СЭЗ на территории Казахстана
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСТАНСКО-БРИТАНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Экономики и бизнеса
Реферат
СЭЗ на территории Казахстана
Выполнил: ст. гр. ФЭФ-02-1
Скибардина Ирина
Проверил: Кусаинова А. К.
Алматы 2004
СОДЕРЖАНИЕ
1 Исторические аспекты формирования СЭЗ. 3
2 Действующие и разрабатываемые СЭЗ на территории Р.К. 10
2.2.Алматы как региональный финансовый центр. 12
2.4.Собственная "силиконовая долина" 21
ВВЕДЕНИЕ
Стремительное увеличение числа свободных экономических зон - одно из наиболее характерных явлений, получивших интенсивное развитие в мировой экономике за истекшую четверть века.
Все свободные экономические зоны (беспошлинные таможенные территории, промышленно-торговые и технико-внедренческие зоны и т. п.) объединяет беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории принимающей страны, активное взаимодействие с иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком.
В конвенции Киото (май 1973 г.) было приведено такое определение понятия <свободная экономическая зона> - это часть территории одного государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю.
Наибольшее распространение свободные экономические зоны получили в развивающихся странах. Свободные экономические зоны существуют почти во всех промышленно развитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численность самая большая - около 200. Помимо старейшей и крупнейшей свободной экономической зоны в Нью-Йорке, организованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-Франциско, Сиэтле и в других городах.
1 Исторические аспекты формирования СЭЗ
Первоначально свободной экономической зоной считалась особая территория крупного морского порта, железнодорожного узла, аэропорта или примыкающего к ним района), выделенная из таможенной территории страны для свободного беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров. Такие зоны сохранились и до настоящего времени.
В них товары хранятся на складах неограниченный или ограниченный срок, расфасовывающая, пересортировываются и перерабатываются, а затем поставляются на внутренний рынок данной страны с уплатой пошлины или вывозятся беспошлинно за границу.
Использование подобных экономических зон позволяет поставщикам отложить реализацию товаров до повышения на них спроса и соответственно цен, демонстрировать продукцию потенциальным оптовым покупателям, дорабатывать ее в целях уплаты в дальнейшем меньшей пошлины.
Исторически таким зонам предшествовало создание <свободных портов>, иными словами, территорий бес пошлинного складирования товаров на период поиска покупателей. Первоначально <свободные порты> создавались для развития местного рынка, а затем и для содействия расширению международной торговли. Напомним, статус <свободных портов> имели Генуя (с 1595 г.), Венеция (с 1661 г.), Марсель (с 1669 г.), а в России - Одесса (с 1817 г.) Владивосток (с 1862 г.) и Батуми (с 1878 г.).
По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств <свободные порты> стали упраздняться, а на их территориях и в других торговых центрах начали создаваться свободные экономические зоны, где все большее значение приобретала переработка товара.
Основателями такого типа свободных экономических зон были англичане П. Халл и С. Хоув, а также американец С. Бутлер, которые пришли к выводу, что государственное вмешательство при различного рода кризисных ситуациях не в состоянии предотвратить экономический упадок крупных промышленных центров. По их мнению, не спасали положения и традиционные меры экономического и политического воздействия на хозяйственную деятельность этих территорий.
Предпринимателям, желающим заниматься бизнесом в районах, находящихся в тяжелом экономическом положении, предоставлялся ряд льгот по налогообложению, менее жестко регламентировалась и их деятельность. Кроме того, бизнесмены могли осуществлять здесь некоторые операции, которые обычно не разрешаются нормативами местного законодательства (например, в области банковских и страховых операций).
В пределах таких зон, скажем, банки могли свободно моделировать с любыми валютами и поддерживать деловые отношения с клиентами, проживающими вне зоны. Следовательно, здесь не надо было устанавливать контроль за валютным обменом, движением капиталов и т; д.
В течение длительного времени свободным экономическим зонам была присуща преимущественно коммерческая деятельность. В экономических зонах товары складировались и подвергались лишь тем операциям, которые были направлены на обеспечение доброкачественного хранения или же на улучшение общего вида или внешнего оформления, что позволяло повысить их качество.
И только в начале 60-х годов была разрешена обработка: товаров в свободных экономических зонах. Обычно при этом осуществлялись операции, так или иначе увеличивающие прибавочную стоимость товара.
Следовательно, из собирающих центров и пунктов распределения свободные экономические зоны все чаще становятся местом обработки и трансформации товаров.
При этом действуют льготные условия их экспорта из упомянутых зон.
Отметим, что повышение прибавочной стоимости товара при отсутствии таможенных и других пошлин становится отличительной чертой экономических зон, которые были созданы в Соединенных Штатах Америки.
Еще один этап развития свободных экономических зон начался в 80-е годы благодаря ряду мер, направленных на. преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Характерной чертой этого этапа можно считать усиление экономического развития отдельных регионов, находящихся в кризисном состоянии. Так, путем создания не больших экономических зон были выведены из кризиса ряд департаментов Франции и около 25 районов Великобритании.
Другими важными тенденциями указанного этапа развития свободных экономических зон являются льготные условия деятельности предприятий, расположенных в этих зонах, по налогообложению, и дебюрократизация их управления.
В практике экономических зон в настоящее время применяется широкая гамма льгот и стимулов для иностранных вкладчиков капитала. Как правило, они зависят от специфических условий каждой экономической зоны. Обычно, кроме отмены таможенных пошлин, предусматриваются следующие льготы:
отмена какого-либо налогообложения в счет права на экспорт, освобождение от других налогов, прежде всего на недвижимое имущество, а также местных (областных) налогов, имеющихся в ряде стран;
отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего в свободной экономической зоне;
полная или частичная отмена налогов на прибыль зональных предприятий на определенный срок и в зависимости от ряда условий.
Например, в Южной Корее предприятия, созданные в свободной экономической зоне, в первые пять лет полностью освобождаются от налогов, а в последующие три года налоги им снижаются на 50%.
В Шри Ланке полная отмена налогообложений длится от двух до десяти лет в зависимости от специфики функционирования предприятий экономической зоны, при этом учитывается число занятых на предприятии, приток конвертируемой валюты, применяемая технология и т. д.
Создание свободных экономических зон в разных странах в настоящее время предполагает достижение таких целей:
обеспечение более полной занятости рабочей силы как непосредственно в экономической зоне, так и за ее пределами;
привлечение инвестиций, особенно в свободно конвертируемой валюте;