Рынок труда

·        учебные курсы составляются сипами ведущих специалис­тов университетов и промышленных фирм: оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для спе­циалистов их класса в частных фирмах;

·        в максимально возможном числе профессиональных школ на консультативных началах используется опыт наиболее талантливых педагогов и воспитателей для постановки методики обучения;

·        поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных уровнях обучения, соотношение учеников и педа­гогов (7-8 к 1), которое позволяет осуществлять индивидуальное обучение и следить за качеством подготовки каждого ученика;

·        используется метод опекунства старшекурсников над вновь поступившими, что создает общую благоприятную психологическую атмосферу и обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию заня­тости при общих, более значительных масштабах финансирова­ния политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.

Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США. Притом, что в Швеции в три с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на про­граммы политики рынка труда - 2,7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее - 70 против 35%.

Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к социальной защите населения на рынке тру­па являются одним из главнейших факторов, определявших сло­жившийся уровень занятости населения обеих стран.

Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т.ч. и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.

Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати сказать, проходит в большинстве западных стран, часто по месту учебы, примерно половина учащейся молодежи, что в целом связано с потребностью семей в дополнительных средствах на удовлетво­рение элементарных жизненных нужд.

Высокий уровень эффективности рынка труда в Швеции во мно­гом определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.


5.    НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ


Механизм саморегулирования рынка труда

К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию. Высокий уровень заработ­ной платы увеличивает предложение труда во всех сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжитель­ности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различ­ные фонды, что расширяет возможности социальной защищен­ности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значи­тельной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда.

В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную норму прибыли, которая показы­вает размеры дохода по отношению к затратам. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сфе­ры, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он модерни­зирует производство, совершенствует организацию труда, следо­вательно, с учетом повышенных требований усложняется систе­ма образования (т.е. потенциальный рынок труда).

Доход фирмы является экономической основой ее инвестицион­ной активности. Падение доходности фирмы (если не приняты экст­ренные меры) заканчивается ее банкротством и выбрасыванием пер­сонала фирмы на улицу. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специа­листы отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.

Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка тру­да, является прибыль предпринимателя. Это тот самый эконо­мический механизм, который регулирует движение нормы при­были, определяющей цену труда. Последняя побуждает наем­ных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т. п.

Цена труда также колеблется в зависимости от спроса и пред­ложения труда на рынке, как это уже отмечалось в главе 1. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет, когда найм работников дает ему прирост доходов после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать про­изводство и персонал.

Таким образом механизм саморегулирования рынка труда при­водит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безрабо­тицы сочетается с ростом удельного веса резерва производствен­ных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порож­дает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту безра­ботицы.

Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, кон­куренция -   все эти факторы саморегулирования рынка труда фор­мируют доход населения и распределяют общественное богатство.

Существуют также различия в степени неравенства доходов между разными странами, например, в США оно заметнее, чем в странах Западной Европы. Основной причиной этих различий яв­ляется тот факт, что в европейских странах государство более ши­роко использует перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев, используя систему налогообложения и другие механизмы для сокращения неравенства, формируемого рынком.

В этой связи сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы пред­принимателей ограничивает средства на внедрение новых техно­логий и новшеств, снижает прибыльность производства и способ­ствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естествен­но углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработи­цы, резервирование рабочих мест.

Фактически такой подход к регулированию рынка труда какой-либо страны с рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая распространяет на общество принцип есте­ственного отбора и выживания сильнейшего. Это привлекатель­ная сторона рыночного саморегулирования, так как она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного и животного мира обществом применительно к своей жизни полно­стью не может быть принят.


Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России

Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т. е. политики невмешательства государства в эко­номику, наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «Ис­следование о природе и причинах богатства». Согласно его трак­товке, рыночная система способна к саморегулированию, в осно­ве которого лежит «невидимая рука» — личный интерес, связан­ный со стремлением к прибыли.

Но в работах Дж. М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенном конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его рав­новесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за актив­ное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает со­стояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и со­храняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточ­ностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабиль­ность, присущая системе совершенной конкуренции.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика, регулирующая влияние государства, не должна препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости насе­ления должна обеспечиваться не сохранением излишней числен­ности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т. п.

Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более ра­циональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабо­чих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на| предприятиях скрытого резерва рабочей силы.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответству­ющую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адап­тации работников к требованиям рынка труда. Следует также учи­тывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, од­нако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно дол­жно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уяз­вимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высво­бождение рабочей силы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать