране: очереди, ривелегии, блат, взяточничество (как способ обойти конкурентов за счёт подкупа чиновников) и другие уголовные методы распределения, подменяющие рыночную конкуренцию за ограниченные ресурсы. Конкуренция в этих формах распределяет ресурсы неэффективно, ведет к разрушению экономики, природы, нравственности, а в конечном счете к разрушению человеческой личности и общества.
Рыночная конкуренция, то есть наличие большого числа независимых продавцов и покупателей, обладающих свободой войти или покинуть рынок, ограничивает разрушительную и сохраняет созидательную силу личного интереса, личной выгоды. Тем самым конкуренция выступает как главная регулирующая система в рыночной экономике. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителям – гражданам страны.
1.4. Конкуренция в переходной экономике.
1.4.1. Состязательность и конкуренция.
Отношения состязательности в плановой экономике характеризуется двумя основными особенностями. Во-первых, поскольку главным субъектом, распределяющим ограниченные ресурсы, является здесь государство, оно становится непосредственным участником состязаний за них. Предприятия состязающиеся друг с другом через взаимодействие с государственными органами хозяйственного управления. В органах управления материально – техническим снабжения предприятия борются за прикрепление к надёжным поставщикам сырья, за высокие фонды и лимиты за поставку сырья, материалов и оборудования. В органах ценообразования они ведут борьбу за повышение цен на свою продукцию и снижения цен на потребляемые ими средства производства.
Во-вторых, поскольку одним из основных признаков командной экономики является тотальный дефицит товаров и услуг, состязательность в сфере товарного обращения выступает здесь в форме соперничества между покупателями. Не продавцы товаров и услуг борются за покупателя, а покупатели борются друг с другом за обладание товарами. Формы этой борьбы многообразны, начиная с традиционного стояния в очередях и кончая противозаконными действиями, с целью добиться расположения производителя
(или продавца) товаров.
Для рыночного хозяйства хорош принципиально иной тип состязательности
– конкуренция. Ареной состязания является здесь рынок. Соперничество между
предприятиями в производстве, в сфере послепродажного обслуживания клиентов
и т. п. имеет цель получения преимуществ на рынке. Государство также может
принимать непосредственное участие в рыночной конкуренции, но не через
органы хозяйственного управления, а как субъект рынка, в качестве
покупателя или продавца товаров и услуг.
2. Условия становления и развития рыночной конкуренции.
Рыночная конкуренция есть система отношений между экономическими
самостоятельными производителями товаров и услуг. Она имеет место только
тогда, когда производители и продавцы способны реагировать на изменение
коньюктуры рынка, на те или иные действия своих конкурентов, т.е. когда они
свободны в определении и объема и ассортимента выпускаемой продукции, в
выборе поставщиков и покупателей своих товаров, в определении цен.
Важнейшим условием становлении конкуренции при переходе к рынку является
отмена характерной для плановой экономики системы административных
предписаний предприятиям относительно цен, производственной программы,
взаимоотношений с поставщиками сырья и потребителями готовой продукции.
(1,367)
В этом ряду следует особенно выделить либерализацию цен. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, уничтожают состояние дефицита и тем самым создают условия для перерастания состязательности покупателей за продавцов в конкурентную борьбу продавцов за покупателей, их товаров и услуг.
Страницы: 1, 2