Рынок труда Мурманской области
смотреть на рефераты похожие на "Рынок труда Мурманской области"
Содержание:
Содержание: 1
Введение 2
1.1. Определение рынка труда. 3
1.2. Типология и структура рынка труда. 4
1.3. Рынок труда и заработная плата. 6
1.4. Особенности товара «труд». 8
2. Рынок труда в Мурманской области 8
2.1. Общее состояние рынка труда по области. 8
Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию, 10
2.2. Обзор рынка труда в нескольких сферах. 13
2.2.1. Рынок труда в сфере производства и продажи товаров народного потребления 13
2.2.2. Консалтинг 14
2.2.3. Рынок труда в банковской сфере 14
2.2.4. Издательство, СМИ и полиграфия 14
2.3. Фактор безработицы на рынке труда 14
2.4. Проблемы трудоустройства выпускников; провинциалов, с высшим образованием 16
2.5. Анализ наиболее востребованных вакансий для молодых специалистов, имеющих опыт работы. 16
2.6. Анализ компаний и предлагаемых вакансий для молодежи 17
2.7. "Горячая профессия " 17
Заключение 19
Литература: 20
Введение
Невозможно сознательно строить карьеру, не опираясь на информацию о рынке труда, о том, какие специальности востребованы в настоящий момент, и о том, как ситуация на рынке труда может меняться.
Целью данной курсовой работы стоит – используя методы сравнительного анализа и др. показать осветить ситуацию на рынке труда в Мурманской области и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Переход к рынку России в 1990-х гг. заострил проблемы занятости и
добавил к ним новые. Рыночные реформы означали отмену большей части
административных ограничений, действовавших в сфере занятости при прежнем
экономическом режиме. Были законодательно определены права и обязанности
работников, работодателей и государства применительно к новым условиям.
Централизованное планирование как метод регулирования спроса и предложения
рабочей силы отошло в прошлое. Государство лишилось статуса работодателя-
монополиста, наряду с государственным возник и начал бурно развиваться
новый частный сектор. Трудовая деятельность утратила обязательный характер,
который она имела в плановой экономике, исключительное право распоряжаться
своими способностями к труду было признано за самими работниками. Признание
контрактной природы трудовых отношений потребовало углубленной разработки
законодательства об индивидуальных и коллективных договорах и усиления роли
судебной системы в контроле их исполнением. Искусственные барьеры на пути
перемещения рабочей силы (такие как институт прописки и т. п.) были
ликвидированы или значительно ослаблены. Широкое распространение получили
самозанятость и вторичная занятость. Предприятия получили свободу в
определении численности и состава занятого персонала, а также в
установлении уровня и степени дифференциации заработной платы. Ужесточение
бюджетных ограничений, ставшее следствием рыночных реформ, ослабило стимулы
к накоплению излишков рабочей силы. Произошел отход от принципа
гарантированной занятости, была признана неизбежность существования такого
экономического явления как безработица. Как следствие, возникла и начала
функционировать система страхования по безработице (была создана
Федеральная служба занятости, учрежден Фонд занятости, определен порядок
отчисления страховых взносов и т. д.).
Работа состоит из введения, двух основных глав и заключения. В первой
главе основное внимание акцентированно теоритическом о бобщенном понятии
рынка труда Во второй главе проводится обзор и анализ рынка труда
Мурманской области. Работа основывается на обзоре отечественной литературы,
газетных статей, информации СМИ и стат данных.
1. Сущность рынка труда, его типология и структура.
1.1. Определение рынка труда.
Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.
Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.
В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на
рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со
стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не
несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное
вознаграждение работника за труд определенного количества и качества.
Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения.
С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и т.п.
Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.
Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.
Просто говоря, на рынке труда существуют три основных агента предприниматели, профсоюзы и государство. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.
1.2. Типология и структура рынка труда.
Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего из общей численности
населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму.
Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное
население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у
нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте
от 16 до 55). Тем не менее в общей численности населения можно выделить 2
крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в
свою очередь подразделяются на определенные подгруппы Схема, приведенная в
приложении, отражает составные части рынка труда: они обособлены друг от
друга, самостоятельны и каждая из них выполняет особую функцию, образуя
единый рынок труда, который не может существовать без какой-либо одной
части.
При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.
Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.
Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.
Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму функционирования рынка труда – гибкий рынок труда.
Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости в промышленности и увеличение сферы услуг с ее возможной организацией нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материальной базы производства, постоянное изменение объема и структуры спроса на товары и услуги изменили потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы. Жесткая регламентация условий труда у работников на стандартных режимах занятости, направленная на максимизацию занятости, стала препятствием гибкости производства, ведет к снижению конкурентоспособности предприятия. Становлению гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени.