Здесь находятся два крупнейших за Уралом текстильных комбината - АО
"Барнаульский хлопчатобумажный комбинат" и АО "Меланжист". Швейные и
трикотажные фабрики, а также предприятия по выделке шкур и овчин, кожи,
пошиву обуви и меховых изделий есть практически во всех городах края.
Туризм
Алтай настолько многолик и разнообразен, что может удовлетворить вкус
любого путешественника. Путешествовать по Алтаю можно пешком и на лыжах,
верхом на лошади и на верблюде, на вертолете или под сенью дельтаплана и
параглайдера, на легких спортивных суденышках по бурным рекам, на горных
лыжах по крутым склонам или на автомобилях и велосипедах через горные
перевалы в поисках "Сердца Азии"... Со специальным альпинистским
снаряжением по ледопадам и отвесным скалам - к заоблачным вершинам гор
Сибири или в бездонные пропасти пещер, с аквалангами по дну прозрачных
озер, с ружьем за дорогим охотничьим трофеем. Трудно представить себе вид
туризма, который был бы невозможен на Алтае. Швейцарцы, побывавшие здесь,
подтверждают сходство Алтайских гор со Швейцарскими Альпами и с
нескрываемой завистью говорят, что только здесь можно представить, какими
были Альпы до нашествия туристов.
Не менее интересны и реликтовое Савушинское озеро, и уникальные ленточные боры, протянувшиеся на сотни километров, и Денисова пещера, сохранившая следы древнего человека (по утверждению некоторых ученых-историков, первый человек появился на Алтае). Таежную глухомань и озерные глади, богатые дичью, по достоинству оценят настоящие охотники и рыбаки. На Алтае водятся медведи, волки, белки, зайцы, бобры, соболя, сурки, лоси, рыси, лисы, тетерева, дикие утки, гуси, журавли, рябчики, глухари, лещ, плотва, карась, осетр, хариус, стерлядь, ерш.
Санаторно-курортное дело
Благодаря разнообразию и уникальности природных условий в крае интенсивно развивается санаторно-курортное дело. В живописнейшем уголке алтайских предгорий расположен курорт Белокуриха с его знаменитыми радоновыми ваннами. Целительную силу природы - лечебные грязи - широко используют в городе Яровом и в здравнице "Степное озеро". В лечении широко используют облепиховое масло, пантокрин, мед и прополис, различные настойки, отвары и бальзамы, которые производят из собранных здесь лекарственных растений.
Вложение капитала в экономику Алтая
Представленная информация показывает, что наиболее перспективными направлениями для вложения капитала в экономику Алтая являются:
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции, в т. ч. глубокая переработка отходов сельскохозяйственного производства;
- производство товаров народного потребления;
- производство строительных материалов и конструкций, в т. ч. новых экологически чистых; - конверсия машиностроительных предприятий оборонного комплекса;
- переработка лесных материалов;
- разработка месторождений полиметаллических и железных руд, угля, полудрагоценных камней (яшмы, порфира и др.), мрамора, освоение месторождений рудного золота;
- реконструкция действующих предприятий химического и нефтехимического комплексов с открытием нового направления производства стекла, стеклянной посуды;
- реконструкция предприятий текстильной и легкой промышленности;
- развитие туризма, санаторно-курортных районов.
Подводя итог, можно отметить, что на создание СЭЗ "Алтай" оказали
благоприятное воздействие как объективные факторы (наличие богатых
природных ресурсов для развития промышленности, земледелия, туризма,
санаторно-курортной индустрии), так и субъективные (курс на реформы и
открытость, юридические гарантии для иностранного капитала, налоговые
льготы).
Юридические основы создания и функционирования СЭЗ "Алтай"
На основании "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Алтайского края" (Договора), подписанного
Председателем правительства РФ Черномырдиным В. С. и главой администрации
Алтайского края Коршуновым Л. А., к предметам совместного ведения, помимо
установленных статьей 72 Конституции Российской Федерации, относятся также
и вопросы функционирования СЭЗ "Алтай" (ст. 2 Договора, п. 6).
Органы государственной власти Алтайского края осуществляют правовое
регулирование в соответствии в федеральным законодательством (ст. 5
Договора, п. 6). До принятия федерального закона или иного федерального
нормативного правового акта по конкретному предмету совместного ведения РФ
и субъектов РФ Алтайский край осуществляет собственное правовое
регулирование по указанному предмету совместного ведения (ст. 6 Договора).
В случае принятия федеральными органами исполнительной власти в
одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих настоящему
Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора (ст. 7 Договора).
Законам и иным нормативным правовым актым Алтайского края обеспечена
государственная защита, их применяют суды в соответствии с
законодательством РФ (ст. 9 Договора).
Имея полномочия на собственное правовое регулирование, власти края приняли
Закон Алтайского края "О свободной экономической зоне "Алтай" № 2-ЗС,
который вступил в силу 4 февраля 1997 г. Он разработан в соответствии с
распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР от 25 мая 1991 года "О
хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны Алтайского
края", постановлением Совета Министров РСФСР от 07 июня 1991 г. № 314 "О
первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского
края (СЭЗ "Алтай"), постановлением правительства Российской Федерации "О
мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в
экономике Алтайского края" от 21 октября 1996 года № 1256. Все эти
документы определяют правовые и организационно-экономические основы
хозяйственной деятельности в свободной экономической зоне "Алтай",
расположенной в административных границах территории Алтайского края.
СЭЗ "Алтай" осуществляет свою деятельность в виде локальных, функциональных, таможенных и иных свободных экономических зон в административных границах Алтайского края.
Цели создания СЭЗ "Алтай"
СЭЗ "Алтай" создана для подъема экономики Алтайского края, активизации предпринимательской деятельности на основе рационального использования природных и людских ресурсов, рекреационного потенциала, широкого привлечения иностранных инвестиций, торгово-экономического и научно- технического сотрудничества с зарубежными странами, подъема промышленного и сельскохозяйственного производства, инфраструктуры, налаживания новых форм хозяйствования.
Преобразования должны стать базой для социального развития Алтайского края, повышения жизненного уровня его населения, прекращения миграции за границу, создания новых рабочих мест (ст. 1 Закона).
Правовой режим СЭЗ "Алтай"
1. На территории СЭЗ "Алтай" действует законодательство Российской
Федерации и Алтайского края.
2. Территории функционирования локальных, таможенных и других типов свободных экономических зон определяются краевым Законодательным Собранием по представлению администрации Алтайского края. Материалы по локальным, функциональным и иным свободным экономическим зонам направляются в федеральные органы государственной власти для их внесения в государственный реестр свободных экономических зон Российской Федерации после принятия соответствующего Федерального закона.
3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия на территории СЭЗ "Алтай" в соответствии с действующим законодательством и в пределах своей компетенции.
4. Меры по развитию СЭЗ "Алтай" осуществляет администрация Алтайского края.
5. В СЭЗ "Алтай" не допускаются противоречащие федеральному закону меры по принудительному изъятию инвестиций (национализация, реквизиция, конфискация и иные, аналогичные по своим последствиям).
6. Право собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы, регулируется действующим законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных законодательными актами Алтайского края.
7. За экологические правонарушения, а также за занятия запрещенными видами
деятельности, юридические и физические лица несут ответственность в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и
Алтайского края (ст. 2 Закона).
Механизм функционирования СЭЗ "Алтай"
Органы управления
1. Государственное управление СЭЗ "Алтай" осуществляется администрацией
Алтайского края. В СЭЗ "Алтай" создан единый орган хозяйственного
управления - администрация СЭЗ в виде открытого акционерного общества с
контрольным пакетом акций (не менее 51%), находящимся в краевой
собственности. Управление контрольным пакетом акций осуществляет
администрация Алтайского края.
2. Администрация СЭЗ "Алтай" возглавляется генеральным директором, который избирается акционерами сроком на четыре года по рекомендации администрации края и краевого Законодательного Собрания.
3. В сферу деятельности администрации Алтайского края и администрации СЭЗ
"Алтай" входят следующие функции:
- разработка и реализация программ развития СЭЗ "Алтай";
- экспертиза предложений отечественных и иностранных инвесторов;
- подготовка нормативных документов, регламентирующих хозяйственную деятельность в СЭЗ "Алтай";
- подготовка и представление предложений краевому Законодательному Собранию по налоговым и иным льготам для приоритетного развития отраслей экономики, социальной сферы, вопросам функционирования СЭЗ;
- организация работы по привлечению и регистрации предприятий в качестве участников СЭЗ "Алтай", заключение с ними хозяйственных договоров;
- привлечение инвестиций для развития СЭЗ "Алтай" на основе выпуска ценных бумаг, получения кредитов и др.;
- организация работы по объединению финансовых ресурсов участников СЭЗ
"Алтай" для создания новых предприятий и рабочих мест;
- поддержка и развитие малого предпринимательства;
- развитие межрегиональных связей;
- совершенствование внешнеэкономических связей;
- подготовка кадров для СЭЗ "Алтай";
- реклама, научные исследования развития СЭЗ "Алтай";
- консультационная деятельность;
- работа с федеральными органами государственной власти по вопросам СЭЗ
"Алтай" и другое (глава 2, ст. 3 Закона).
Участники
Участниками СЭЗ "Алтай" могут являться коммерческие организации любых
организационно-правовых форм и форм собственности, зарегистрированные в
качестве юридических лиц на территории функционирования СЭЗ "Алтай" (ст. 4
Закона).
Условия деятельности участников СЭЗ "Алтай"
1. Участникам СЭЗ "Алтай" разрешается осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.
2. При осуществлении природоохранительной, управленческой и иной деятельности участники СЭЗ "Алтай" обязаны обеспечивать:
- соблюдение необходимых условий жизнедеятельности и здоровья человека;
- сохранение природного, исторического и культурного наследия;
- развитие СЭЗ "Алтай" на базе обоснованного сочетания экономических и социальных интересов;
- проведение комплексной экспертизы проектов строительства, реконструкции предприятий, производства продукции наиболее значимых для социально- экономического развития Алтайского края.
3. Юридические лица, зарегистрированные в СЭЗ "Алтай" в качестве ее участников, могут на добровольных началах объединяться в финансовые группы, союзы, ассоциации и другие объединения на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству и в порядке, предусмотренном законодательными актами Российской Федерации.
4. На территории СЭЗ "Алтай" разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам.
5. Условия деятельности участников СЭЗ "Алтай" регулируются специальным договором, заключенным с администрацией СЭЗ "Алтай" на основе добровольности, взаимовыгодности и равноправия сторон на 5 лет.
Условия договора о деятельности хозяйствующих субъектов а территории СЭЗ
"Алтай" включают:
- признание целей и руководящих принципов организации СЭЗ "Алтай";
- взаимоотношения участников СЭЗ "Алтай" с органами управления СЭЗ "Алтай";
- обязательства хозяйствующих субъектов, на которые распространяется правовой, организационный и экономический статус СЭЗ "Алтай";
- определенные отчисления в виде членских взносов на развитие СЭЗ "Алтай";
- обязательства органов управления СЭЗ "Алтай" оказывать содействие участникам СЭЗ "Алтай" в решении их хозяйственных, финансовых, социальных, организационных и иных задач;
- ответственность сторон за выполнение договорных обязательств;
- условия расторжения договора (ст. 5 Закона);
Соглашение "Об осуществлении инвестиций и предпринимательской деятельности
в СЭЗ "Алтай" между администрацией края и участником СЭЗ "Алтай"
заключается на 5 лет. Администрация края обязуется соблюдать исполнение
Закона "О СЭЗ "Алтай", гарантировать участнику СЭЗ защиту вложений
инвестиций, обеспечивать государственную поддержку в приоритетных
программах развития Алтайского края, способствовать в приобретении прав
пользования землей и иными природными ресурсами, а также других
имущественных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Права иностранных и российских инвесторов
Иностранные и российские инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории СЭЗ "Алтай" путем:
- долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами Российской Федерации и других государств;
- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов и представительств иностранных предприятий;
- приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений,
долей участия в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг, а
также иного имущества в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации и Алтайского края;
- приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также других имущественных прав в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Алтайского края;
- иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории Российской Федерации законодательством (ст. 6 Закона).
Налоговые льготы
1. Участники СЭЗ "Алтай" освобождаются на 5 лет от налогов, платежей и
сборов в части, поступающей в краевой бюджет, кроме всех налогов в части,
зачисляемой в федеральный бюджет, а также платы за природные ресурсы,
лицензионных сборов, платы за нарушение экологических нормативов.
Отчисления в фонды: пенсионный, занятости населения, социального
страхования, обязательного медицинского страхования - подлежат уплате
участниками СЭЗ "Алтай" на общих условиях, установленных действующим
законодательством РФ. Предприятия - участники СЭЗ "Алтай" перечисляют
удерживаемые суммы подоходного налога в соответствии с законодательством
РФ.
2. Участники СЭЗ "Алтай" освобождаются на 10 лет от уплаты налога на прибыль (доход) и НДС в части, поступающей в краевой бюджет, полученные от строительства и эксплуатации объектов энергетики, средств связи, аэропортов, дорог, газопроводов, восстановления экосистем, строительства объектов социальной инфраструктуры, производства стройматериалов, производства и переработки промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительства гостиниц, туристических комплексов, производства и внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий, переработки лекарственного и технического сырья.
В последующие 5 лет эта категория участников СЭЗ "Алтай" платит не более
50% ставки налога на прибыль (доход) и НДС в части, поступающей в краевой
бюджет.
3. По истечении сроков действия льготного режима, предоставленного
участникам СЭЗ "Алтай" пунктами 1 и 2 из объекта налогообложения при
исчислении налога на прибыль (доход) в части, поступающей в краевой бюджет,
исключаются в полном объеме суммы, направляемые участниками СЭЗ "Алтай" на
реинвестирование программ СЭЗ "Алтай", суммы процентов за долгосрочные
кредиты и займы, фактически используемые для реализации программ СЭЗ
"Алтай". Представительные органы местного самоуправления на основании
Закона могут устанавливать льготы аналогичного характера в части платежей,
поступающих в местный бюджет (ст. 10 Закона).
Социально-экономическое развитие Алтайского края
Осуществляется на основе комплексного подхода к обоснованию разрабатываемых
прогнозов, планов, программ и проектов. Деятельность участников СЭЗ "Алтай"
по приоритетным направлениям развития обеспечивается государственной
поддержкой Алтайского края (ст. 11 Закона).
Государственный контроль за развитием и функционированием СЭЗ "Алтай"
Государственный контроль за исполнением настоящего Закона осуществляют
органы государственной власти Алтайского края. Контроль в пределах своей
компетенции осуществляют также органы местного самоуправления (ст. 12
Закона).
Государственные гарантии в СЭЗ "Алтай"
Органы государственной власти Алтайского края гарантируют в соответствии с
законодательством Российской Федерации необходимую стабильность
экономических и правовых условий деятельности субъектов хозяйствования СЭЗ
"Алтай", защиту вложенных ими инвестиций, прав и свобод граждан (ст. 13
Закона).
Перспективы развития и проблемы СЭЗ "Алтай"
Работа по развитию СЭЗ ведется по трем направлениям (вестник АТН "БИЗНЕС- новости" от 25 июня 1997 г., № 24): создание оффшорных предприятий, организация свободной торговли, экспортного производства.
К сожалению, пока существуют некоторые проблемы, связанные с тем, что
потенциальные инвесторы уже появились, а программ, под которые можно
получить инвестиции, нет. Еще одна проблема заключается в работе по
созданию свободной таможенной зоны производственного типа (в районе
компактного проживания российских немцев), где все упирается в отсутствие
Федерального закона о СЭЗ, который еще в апреле 1997 г. прошел третье
чтение и в данный момент находится на рассмотрении в Совете Федераций. В
связи с этим активно отрабатывается другой вариант - открытие свободного
склада.
(Справка. Свободная таможенная зона и свободный склад - это таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а отечественные товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.)
Международные связи
Между СЭЗ "Алтай" и СЭЗ "Кипр" подписано соглашение о сотрудничестве. Суть
соглашения - осуществление совместных действий по привлечению долгосрочных
инвестиций, развитию торговли, организации совместных производств, а также
участие в Алтайском павильоне Международного торгового цента JMC Республики
Кипр.
Одновременно с этим идет работа по выявлению и инициированию предпринимательских программ, которые будут осуществляться на международные инвестиции.
Также в рамках программы развития СЭЗ "Алтай" предусмотрено создание рекреационно-туристического центра (свободной рекреационной зоны) на базе всемирно известного лечебно-оздоровительного центра курорта Белокуриха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чем в настоящее время привлекательна СЭЗ "Алтай" для потенциальных
участников? Прежде всего надежностью. Для этого в зоне создан мощный
легитимный правовой статус на основе Договора о разграничении предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти Алтайского края от ноября 1996
г. и закона Алтайского края "О свободной экономической зоне "Алтай" от 04
февраля 1997 г. № 2-ЗС; которые дополняются решениями и постановлениями
администрации края. Такая сильная юридическая основа дает уверенность в
защищенности льгот, полученных предприятиями - участниками СЭЗ.
Участники СЭЗ получили возможность использовать разнообразные схемы для минимизации налогов строго в рамках закона.
Список использованной литературы
http://www.offexp.east.ru/rus/archiv/l © Offshore Express 1997г.
Страницы: 1, 2