Рынок: сущность, функции и условия формирования
p>3) Инициирование прогресса.
Одно дело приспосабливаться к уже происходящим изменениям и совсем другое дело — инициировать изменения, особенно желательные. Конкурентная рыночная система, очевидно, содержит стимулы для технического прогресса.
Пионерное применение технологии, снижающей издержки производства, обеспечивает инновационную фирму временным преимуществом перед ее конкурентами. Снижение издержек производства означает для пионерной фирмы получение экономической прибыли. Передавая потребителю часть экономии от снижения издержек в форме опасения цены продукта, инновационная фирма может добиться значительного увеличения сбыта и высокой экономической прибыли за счет конкурентных фирм. Более того, конкурентная рыночная система определенно создает обстановку, способствующую быстрому распространению новой технологии. Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу же постигнет кара в виде убытков, а в перспективе и в виде банкротства. Необходимо отметить, что снижение цены на продукт, которое технический прогресс делает возможным, обусловливает расширение инновационной отрасли. Такое расширение может быть следствием увеличения объема производства существующих фирм или вступлений в отрасль новых фирм, соблазненных перспективой получения экономической прибыли, первоначально созданной техническим прогрессом. Это расширение отрасли, то есть переключение ресурсов из менее технически прогрессивных в более прогрессивные производства, есть вполне закономерный результат.
Постоянное повышение эффективности использования редких ресурсов требует такого же постоянного перераспределения ресурсов из отраслей, где технология производства относительно менее эффективна, в отрасли, где она относительно более эффективна.

4)Накопление капитала.
Однако технический прогресс, как правило, влечет за собой увеличение количества средств производства. Предприниматель может получить через посредство рыночной системы в свое распоряжение ресурсы, необходимые для производства машин и оборудования, от которых зависит технический прогресс.
Если общество «голосует долларами» за средства производства, рынок продуктов и ресурсный рынок среагируют на такое «голосование» производством средств производства. Иными словами, рыночная система принимает результаты «голосования долларами» в пользу как потребителей, так и средств производства. Но прежде всего предприниматель учитывает «голоса» за средства производства, который в качестве получателя дохода в виде прибыли может быть склонен выделить часть этого дохода на накопление средств производства. Поступая так, он может в будущем обеспечить себе еще больший доход в виде прибыли, если инновации окажутся удачными. Более того, предприниматели, уплачивая процент, могут заимствовать часть доходов домохозяйств и использовать эти заемные средства для мобилизации
«долларовых голосов» в пользу производства все большего количества средств производства.

1.4 Критерии состояния рынка.
Огромное влияние на рынок оказывает в каждой конкретной стране уровень ее развития. Характер рынка и его социально-экономические последствия в странах, которые находятся на постиндустриальной стадии, совсем другие, чем в развивающихся странах. Большое значение имеют мотивация труда, критерии эффективности, уровень развития рыночной инфраструктуры, в том числе банковско-кредитной системы, хозяйственные пропорции, производственные и организационно-управленческие структуры и т. д. В развитых странах созданы общественные институты и правовые нормы, которые обеспечивают полноценное функционирование рыночных отношений и устраняют их негативные социальные последствия (антитрестовское законодательство, охрана здоровья, сокращение рабочего времени, минимальные заработки и т.д.).

Глава 2. Формы рынков.
2.1 РЫНОК ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Необходимо определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:

1) чистую конкуренцию,

2) чистую монополию,

3) монополистическую конкуренцию

4) олигополию.

Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. Опираясь на таблицу 1, я кратко охарактеризую основные черты этих четырех моделей, учитывая, что более подробные разъяснения последуют ниже.

Таблица 1

Характерные черты основных моделей рынка
|Характерная| Модель рынка |
|черта | |
| |Чистая |Монополистическая| Олигополия |Чистая |
| |конкуренция|конкуренция | |монополия |
|Число фирм |Очень |Много |Несколько |Одна |
| |большое | | | |
| |число | | | |
|Тип труда |Стандартизи|Дифференцирован-н|Стандартизирован-|Уникальный; |
| |- |ый |ный или |нет близких |
| |рованный | |дифференцирован-н|заменителей |
| | | |ый | |
|Контроль |Отсутствует|Некоторый, но в |Ограниченный |Значительный |
|над ценой | |довольно узких |взаимной | |
| | |рамках |зависимостью; | |
| | | |значительный при | |
| | | |тайном сговоре | |
|Условия |Очень |Сравнительно |Наличие |Блокировано |
|вступления |легкие, |легкие |существенных | |
|в отрасль |препятствия| |препятствий | |
| |отсутствуют| | | |
|Неценовая |Отсутствует|Значительный упор|Очень типична, |Главным |
|конкуренция| |на рекламу, |особенно при |обра-зом |
| | |торговые знаки, |дифференциации |реклама, |
| | |торговые марки и |продукта |связи фирмы с|
| | |т.д. | |общественнос-|
| | | | |тью |
|Примеры |Сельское |Розничная |Производство |Местные |
| |хозяйство |торговля, |стали, |предприятия |
| | |производство |автомобилей, |общественного|
| | |одежды, обуви |сельскохозяйствен|пользования |
| | | |-ного инвентаря, | |
| | | |многих бытовых | |
| | | |электроприборов | |


В условиях чистой конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу).
Новые фирмы могут легко войти в отрасль. На другом полюсе—чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (местная электрическая компания).
Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции.
Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое. Наконец, олигополия отличается небольшим числом продавцов, и эта «немногочисленность» означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. Продукты могут быть стандартизированы
(такие, как сталь или алюминий) или дифференцированы (автомобили или пишущие машинки). Как правило, вступление в олигополистические отрасли
—дело очень сложное. Полезно время от времени проводить различие между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией. Для облегчения таких сравнений как правило используется термин
«несовершенная конкуренция» как общее название для обозначения всех тех рыночных структур, которые отклоняются от чисто конкурентной модели рынка.

1. Очень большое число.

Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

2. Стандартизированная продукция.

Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А.
Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

3. Согласие с ценой.

На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из пред- шествующих двух. В условиях чистой конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Для иллюстрации допустим, что имеется 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых в настоящее время выпускает по 100 единиц продукции. Общий объем предложения, таким образом,— 1 млн. единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Но это не скажется на цене. И причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное влияние на общее предложение — точнее, общее предложенное количество уменьшается с 1 млн. до 999 950 единиц. Это, очевидно, недостаточное изменение в объеме предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продукции. Короче говоря, отдельный конкурирующий производитель соглашается сценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы А по цене 2,05 дол., если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт, или, следовательно, точный заменитель, по 2 дол. за штуку.
Наоборот, вследствие того что фирма А может продать столько, сколько она считает необходимым, по 2 дол. за штуку, нет причины для нее назначать какую-нибудь более низкую цену, например 1,95 дол. В самом деле, поступи она так, это вызвало бы уменьшение ее прибылей.
4. Свободное вступление и выход из отрасли.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать