На стоимость труда влияют некоторые факторы. К факторам, которые обуславливают понижение стоимости труда, относится рост производительности общественного труда, так как с ним связано снижение стоимости средств сосуществования. В данном направлении действует и вовлечение в процесс производства женщин и детей, поскольку содержание семьи осуществляется в этом случае доходами, получаемыми не только главой семьи, но и ее членами.
К факторам, вызывающих повышение стоимости труда, следует отнести
прежде всего рост квалификации наемных работников, расширение потребностей
в новых товарах и услугах их семей. Это напрямую связано с повышением
требований к общеобразовательной и специальной подготовке работников,
которые предъявляются к ней со стороны всех видов хозяйственной
деятельности как следствие реализации достижений науки, техники, культуры.
В результате возникают новые материальные и духовные запросы, постоянно
вносящие коррективы в объемы и структуру потребностей населения.
В сторону повышения стоимости труда действует и рост интенсивности
труда, который вызывает возрастание затрат энергии человеком и требует
дополнительных расходов на поддержание здоровья. Речь идет не столько о
физическом, сколько о нервном, психическом истощении. Поэтому порой видимая
«легкость» работы сопряжена с колоссальными нервно-психическими нагрузками,
моральной ответственностью работника, которые требуют не только большей
материальной компенсации, но и компенсации свободным временем, рекреацией
организма.
Заработная плата имеет свою специфику. Она не характеризуется высокой
подвижностью, она не балансирует спрос и предложение, подобно тому как это
происходит на рынке товаров и услуг. Верхняя и нижняя границы цены труда
также устанавливаются иначе, чем на другие товары. Верхняя граница
определяется величиной вновь созданной стоимости v+m (v – стоимость
необходимого продукта как объективная основа заработной платы, m –
стоимость прибавочного продукта как объективная основа прибыли). Нижняя
граница цены труда упирается в стоимость рабочей силы как товара. Если цена
падает ниже стоимости рабочей силы, то рабочая сила не сможет нормально
функционировать, что не в интересах ни рабочего, ни предпринимателя.
Уровень заработной платы определяется не соотношением спроса и предложения,
а является результатом действия социальных и экономических сил.
Когда цена труда устраивает и работодателей, и продавцов рабочей силы,
говорят, что рынок пришел в равновесие, находится в равновесии. Равновесие
на рынке труда означает, что спрос на труд удовлетворяется полностью, а
предприниматели готовы платить соответствующую заработную плату.
Пересечение кривых спроса и предложения демонстрирует, что существует лишь
одна цена, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают, – это и
есть равновесная цена труда, или заработная плата (приложение 3). Любые
отклонения от равновесной точки будут свидетельствовать о нарушении
состояния полной занятости: т. А – превышение предложения над спросом, т. В
– превышение спроса над предложением труда.
Таким образом, под действием механизма спроса и предложения рынок труда выполняет следующие функции:
- соединение рабочей силы со средствами производства (капиталом), регулирование спроса и предложения труда;
- обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями – за найм рабочей силы;
- установление равновесной цены;
- содействие полной экономически эффективной занятости.
В регулировании занятости населения играет важную роль государство. Оно имеет дело как с безработицей, так и с созданием новых рабочих мест и проведением мероприятий по стимулированию деловой активности.
Создавая биржи труда, государство стремится к улучшению общей и структурной сбалансированности спроса и предложения на рынке труда путем обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Наилучших результатов в борьбе с безработицей достигают там, где основные финансовые ресурсы используются в активных, а не в пассивных формах, то есть когда основные усилия направлены на работу с незадействованными трудовыми ресурсами, а не на выплату пособий по безработице. Подобный подход позволяет, с одной стороны, умерить иждивенческие настроения у части безработных, с другой – быстрее ввести трудовые ресурсы в хозяйственный оборот.
Что касается занятости, то государство, проводя те или иные мероприятия, содействуют повышению профессиональной и пространственной мобильности трудовых ресурсов. Профессиональная мобильность зависит, во- первых, от законодательно установленного уровня обязательного общего образования (чем выше уровень, тем выше мобильность); во-вторых, от контрактных форм поддержки, сопровождаемых кредитованием молодежи для получения образования, профессиональной подготовки и предоставлением рабочих мест с целью погашения денежного кредита; в-третьих, от развития сети системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Пространственная мобильность предопределяется созданием благоприятных условий для жизнедеятельности, предоставлением льгот, тех или иных преференций, а также образованием региональных центров по адаптации местного населения к новым видам деятельности и технологиям.
Существуют некоторые особенности функционирования рынка труда. Они
связаны с характером воспроизводства и особенностями товара «рабочая сила».
1) Неотделимость права собственности на товар – труд от его владельца. На рынке труда покупатель (работодатель) приобретает только право использования и частично распоряжения способностями к труду – рабочий слой в течение определенного времени.
2) При покупке товара «труд» взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (нанимателя) длится гораздо дольше, чем при покупке, скажем, продовольственных товаров.
3) Наличие большого числа институциональных структур особого рода
(разветвленной системы законодательства, служб занятости и т.д.) также порождает своеобразие отношений между субъектами рынка труда.
4) Различный профессионально квалификационный уровень рабочей силы, разнообразие технологий и т.д. вызывает необходимость высокой индивидуализации сделок при покупке товара «труд».
5) Наличие своеобразия в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара.
Из пятой особенности вытекают два следствия:
. рынок труда связывает между собой различные рынки;
. реальная оплата труда осуществляется в соответствии с конечными результатами, в соответствии с ценой реализованной продукции, созданной данным трудом.
6) Для работника играют важную роль неденежные аспекты сделки, а именно:
- содержание и условия труда;
- гарантии сохранения рабочего места;
- перспектива продвижения по службе и перспективы профессионального роста;
- микроклимат в коллективе и т.д.
2. Современное состояние рынка труда в России.
Вряд ли еще где в мире мы можем встретить столь необычный во многих отношениях рынок труда, какой сформировался в России во второй половине 90- х годов. По мере стихийного преобразования директивного распределителя трудовых ресурсов в рынок гражданской рабочей силы последний не смог сохраниться как единое целое. Он сразу же стал распадаться на два самостоятельных, по сути дела независимых друг от друга подразделения, обслуживающих различные хозяйственные сферы. Эти рынки труда, которые роднил лишь общий низкий социальный уровень, обрели в количественном измерении противоположные тенденции. В результате мы имеем два разномасштабных рынка труда, которые, как оценивают специалисты, находятся в соотношении примерно 1:5.[3]
Первый курируемый государством с помощью Министерства труда,
поразительно невелик по общим размерам трудовой деятельности в стране.
Более того, из-за серьезных социально-экономических причин он продолжает
уменьшаться вслед за сокращением занятости в большинстве традиционных
отраслей хозяйства.
Приходится констатировать, что сегодня значительная часть российской экономики это совокупность технологически отсталых отраслей, претерпевающих непрерывный спад производства и падение производительности труда. В нынешнем виде – это отмирающие отрасли. И именно здесь таится объяснение тенденции к свертыванию рынка труда.
Сокращается он в машиностроении, угольной, легкой и пищевой промышленности, в строительстве, а также в ряде отраслей услуг, прежде всего тех, что обслуживают население. Становится меньше предприятий общественного питания при том, что число дорогих, не доступных широким слоям народа ресторанов возрастает.
Правительство проводит уникальную для нашего времени и невиданную в развитых странах политику «минимизации» и без того сходящего на нет официального рынка рабочей силы, все более ограничивая его финансовые и материально-технические возможности.
Значительную часть функций по «смягчению» социальных последствий неудачного перехода к рынку государство возлагает на администрацию предприятий и трудовые коллективы. При этом используются следующие методы, оказывающие негативное влияние на рабочую силу, выходящие за рамки цивилизованных трудовых отношений:
- сохранение рабочего места с периодическим (на 1 – 2 месяца) прекращением оплаты труда;
- регулярно практикуемая неполная выплата заработной платы;
- затяжное многомесячное прекращение выплаты заработной выплаты вообще, что само по себе носит – по отечественным и международным нормам – уголовный характер;
- переподготовка кадров для работы на технологически отсталых, технически и экологически опасных и потому длительное время пустовавших рабочих местах.
Второй, «скрытый», неофициальный рынок труда представлен теневым и
фиктивным рынками труда. Под теневым рынком труда понимается сокрытие
реально существующих отношений найма и нерегистрируемое
предпринимательство, тогда как фиктивный рынок труда возникает из желания
выдать за реальность отсутствующие в действительности трудовые отношения.
Он обслуживает подавляющую массу национальных трудовых ресурсов. Он имеет
дело, в частности, с теми, кто числится безработными и получает мизерное
официальное пособие, а также с теми, кто получает ничтожную заработную
плату и ищет вторую работу по совместительству.
Эти трудовые ресурсы оседают в гигантской сфере самой разнообразной предпринимательской деятельности, представленной по преимуществу мелким и мельчайшим бизнесом. Она разбросана по всей стране и в большинстве своем скрыта от налоговых и статистических учреждений. Последнее объясняется тем, что налогообложение прибыли сильно превышает принятое в мировой рыночной экономике, достигая 80 – 90%, а то и 100%, что скорее напоминает рэкет или производственные отношения эпохи рабовладения.