Самозанятость
p> Термин «малое предприятие» в российской экономике характеризует размер только по численности персонала, которая определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала плюс сотрудники, работающие по договорам по совместительству. К малым относятся предприятия в промышленности, строительстве и на транспорте с численностью работающих не более 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - до
60, в оптовой торговле - до 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании
- до 30 человек.

По оценкам Госкомитета РФ по статистике, на 85% учтенных малых предприятий среднее число постоянно занятых - 30 человек. В США, например, к малым относят предприятия с численностью не свыше 500 человек. В Германии средняя численность в фирмах малого бизнеса составляет 250 человек (средние
- от 50 до 499 чел., мелкие - до 49 чел.[1]).

Выделяют также малое предпринимательство.

Не могут относиться к категории малых:

- предприятия, которые занимают доминирующее положение на республиканском или местном товарном рынке;

- предприятия, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества или товарищества, если в его уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким предприятиям с численностью работающих более 1000 человек либо органу государственного управления, превышает 35%;

- предприятия, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества или товарищества, если в его уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким предприятиям, не относящимся к категории малых, превышает 75%.

Любое предприятие - государственное, арендное, кооперативное акционерное общество с ограниченной ответственностью, семейное частное и т.п. — может быть малым. Таким образом, термин «малое» характеризует размер предприятия и не определяет ни форму собственности, на которой оно основано, ни форму организации хозяйственной деятельности.

Под малым же предпринимательством понимается такой вид деятельности во всех отраслях экономики, который осуществляют физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, а так же предприятия любой организационно-правовой формы, определяемой устойчивыми качественными и количественными показателями. На практике и в теории пока эти показатели чаще идентифицируются (т.е. малый бизнес и малое предпринимательство).

Малый бизнес имеет ряд достоинств: довольно низкие операционные и управленческие расходы, небольшие инвестиции в оборудование, возможность реально рассчитывать на быстрый материальный успех. При этом предприниматели одновременно получают заработную плату и все причитающиеся доходы от бизнеса.

Малый бизнес располагает и досрочными выгодами. Если дела идут успешно, при необходимости предприниматель всегда может выгодно продать дело. К тому же в сфере малого бизнеса люди имеют возможность совмещать несколько профессий, быть в одном лице и финансистом, и менеджером.

Нельзя забывать и о том, что малый бизнес более маневренный, чем крупный, который, как правило, ограничен в своих действиях из-за процедур, разработанных головным предприятием. Это преимущество особенно отчетливо выражено при сезонном характере работ или в специфических условиях.

И последнее — в малых фирмах наиболее ярко проявляется инновационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует преобладание за рубежом малого бизнеса в электронике, генной инженерии, компьютерной технологии.

В условиях перехода к рыночным отношениям развитие малого предпринимательства стало экономически необходимым для преодоления диспропорций в экономике, монополизма и диктата производителей («рынок продавцов»), избавления от структурных перекосов, которые свойственны крупным предприятиям с их инерционностью, традиционными методами планирования и сбыта. «Рассыпая» находящиеся в критическом состоянии крупные предприятия на малые предприятия, можно решить проблему их выживания.

Малый бизнес располагает большими резервами для трудоустройства населения, так как здесь могут быть предложены не только новые рабочие места, но и места с неполным рабочим днем.

Поддержка малого предпринимательства очень важна, так как оно является своеобразной экономической основой, обеспечивающей постоянное воспроизводство полноценных рыночных отношений. Во всех странах с рыночной экономикой инициируется развитие малого бизнеса и предпринимательства.

В России малые формы хозяйствования стали развиваться с конца 80-х годов. В разные годы число предприятий малого бизнеса составляло от 400 до
900 тыс. с общей численностью занятых в них до 8,5 млн. чел. (около 12% занятых в народном хозяйстве)[2].

Особенностью российской экономики является то, что занятость малым бизнесом - в основном вторая работа, совместительство, возможность найти дополнительный доход, реже - стремление самореализоваться.

Сфера развития предпринимательства — торговля, строительство, наука, кредиты и финансирование, общественное питание. Наиболее эффективное направление развития малого предпринимательства — переработка сельскохоязйственной продукции. Но рост малого бизнеса в перерабатывающих отраслях оказывает минимальное влияние на общую ситуацию в экономике и не обеспечивает необходимых структурных сдвигов.

Развитие же малых форм предпринимательства в сферах производства, инноваций, коммунальных и финансовых услуг требует значительных единовременных инвестиций при продолжительных сроках окупаемости, поэтому указанные сферы в настоящее время менее привлекательны. Для их развития нужна серьезная поддержка государства. В развитых странах именно в этих отраслях деятельности насчитываются миллионы мелких предприятий: в
Великобритании - 2,4 млн., они составляют примерно 96% общего числа частных компаний, в США - свыше 4,5 млн - это 95% всех американских деловых компаний. И здесь малый бизнес является проводником научно-технического прогресса.

До 2/3 новых идей реализуются в малом бизнесе.

Критическую массу собственников определяют в пределах 3-5 млн. малых предприятий, при гаком их количестве появится конкуренция, начнет работать рынок. Для создания же нормальной рыночной структуры в России необходимы 10-
15 млн. малых предприятий[3]. В настоящее время отмечается понижение жизнеспособности малого бизнеса, увеличение числа банкротств и снижение темпов роста числа новых малых предприятий.

1.3. Особенности формирования доходов в условиях самозанятости

В целом следует сказать, что уровень доходов и заработной платы лиц наемного труда, связанных с малым бизнесом, выше, чем в среднем по народному хозяйству или промышленности. Такое положение, естественно, привлекает население включаться в предпринимательство. Идет процесс перераспределения работающих между государственными секторами экономики.
Так, примерно 67-70% от занятых — это негосударственный сектор.

Негосударственные организации, особенно малые и средние, самостоятельно работают на рынке, обеспечивая занятость граждан без финансового участия государства.

Это, с одной стороны, привлекательно как для самих организаций, так и для государства. Но, с другой, возникают проблемы, связанные с формированием доходов, оплатой труда, развитием социально-трудовых отношений в негосударственном секторе.

К особенностям формирования доходов самозанятых и занятых малым бизнесом можно отнести следующие:

1) неустойчивость получаемого дохода в связи с тем, что дело ведется на свой страх и риск;

2) часть прибыли идет на личное потребление, часть - может быть использована на инвестиции и расширение дела. Последнее часто затруднено проблемами сбыта и неподготовленностью к расширению дела самого предпринимателя;

3) оплата труда наемных работников чаще всего сдельная, от выработки
(выручки в торговле), системы стимулов обычно не разработаны;

4) социальная защита занятых в малом бизнесе часто отсутствует: не оплачиваются больничный лист, отпуск, не производится оформление на работу, не делаются отчисления во внебюджетные фонды;

5) проблемы условий труда, его интенсивности решаются, как правило, волевым порядком, без учета существующих норм.

В целом следует отметить низкий уровень социальной защищенности как самих самозанятых, так и занятых по найму в структурах малого бизнеса.

Что касается организации и охраны труда, то на малых предприятиях отмечается рост травматизма, увеличение тяжести травм, рост профессиональных заболеваний; эти показатели в 2-5 раз выше, чем в среднем по стране1[4]. Труд на рассматриваемых предприятиях оплачивается по упрощенной системе без учета особенностей трудового вклада, творческой отдачи, без систем премирования.

Совокупность перечисленных негативных моментов снижает привлекательность малого бизнеса, но это положение может быть изменено к лучшему путем принятия необходимых мер.

Проверки соблюдения на малых предприятиях трудового законодательства
(правильность приема, увольнения, заключение трудового договора) выявили крайне низкий уровень правовой культуры большинства предпринимателей.
Практика показывает, что для малых предприятий нужны специальные правовые нормы в области трудовых отношений.

Практическая часть

Задача 3

Определить изменение фактического квартального фонда заработной платы по сравнению с плановым, в том числе за счет изменения:

А) среднесписочной численности рабочих

Б) среднеквартальной заработной платы
|№ п/п |Показатели |План |Факт |
|1 |Часовой фонд заработной платы (тыс. руб.) |307,2 |351,0 |
|2 |Доплаты к часовому ФЗП до дневного фонда зарплаты|30,7 |52,6 |
| |(тыс. руб.) | | |
|3 |Доплаты к дневному ВЗП до месячного фонда |67,6 |60,5 |
| |зарплаты (тыс. руб.) | | |
|4 |Среднесписочное число рабочих (чел.) |800 |820 |

Решение
|№ п/п |Показатели |План |Факт |+/- |
|1 |Часовой фонд заработной платы (тыс. руб.) |307,2 |351,0 | |
|2 |Доплаты к часовому ФЗП до дневного фонда |30,7 |52,6 | |
| |зарплаты (тыс. руб.) | | | |
|3 |Доплаты к дневному ВЗП до месячного фонда |67,6 |60,5 | |
| |зарплаты (тыс. руб.) | | | |
|4 |Итого месячный фонд заработной платы (тыс. |405,5 |464,1 | |
| |руб.) | | | |
|5 |Квартальный фонд заработной платы (тыс. руб.)|1216,5 |1392,3|175,8|
|6 |Среднесписочное число рабочих (чел.) |800 |820 |20 |
|7 |Среднеквартальная заработная плата (тыс. руб.|1,520 |1,698 |0,178|
| |/ чел.) | | | |

Изменение фактического квартального фонда заработной платы:

А) за счет изменения среднесписочной численности рабочих: 20 · 1,520 =
30,4 тыс. руб.

Б) за счет изменения среднеквартальной заработной платы: 0,177 · 820 =
145,14 тыс. руб.

Итого: 30,4 + 145,14 = 175,54 тыс. руб. (допущена погрешность за счет округлений).

Задача 5

В связи с введением нового тарифно-квалификационного справочника на предприятии была произведена перетарификация рабочих: средний разряд рабочих был 4,5, стал 3,7. Тарифная ставка 1 разряда (установленная в коллективном договоре) была 120 руб., а тарифные коэффициенты по разрядам следующие:
|Разряд |1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Тарифный коэффициент |1,0 |1,3 |1,69 |1,91 |2,16 |2,44 |

Определить, какую ставку 1 разряда следует установить для рабочих данного предприятия, чтобы перетарификация не вызвала снижения тарифного заработка.

Решение

Коэффициент снижения разряда: 3,7 / 4,5 = 0,822.

Новая ставка 1 разряда: 120 / 0,822 = 145,99 руб.

Задача 17

На основании приведенных в таблице сочетаний дневной зарплаты и дневного свободного времени (досуга) двух работников определить:

1) Какого из работников выгодно использовать в случае необходимости выполнения большой трудовой нагрузки на предприятии;

2) Какого из работников предпочтительнее нанимать в случае существенного снижения трудовой нагрузки по сравнению с нормальной (8 ч. в день).
| |Иванов |Петров |
| |Зарплата (тыс. руб.)|Досуг (ч) |Зарплата (тыс. руб.) |Досуг (ч) |
|1 |40 |1 |40 |6 |
|2 |30 |4 |30 |7 |
|3 |20 |8 |20 |8 |
|4 |16 |10 |14 |10 |
|5 |15 |12 |10 |12 |

Решение

[pic]

Время Петрова более ценно при зарплате более 20 тыс. руб. и досуге менее 8 часов, поэтому его выгоднее нанимать в случае существенного снижения трудовой нагрузки по сравнению с нормальной. У Петрова же наоборот, при объеме досуга более 8 часов время ценится меньше, поэтому его выгодно использовать в случае необходимости выполнения большой трудовой нагрузки на предприятие.

Литература

1. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.95 г.

2. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г,

3. О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства. Указ Президента РФ. — Российская газета. - 1996. - 16 апреля.

4. Абакумова Н.Н., Ведовская Н.М., Плюснина Л.К., Русина Л. В.
Безработица и самозанятость / Отв. ред. М.В. Удальцова - Новосибирск:
НГАЭиУ, 1997.

5. Ктилов А. Личные подсобные хозяйства стабилизируют уровень жизни населения // Человек и труд, № 4, 1998

6. Малое предпринимательство заявляет о себе // Российский экономический журнал,№ 3, 1999

7. Малый бизнес. Перспективы его развития. - М., 1996.

8. Орлов А. Проблемы малого предпринимательства // Экономист, № 6,
1995

9. Синдяшкина Е. Занятость в негосударственном секторе экономики //
Экономист, № 1, 1999

10. Шамхалов Ф. Государственная поддержка малого предпринимательства
// Человек и труд, № 10, 1998

11. Шестакова Е. Программа поддержки самостоятельной занятости в развитых странах с рыночной экономикой и ряде стран Восточной Европы //
Труд за рубежом, № 2, 1997

12. Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал, № 5-6, 2000
-----------------------
[1] Дунаев Э.П. Цит. соч. C.11.
[2] Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимагельстна в
России // Российский экономический журнал, № 5-6, 1997,с. 94
[3] Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. - 1993. - № 2, -- С.
60
[4] Малое предпринимательство заявляет о себе // Российский экономический журнал. - 1996. - № 4. - С.34.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать