Внимательный анализ таблицы легко выявит ошибку, заключающуюся в том,
что ремесленники реализовали весь продукт, не оставив себе ничего для
«ежегодных авансов»; их внутреннее воспроизводство становится
проблематичным.
Отмеченная ошибка Кенэ - результат его взгляда на значение промышленности того времени. Судьба ремесленников его просто не интересовала. Он был идеологом фермерства, ведшего товарное производство.
Таким образом, «таблица Кенэ» показывает все условия и пропорции
воспроизводства, становясь первой в истории экономической науки
макроэкономической моделью. Из этой воспроизводственной концепции вытекает
достаточно радикальная налоговая программа Кенэ: раз фермеры производят, но
не потребляют чистый продут, то и платить налог с него не должны. Кто
получает и потребляет чистый продукт, тот и платит Кенэ знает истинные
причины упадка земледельческой страны. Их, по его мнению, восемь:
V неправильная форма налогового обложения;
V излишнее бремя налогов;
V излишества в роскоши;
V чрезмерные судебные расходы;
V личная несвобода обитателей деревни;
V отсутствие свободы во внутренней торговле;
V отсутствие внешней торговли;
V отсутствие возврата чистого годичного продукта к производительному классу.
Радикализм Кенэ несомненен. Пройдет немного времени, Французская
революция по-иному разрешит противоречия этого общества, еще более
решительно реализовав программу буржуазии. У Кенэ более мягкая программа.
Так сказать, «экспроприация», посредством налогообложения. Некоторые
комментаторы, современники революции, считали, что если бы король
послушался Кенэ, то революции вместе с гражданской войной можно было бы
избежать.
Методологической платформой экономического исследования Ф.Кенэ стала
разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой
которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства,
охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие
воспроизводство и правильное распределение благ. По его словам, «сущность
порядка такова, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от
общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда
сам собой. Желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое
становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию».
Одновременно Ф.Кенэ предупреждает, что «верховная власть» не должна быть
аристократической или представленной крупным земельным собственником;
последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более
могущественную, чем сами законы, поработить нацию, причинить своими
честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства,
несправедливости, наиболее зверские насилия и созвать самую разнузданную
анархию». Он считает целесообразным сосредоточить высшую государственную
власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов естественного
порядка, необходимом для осуществления государственного руководства.
В теоретическом наследии Ф.Кенэ важное место занимает учение о чистом
продукте. Который сейчас называют национальным доходом. По его мнению,
источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей,
занятых в сельскохозяйственном производстве, В промышленности и других
отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит
якобы только смена первоначальной формы этого продукта. Рассуждая так,
Ф.Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им
же положения о производительной сущности различных социальных групп
общества - классов
Вместе с тем Ф.Кенэ отнюдь не тенденциозен, подразделяя общество на классы,
поскольку, по его словам, «трудолюбивые представители низших классов»
вправе рассчитывать на работу с выгодой. В развитие этой мысли ученый
писал: «Зажиточность возбуждает трудолюбие потому, что люди пользуются
благосостоянием, которое оно доставляет, привыкают к удобствам жизни, к
хорошей пище, хорошей одежде и боятся бедности... воспитывают своих детей в
такой же привычке к труду и благосостоянию... а удача доставляет
удовлетворение их родительским чувствам и самолюбию».
Ф.Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. Если меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами, то Ф.Кенэ считал, «что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит...»
Ф. Кенэ сосредоточил свое внимание на сфере производства. В этом его
«классицизм». Но величайшей заслугой этого ученого было то, что он
рассматривал производство не как единовременный акт, а как постоянно
возобновляемый процесс, т.е. как воспроизводство. Сам термин
«воспроизводство» введен в науку Ф.Кенэ. Более того, воспроизводственный
процесс впервые в истории показан исследователем на макроэкономическом
уровне, как некий общественный феномен, как беспрерывный обмен веществ в
общественном организме. Нет ни малейшего преувеличения в утверждении,
что.Ф. Кенэ явился основателем макроэкономической теории.
Ф. Кенэ создал первую модель движения товарных и денежных потоков в обществе, определил условия реализации общественного продукта, показал теоретическую возможность непрерывности общественного воспроизводства товаров, капиталов и производственных отношений. Его модель эквивалентного обмена достаточно абстрактна, но это научная абстракция, позволяющая проникнуть в суть вещей. Не зря все крупные исследователи макроэкономики, так или иначе, обращались к трудам Ф.Кенэ.
2.3. А. Тюрго - последователь учений Ф.Кенэ.
Анн Роберт Жак Тюрго, родился в 1727 году в Париже. Получил духовное
образование. Но по окончании семинарии и теологического факультета Сорбонны
23-летний аббат А.Тюрго неожиданно решил отказаться от своего
предназначения для церкви, не желая, по его словам, «всю жизнь носить маску
на лице», и перешел на государственную службу.
Уже в начале своей служебной карьеры в магистратуре Парижа А.Тюрго
более всего интересовался волновавшим его экономическим положением Франции,
В 25 лет он уже занимал судебную должность в парижском парламенте, а еще
через год - докладчика судебной палаты, став заметной фигурой светских и
философских кругов французской столицы. В эти годы А.Тюрго сблизился с
одним из коллег - интендантом торговли Венсаном Гурнэ, дружба с которым, в
том числе как с экономическим наставником, продолжалась вплоть до смерти
В.Гурнэ в 1759 г. Вместе с ним он бывал в кругу друзей Ф.Кенэ,
проживавшего, как известно, в одной из квартир на антресолях Версальского
дворца.
Очередным служебным назначением А.Тюрго в 1761 г. был утвержден в должности интенданта (губернатора) в Лиможе (центр провинции Лимузен), которую занимал почти 13 лет. Представляя центральную власть в отдаленной провинции, он ведает хозяйственными вопросами, в том числе системой взимания налогов. Именно в лиможский период жизни А.Тюрго написал свое главное экономическое сочинение «Размышления о сознании и распределении богатств» (1766), незаконченную работу «Ценности и деньги» (Л769) и другие произведения. Все они, как очевидно, базировались на физиократических взглядах, а также на принципах рыночных экономических отношений и, прежде всего свободной конкуренции и свободной торговли.
В 1774 г. А.Тюрго получил последнее в своей служебной карьере
назначение, когда вступивший на престол Людовик XVI выделил ему пост
морского министра, а через несколько недель перевел на должность
генерального контролера финансов, равнозначную должности министра финансов
- важнейшему в то время посту во внутренних делах королевства.
За 18 месяцев пребывания в должности генерального контролера финансов
А.Тюрго хотя и не добился сокращения государственных расходов, но смог
провести ряд указов и законопроектов (эдикты), открывавших возможность для
всемерной либерализации экономики страны. Однако каждое его реформаторское
нововведение наталкивалось на ожесточенное сопротивление парламента,
находившегося под явным влиянием придворного окружения, дворянства,
духовенства и некоторой части предпринимателей, стремившихся сохранить свое
монопольное положение. Поэтому реализация положений эдиктов была
кратковременной победой А.Тюрго и его единомышленников. В мае 1776 г.
королевским посланцем ему был вручен приказ о сдаче дел в связи с
отставкой, а спустя три месяца король отменил все эдикты министра-
реформатора.
Главными достижениями Тюрго в качестве министра в период реформ
явились: введение свободной торговли зерном и мукой внутри страны;
свободный ввоз и беспошлинный вывоз зерна из королевства; замена
натуральной дорожной повинности денежной поземельной податью; упразднение
ремесленных цехов и гильдий, тормозивших рост предпринимательства в
промышленной сфере и др.
А.Тюрго не считал себя ни учеником, ни последователем Ф.Кенэ, отрицая какую-
либо свою причастность к «секте», как он выразился, физиократов. Тем не
менее, творческое наследие и практические дела свидетельствуют о его
приверженности основам физиократического учения и принципам экономического
либерализма.
Так, еще в 1749 г. будучи в 22-летнем возрасте, опубликовав «Письмо
аббату де Сисэ о бумажных деньгах», А.Тюрго предвосхитил идеи,
«классически» изложенные спустя почти 30 лет самим Адамом Смитом. В
частности, в «Письме» он вопрошал к Джону Ло: «Не позволительно ли было Ло
не знать того, что золото, как и все остальное, теряет в цене, если его
количество увеличивается?»
А.Тюрго с пониманием сути проблемы аргументирует положение о неудобстве бумажных денег, когда их количество не соответствует количеству производимых товаров и услуг.
После смерти своего друга В.Гурнэ А.Тюрго опубликовал сочинение
«Похвальное слово Венсану де Гурнэ», в котором раскрыл негативное значение
протекционистской политики в экономике. По его убеждению, «общая свобода
покупки и продажи является единственным средством обеспечить, с одной
стороны, продавцу - цену, способную поощрить производство, с другой -
покупателю получить товар по наименьшей цене».
Подобно физиократам, А.Тюрго утверждал: «Земледелец является первой
движущей силой в ходе (всех) работ; это он производит на своей земле
заработок всех ремесленников. Труд земледельца - единственный труд,
производящий больше того, что составляет оплату труда. Поэтому он
единственный источник всякого богатства». Критикуя меркантилистов, к
«богатству нации» А.Тюрго одновременно относит, прежде всего, земли и
получаемый с них «чистый доход», поскольку, на его взгляд, «хотя деньги и
составляют непосредственный предмет сбережений и являются, так сказать,
главным материалом капиталов при образовании их, но деньги как таковые
составляют почти незаметную часть совокупной суммы капиталов», а
«...роскошь непрерывно ведет к их уничтожению».