Сбережения и инвестиции в российской экономике

Потребительская активность населения практически восстановилась после кризиса 1998 года. Мы ожидаем, что в этом году реальные доходы населения вырастут примерно на 6,5%, а оборот розничной торговли — почти на 10%. Это означает, что люди готовы покупать качественные товары, в том числе длительного пользования. Тенденция развития механизмов потребительского кредитования, уверенный рост импорта потребительских товаров только подтверждают этот вывод. Конечно, на увеличение импорта повлияло и некоторое укрепление рубля в реальном выражении.

В свою очередь, темпы роста инвестиций в последние месяцы сопоставимы с инвестиционным бумом первого полугодия прошлого года. Однако преобладающая ориентация инвестиций (в том числе иностранных) на топливные и сырьевые отрасли тормозит институциональные сдвиги, закрепляя устаревшую и неэффективную структуру экономики, что в итоге может негативно сказаться на устойчивости темпов экономического роста.

Такая ситуация вызвана двумя основными проблемами, на решение которых в настоящее время в первую очередь направлены усилия Правительства. Я имею в виду незавершенность структурных реформ в реальном секторе и отставание развития финансового сектора от масштаба и сложности задач, которые сегодня необходимо решать российской экономике.

В целях создания более благоприятного инвестиционного климата в реальном секторе, в том числе для деятельности малого и среднего бизнеса, мы реализуем комплекс мер по дебюрократизации экономики. Он предусматривает упрощение регистрации предприятий, уменьшение перечня лицензируемых видов деятельности, сокращение сроков согласования инвестиционных проектов. Соответствующие законы на основе нашего конструктивного взаимодействия с депутатами уже были приняты Государственной Думой. Модифицируется валютное, таможенное и антимонопольное законодательство, нормативно-правовая база, регулирующая трудовые отношения и права инвесторов. Продвигается судебная реформа, которая имеет ключевое значение для обеспечения предсказуемых и понятных условий ведения хозяйственной деятельности в России. Несомненно, положительное влияние на инвестиционный климат должно оказать принятие Земельного кодекса.

Мы убеждены, что позитивные инвестиционные результаты принесет налоговая реформа. Так, с 1 января 2002 года будет изменен налог на прибыль предприятий и организаций, к вычету будут приниматься необходимые и обоснованные деловые расходы, снят ряд ограничений при отнесении на затраты отдельных расходов. Также либерализуется амортизационная политика для целей налогообложения. Глава Налогового кодекса по налогу на прибыль предполагает снижение с 1 января 2002 года ставки налога на прибыль с 35% до 24% с одновременной отменой всех льгот. Но на этом мы не останавливаемся — у нас есть и дальнейшие планы по созданию в России в полном смысле слова современной налоговой системы.

Правительство приступило к реализации наших планов по реформированию естественных монополий в сферах железнодорожного транспорта и энергетики. Принято решение о создании единого тарифного органа (ЕТО), точнее — о взаимоувязанном регулировании тарифных расценок на электричество, газ, перевозки. Такая структура должна устанавливать экономически обоснованные тарифные расценки, чтобы не было «ценовой конкуренции» между естественными монополиями, чтобы утверждаемые тарифы были оценены с точки зрения социально-экономических последствий для пользователей и сохранения инвестиционных возможностей самих естественных монополий.

В области регулирования внешнеэкономических отношений наиболее заметные нововведения — изменение таможенных тарифов. Проведена унификация импортного тарифа по группам однородных товаров, обладающих сходными потребительскими свойствами. С 1 октября снижены ввозные таможенные пошлины на некоторые виды технологического оборудования, чтобы стимулировать его ввоз в Россию. Эта проблема весьма актуальна из-за высокой степени износа основных фондов на большинстве российских предприятий.

Существенным фактором улучшения инвестиционного климата является вступление России во Всемирную торговую организацию. Наша страна стремится занять в международном разделении труда положение, соответствующее ее промышленному и научному потенциалу. Мы уже подходим к завершающей стадии переговоров и рассчитываем на конструктивный подход наших основных партнеров. Для ускорения данного процесса Правительством утвержден план мероприятий по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и положениями ВТО. Согласно этому плану большинство законов должны быть внесены в парламент до конца уходящего года.

Жизненно важным для разворачивания эффективного инвестиционного процесса является развитие финансового сектора.

В последнее время Правительство совместно с Центробанком уделяют самое пристальное внимание выработке стратегии реформирования банковской системы страны. Эти вопросы осенью дважды обсуждались на заседаниях Правительства. Решение задачи развития банковской системы должно быть, прежде всего, направлено на повышение ее роли в экономике, обеспечение интеграции национальной банковской системы в международное банковское сообщество; укрепление доверия к отечественным банкам со стороны населения и иностранных инвесторов.

Решающее влияние на повышение прозрачности кредитных организаций и более адекватную оценку их финансового состояния способно оказать внедрение международных стандартов финансовой отчетности, введение более жестких требований к капитализации кредитных учреждений. Наряду с этим облегчению работы банков, сокращению системных рисков, несомненно, будет способствовать запланированное внесение изменений в Гражданский кодекс, которые направлены на повышение статуса требований банков при взыскании долгов и залогов. В рамках принятой Правительством и ЦБ стратегии также будет осуществлен переход на международные стандарты учета и отчетности.

Очевидно, что капитализация банковского сектора России еще недостаточна для адекватного обслуживания потребностей экономики. Поэтому в нынешней ситуации в России позитивное влияние на развитие отечественной банковской системы способно оказать расширение присутствия банков с иностранным участием. Серьезные подвижки в этом направлении уже есть, мы видим растущий интерес международного банковского сообщества к участию в капиталах российских банков.

Одним из условий повышения качества российского финансового рынка, появления на нем «длинных денег» является инвестирование ресурсов пенсионной системы. Принятый план пенсионной реформы предусматривает развитие системы частных инвестиционных институтов, а также механизмов государственного регулирования, обеспечивающих надежность инвестиций.

Многие российские предприниматели уже сделали для себя правильные выводы: процессы и практика корпоративного поведения в российских компаниях постепенно меняются в лучшую сторону.

Важное значение мы придаем внедрению в практику Кодекса корпоративного поведения, который устанавливает стандарты поведения для российских корпораций на основе общепризнанных международных принципов. Проект кодекса активно обсуждается отечественным деловым сообществом и зарубежными инвесторами. К участию в обсуждении приглашаются все, кто инвестировал или намерен инвестировать свои капиталы в Россию. Ожидается, что до конца этого года кодекс будет с учетом обсуждения доработан и одобрен Правительством РФ.

Политика Президента и Правительства Российской Федерации направлена на то, чтобы укреплялось доверие к нашей стране как к объекту для инвестиций, и к российским предпринимателям как к надежным партнерам по ведению бизнеса. Мы высоко ценим содействие в этом и членов Консультативного совета по иностранным инвестициям, 15-е заседание которого состоялось в октябре уходящего года в Москве, а серия конференций «Инвестируйте в Россию» в ряде европейских столиц получила серьезный международный резонанс.

Мы хорошо осознаем, что, несмотря на экономические успехи последних лет и определенные подвижки к лучшему, в преобразовании основ российской экономики, остается еще немало проблем, решать которые необходимо в самое ближайшее время. Но рассчитываем и убеждены, что режим постоянных консультаций с потенциальными инвесторами позволит нам и впредь находить развязки самых сложных вопросов.


Заключение

 

Первые три месяца 2003 года оказались на редкость удачными для российской экономики. Высокие мировые цены на нефть ($25-26 за баррель) обеспечили темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП), промпроизводства, концентрация сбережений и инвестиций на уровне, значительно превышающем показатели прошлого года. Эксперты полагают, что во II квартале благоприятные тенденции сохранятся, но приток валютной выручки экспортеров будет главной угрозой правительственным планам снижения инфляции.


Во II квартале продолжат действовать факторы, обеспечившие высокие показатели первых трех месяцев: благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и существенный рост инвестиций. Для промышленности закончился период "дешевого роста", когда развивать производство можно было за счет загрузки свободных мощностей. Предприятия встают на путь модернизации и вкладывают деньги в техническое переоснащение. Кроме того, в связи с укреплением рубля процентные ставки снизились, и инвестиции в производство - сейчас разумный единственный способ вложения денег. Темпы роста ВВП и промпроизводства составят около 5.5% в годовом исчислении. Инфляция замедлится до 1% в месяц и к концу года достигнет 13-14%.


По мнению большинства экспертов, в посткризисный период в российской экономике начала формироваться совершенно новая (с начала 90-х годов XX века) модель. Она характеризовалась интеграцией превалирующего экспортно-ориентированного уклада (безудержное выкачивание сырья на экспорт) с укладом внутренне-ориентированным. При этом основным фактором роста стало расширение внутреннего производства. Производство и потребление стали более сбалансированными. Причем, и это самое важное, потребление, переключившись на отечественную продукцию, превратилось в фактор экономического подъема. Уровень валовых сбережений перекрыл уровень фактического объема инвестиций. Значительно сократились неденежные формы расчета.


Зададимся сакраментальным вопросом: возможно ли русское экономическое чудо? Как в Японии, Корее или Китае? Все его ждут, хотят, надеются, что правительство придумает, как его устроить. Опираясь на вышеизложенное, мы можем ответить на этот вопрос: да, возможно! Но, трезво взвешивая все факторы, придется сказать, что:

-это будет не скоро, во всяком случае, не через два-три года;

- это возможно только за счет ставки на нововведения и увеличение человеческого капитала; рецепты, испытанные в других странах, вряд ли будут работать у нас;

- это возможно только на основе изменений в институтах и культуре, создающих благоприятную среду для сбережений и инвестиций, нововведений и развития человека; только в итоге осуществления полного пакета либеральных экономических и политических реформ.

Прежде всего, от развития коллективных инвестиций в России выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит — улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на ценные государственные бумаги при одновременном снижении цены заимствования.

Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения. Разнообразие возможностей удовлетворения инвестиционных потребностей людей само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать