Причина такого положения объясняется динамикой, присущей развитию самих экономических зон, отсутствием контроля со стороны государственных органов по отношению к иностранным инвестициям также слабым взаимодействиям зональных предприятий, национальных и иностранных кампаний.
В процессе развития некоторые свободные экономические зоны стали специализироваться исключительно на банковских и страховых операциях. Они получили название 6анковских. франковых зон.
В Люксембурге, например, активно действуют крупные западногерманские банки, которые благодаря имеющимся в этой стране льготам <обходят> государственный закон по созданию обязательных денежных резервов.
Наиболее известные банковские франковые зоны были созданы в Гонконге, Сингапуре; Бахрейне и Маниле, а также на многочисленных островах в Карибском море (на Багамах, Бермудах и т. д.).
Такие финансовые центры, расположенные в развивающихся странах, часто еще называют <оффшор-центрами>, а <оффшор-сделкой> - ту или иную операцию между иностранным (по отношению к месту ее совершения) кредитором и заемщиком.
Член совета управляющих Федеральной резервной системы США Г. Уоллик определяет <оффшор-центр> как географическую точку, где кредитные средства заимствуются у нерезидентов и предоставляются другим нерезидентам через посредничество банков или иных финансовых институтов. Преобладание именно таких операций характерно для банковских франковых зон Карибского региона.
Следует отметить, что такие центры расположены не только в развивающихся странах, но и в промышленно развитых государствах. В отношении последних также нередко используется термин <оффшор>, поскольку этот банковский бизнес представляет собой вненациональную банковскую деятельность на базе валютных кредитных ресурсов в международных финансовых центрах, и прежде всего в Лондоне.
В свободных банковских зонах существуют очень благоприятные условия для проведения кредитно-финансовых операций (чрезвычайно льготный режим налогообложения банков, а в некоторых зонах фактически полное отсутствие такового), что усиливает их привлекательность для иностранных кредитных институтов и международных капиталов. Именно поэтому их часто называют <налоговыми убежищами>, или <фискальными оазисами>.
Успешная деятельность свободных банковских зон в развивающихся странах весьма ощутимо влияет на финансовые интересы Соединенных Штатов Америки и других капиталистических государств. Так, по оценке американских экспертов, служба внутренних доходов США ежегодно недополучает около 4 млрд. долл. в результате совершения американскими банками операций не на своей территории.
Общая утечка капиталов из США на банковские счета только в караибской экономической зоне составила к середине 80-х годов почти 80 млрд. долл.
Стремясь укрепить финансовый центр в Нью-Йорке, который в 70-е годы заметно сдал свои позиции на международном рынке капиталов, правительственные органы США создали там в 1981 г. свою свободную банковскую зону. Они разрешили, подобно многим другим <оффшор-центрам>, местным и иностранным банкам открывать в Нью-Йорке международные банковские учреждения, которым предоставлены большая свобода в осуществлении транснационального бизнеса и льготный налоговый режим.
Одна из главных целей создания таких зон в у развитых капиталистических странах - переориентация международных операций своих банков, основной объем которых совершается через <оффшор-центры> в других странах.
Чрезвычайно жесткие нормативы, регулирующие страховые операции, способствовали созданию свободных страховых зон. Примером может служить лондонская компания <Ллойд> по вопросам страхования рисков особого типа (не входящих в разряд хищений, пожаров, гражданской ответственности и т. д.). Деятельность компании <Ллойд> по покрытию этих рисков, по существу, содействовала превращению ее в монополи ста по страхованию нетрадиционных рисков.
По прототипу лондонской свободной страховой зоны в 80-х годах подобные зоны были созданы в Нью- Йорке. Правда, там ассоциации по контролю в защиту потребителя ограничили льготный режим, допустив его лишь для особых типов риска (например, аннулирование контрактов лизинга), а также для тех страховых контрактов, в которых годовые премии превышают 100000 долл.
Как видим, создание свободных экономических зон получило на Западе большое развитие, Во многом их развитие зависит от того, что такая зона может дать национальной экономике в конкретных условиях хозяйствования и в данной экономической ситуации.
2 Действующие и разрабатываемые СЭЗ на территории Р.К.
На сегодняшний день в нашей республике функционируют 3 СЭЗ:
1. «Морпорт Актау»
2. Алматинский финансовый центр
3. «Астана-новый город»
А также планируется создание специальной экономической зоны (СЭЗ) "Парк информационных технологий".
2.1.«Морпорт Актау»
"Морпорт Актау" расположена в морском порту Актау и на прилегающей к нему территории. Площадь свободной экономической зоны составляет 227 га.
На территории СЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Все предприятия, зарегистрированные здесь, работают в режиме льготного налогообложения. Ожидается, что на территории СЭЗ будет построен завод по производству металлических труб для нефтяной промышленности, предприятия для строительства барж, различных установок, которые будут использованы для работы на море.
Через Актау идут основные грузовые потоки в страны каспийского региона, в том числе осуществляется перевозка нефтепродуктов.
Благоприятствующее событие - экономические преобразования в стране. 1 декабря Президент Нурсултан Назарбаев подписал закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения, предусматривающих, в частности, введение рентного налога на экспорт нефти (РНЭН). Казахстан же, с одной стороны, увеличивает поступления в бюджет от нефтебизнеса, с другой — стимулирует производителей вторичного нефтесырья. До настоящего времени в Казахстане не существовало каких-либо налогов на экспорт нефти. Теперь же ставка налога дифференцирована в зависимости от текущей рыночной цены на нефть. Ставка колеблется от 1 процента при рыночной цене 19 долларов за баррель до 33 процентов при цене 40 долларов и выше за баррель. В соответствии с одной из утвержденных поправок в налоговое законодательство предусмотрено также освободить от уплаты корпоративного подоходного налога «организации, осуществляющие деятельность в нефтехимической отрасли» в течение 5 лет со дня ввода ими в эксплуатацию нового производственного объекта в этой сфере.
Поправки в законодательство разграничивают две модели
налогообложения нефтяных операций. Первая модель, основанная на новом
законодательстве, будет применяться в отношении компаний, действующих на
основании лицензии на недропользование, выданной после вступления в силу нового
закона. Эта модель не гарантирует стабильности контрактов.
Вторая модель предусматривает режим СРП
(соглашение о разделе продукции), для которого данным законом предусмотрена
стабильность положений контракта после подписания на весь период его действия.
Налоговые изменения, в том числе введение РНЭН, не распространяются на те
контракты, которые были подписаны ранее, независимо от того, идет ли речь о
режиме СРП или о простом контракте, заключенном в лицензионном режиме. В этом
случае государство гарантирует стабильность условий контрактов на весь период
их действия.
Помимо РНЭН, предусмотрен еще ряд нововведений в сфере
нефтяных операций. Так, определены ставки роялти на нефть, которые сейчас
устанавливаются в каждом отдельном контракте с недропользователями в
зависимости от экономических показателей того или иного проекта. Ставки роялти
установлены в законе «по скользящей шкале» — в виде процента от уровня
накопленной добычи за каждый календарный год деятельности. При объеме до 2
миллионов тонн ставка определена в размере 2 процентов, от 2 миллионов до 3
миллионов тонн — 3 процентов, от 3 миллионов до 4 миллионов тонн — 4 процентов,
от 4 миллионов до 5 миллионов тонн — 5 процентов, свыше 5 миллионов тонн — 6
процентов. Кроме того, законом вводится особый налоговый режим на территории
специальной экономической зоны (СЭЗ) «Морпорт Актау» на Каспии,
предусматривающий уменьшение исчисленной к уплате суммы корпоративного
подоходного налога, освобождение от налога на имущество и земельного налога —
для налогоплательщиков, производящих товары на территории этой СЭЗ.
Вполне понятно, что отмена налогов в СЭЗ
призвана стимулировать развитие экономики в Каспийском регионе. И этим,
конечно, воспользуются казахстанские бизнесмены. Свобода на пути
предпринимательства — это хорошая предпосылка на пути увеличения валового
внутреннего продукта, который в Казахстане и без того самый высокий в СНГ.
Именно Казахстан первым поставил себе задачу удвоения ВВП к 2010 году.
2.2.Алматы как региональный финансовый центр
Концепция создания финансового центра на территории г. Алматы была разработана в соответствии с поручением Президента Республики Казахстан, высказанным им 15 ноября 1999 года на II Конгрессе финансистов Казахстана. Первоначальная версия проекта концепции была готова в январе 2000 года и затем в течение длительного времени проходила согласование практически во всех государственных органах. Тем не менее сама идея развития Алматы как регионального финансового центра актуальности не потеряла. Более того, сегодняшние условия для реализации этой идеи благоприятнее по сравнению с теми, которые складывались в конце 1999 года.
Разработчиками концепции была выбрана модель, прошедшая апробацию в странах Юго-Восточной Азии. И уже сейчас Алматы в силу концентрации в нем капитала и финансовых институтов развивается как казахстанский и региональный финансовый центр. Цель концепции – ускорить этот процесс за счет стимулирующих мероприятий со стороны государства.