В16. (З-н. денежн. обращ.) – выраж. объективн. связь. В соотв. с колич.
подходом, поскольку $ вып. ф-ию ср-в обращ., их кол-во, необх. для обращ.
опрд. массой и ценой реализ. тов., т.е. ( цен товаров. 1 д.е. может обслуж.
неск. тов. сделок, чем быстрее оборач. $, тем меньше их нужно для обращения
( кол-во $ явл. суммой цен реализ. тов. / число оборотов ден. ед.)
В17. (Инфл.) И – процесс повыш. общего ур. цен. в стране. В период И
дорожает подавл. больш. тов. и происх. рост. стоим. жизни (($, кот. неох.
запл. за еду, одежду, др. предм. потребл., необх. для сущ.) в стране.
Причины И: внутр. (чрезмерн. эмиссия – запуск печатного станка; больш.
масшт. капит. строит.; воен. расх.; дефицит бютжета – дох. < расх.; кредит.
экспансия – чрезм. предост. банками кредит.; необосн. повыш. цен и з/п);
внешн. (( цен на мир. рынк.; обмен в банке нац. $ на иностр.; ( внешн.
зад.). Структ. мир. криз. - ( цен на сырьё. Войны межд. гос. Виды И: в зав.
от характ. развит. (открыт., ничем несдерж; скрытая, подавл.); с учётом её
распростр. (локальн. – в границ. одн. страны; мировая); в зав. от темп. (
цен (ползучая (1-10% в год); галопир. (100-1000%)). Т.о. для Э страны
опасен избыток и недост. $.
В18. (Типы Э сист.) Центр. Э сист. – гос. монопол., т.е. гос. господств. в
Э и др. сферах общ., оно команд. всеми хоз. рес. и решает что, как и для
кого производить. Гл. черты: гос. собств. на ср-ва пр-ва; гос. планир. всей
Э; админ. методы управл. Э; нет Э стимулов к эф. работе. Рын. Э – хоз.
сист. на прям. связях между произв. и потреб. через свободн. куплю-продажу
тов. Гл. черты: частн. собств. на ср-ва пр-ва; свобода предпр-ва; своб.
выбора Э парт.; личн. выгода участников Э связей; саморег. Э рын. фактор.;
мин. вмешат. гос. в Э Смеш. Э – больш. часть рес. нах. в частн. руках,
многочисл. предпр. мал. биз. Некотор. важн. сферы (ж/д, топ.-эн., косм.
комп., здравоохр., соц. защ.), прав-во эф. возд. на Э и соц. проц. Рын. Э
(+): эф. пр-ва.; внедр. НТДост.; улучш. ассортим. и кач. продукц.; формир.
энергичн. и инициат. работн. (-): кризисы перепр-ва.; безраб.; банкротс.;
имущ. расслоен. насел.; эгоизм и индивидуал. работн. Коданд. Э (+): полн.
занят. насел.; стаб. цены; соц. защищённ.; жизн. уров. работн. (-): нет
самостоят.; низк. эф. пр-ва; низк. уров. жизни; тотальн. дефицит;
безинициат. раб.
В20.(Рынок: сущн., виды и ф-ии).Р сист. – сист. соц.-Э и хоз. связей межд.
произв. и потреб., основан на з-не С и П. Р. – совок. купли и продажи тов.,
мех-м регул. пр-ва тов. для удовл. потребн. членов общ. Р. играет особую
роль в тов.-ден. хоз-ве: 1) он явл. гл. контрол. кач. и кол. рез-ов тов. пр-
ва: а) он провер. в какой кач. и кол. мере соотв. нуждам покуп-ей полез.
предм.; б) провод. экзам. по Э для продавцов – дох-но или убыт-но реализ.
тов.; для покуп. – разорит. или дох-но их покуп. 2) В отлич. от Нат.Хоз.,
Р. обесп. ( пр-ва тов. для потребл. Здесь действ. Э расч. Этапы стан. Э: 1)
простое Тов.Хоз.: возник. допот. форма – базар; 2) возникн. развит. Р. (хар-
ен для З.) – приним. форму расшир. пр-ва. По данным ООН 3 группы стран: а)
с централиз. упр. Э; б) развив. Р.Э (3-ий мир); в) развитая Э (Англ.,
Герм.). В странах с развит. Р. прошло 2 этапа развития: 1) стих. Р (XV -
сер.XIX); 2) орган. Р. (2-я пол. XIX - XX). К XIX в. Р. отн. значит.
усложн.: 1) если в прошл. века призв-ли. сами довод. тов. до потребит., то
в XIX появ. посредн.; 2) возн. в эпоху классич. капит. разл. виды Р в нашу
эпоху образов. Р систему. В соврем. сист. Р можно приоб. а) потребит. тов.
– то, что необх. для нас б) ср-во пр-ва в) труд чел. г) НТР д) инвестиц. –
вложен. е) ценн. бумаги. 3) в соврем. РХоз. слож. своя инфраструкт., т.е.
совокупн. предпр., учрежд. и орг., кот. связ. произв. и потребител.,
придавая этим Р сист. целостность и заверш. (торг. предпр., тов. и фонд.
биржи, банки, гос. предпр.) Содерж. Р инфраструкт. опредл. особенност.
разл. Р: 1) Р тов. и усл. обесп. тов. биржи, предпр. опт. и розн. торг.,
ярмарки, аукционы, сервисные службы, рекламн. фир., поср. комп. 2) Р кап.
сост. из Р ценных бумаг и кредитн. Р (Р ссудного кап. – банки, страх.
общест., фонды). Кред. отн. осн. на принцип.: а) возвратность б) срочность
в) платность. Р ценн. бумаг появл. с АО. 2 вида: акц. (право участия в
комп.); облиг. (кредитн. док., позвол. участвов., но прин. фикс. дох.). 3)
Р труда – Р продажи РС.
В21. (З-н С) Фактор. формир. С: С – сложившаяся в опред. период врем. зав.
велич. С на данном тов. рынке от цен., по кот. тов. могут быть предл. на
прод. На С в осн. вл. 2 факт.: полезн. тов. и цена. Др. факт. формир. С
явл.: тип. тов.; дох. покуп.; цены на доп. и заменяющ. тов.; ожидание
относит. динам. цен в будущем; численность и возраст покупат.; привычки,
вкусы, традиции и предпочт. покуп. На С могут влиять: сезон, правит-ная
политика, рекл., равнмерность распред. дох. Фак. формир. С: 1) доходы
покупат. и С (при ( дох. покуп. проявл. больший С на ранее недост. им тов.,
С( при улучш. кач. тов, при прежн. ур. цен С может также вырасти и
наоборот. (Дох. покуп. или ( цен на тов. могут привести к (С - парадокс);
2) Цены на дополняющ. (решают зад. удовлетв. потребн. одну и ту же потребн.
покуп. ( изм. цен. ана одни доп. тов. ведёт к изм. С на все тов. этой гр. в
противоп. напр.) или на заменяющ. тов. (блага, удовлетв. те же потребн. (
явл. непоср. конкур. – прохлад. напит., радиотехн., конд. изд.). Изменение
цены одних тов.-заменителей ведёт к измен. в том же направл. С на др. тов.
3) Ожидание отн. динамики. в будущем. В тех случаях, когда покуп. ожидают
по к.л. причине, что тов. станет дор. и они будут стараться купить > до (
цены. 4) Числен. и возр. покупат. – при неизм. средн. ур. дох. абсол. (
числен. покуп. ведёт к (С Старение населения Европы и РФ ведёт к изм. тов.
структ. С. 5) Привычки, вкус, традиции. Этот фактор формир. С наим. предск.
(мода). З-н С связан с понятиями: 1) Эфф-т дох. (для ( дох. тов. стан.
более дешё. по отн. к велич. дох. ( покупат. способ. приобр. этот тов. в >
кол-ве, не отказ. от др. привычн. покупок (и наоборот). 2) Эфф-т замещения
(при ( цен появл. стимул купить дешё. тов. вместо аналогичн. тов., кот.
теперь отн. дороже). 3) Эфф-т ( выгоды – ( цены, ( расх. при предн. полезн.
тов. (измен. отн. дох. на тов. и полезн. от него к > выгоде покуп. Сохран.
прежн. V-ы расх., покупат. получ. > выгоды). З-н С: люди покуп. > кол-во
прод. при низк. цене, чем при высок.).
В22. (З-н П) П указ. на кол-во прод., кот. произв. станут предл. по разн.
цен. П зав.: 1) цена (преобл. тов., кот. прин. max приб.) 2) вел. С
(планир. выпуск. тов. произв. ориентир. на С. Пр-ли решают "?" окупит ли
цена тов. затраты на его изгот. и какова будет прибыль. И в зав. от этого
реш., скольк. тов. нужно произ.) З-н П: ( цен ведёт к (П, а (цен – к (П при
проч. равн. усл. Фак., влия. на П: технол. пр-ва (откр. новых знаний
позвол. более эфф. произв. 1 прод., т.е. с < затартой рес.), цены на рес-ы
(( цен на рес. ( издержки пр-ва, и (П, т.е. перем. прям. П вправо), кол-во
производит., налоги (предпр. рассм. больше налогов как издерж. пр-ва ( (
нал. на собств. ( издержки пр-во и (П), внешн. факт., вл. на V пр-ва
(погода), ожидание изменю цены прод. в будущ., число продавц. (чем больше
число поставщ., тем больше Рын.П. По мере выхода фирм из отрасли кривая П
будет смещ. влево).
В23. (Осн. факт. рын. саморег.) Мех-м РС вкл. в себя Р цену; С / П (з-н С и
П); конкур. Р цена – цена, свободно складыв. на Р в соотв. со С и П. С –
платежеспособн. потребн. в опред. тов., П – кол-во продукт., кот. предъявл.
в продаже по опред. цене, в опред. время. Конкур. – сопернич. межд. участн.
ха лучш. усл. продажи тов. и усл., служит мощьн стимул. роста пр-ва, и (
его эфф. Если на Р произ. событ., кот. наруш. Р равновес. (изм. вкуса (
изм. С), то: произв. среагир. на изм. Р усл. (поск. С покаж. фирмам, куда
следует направ. свои усил.); начин. проц. приспособл. предприн. и покуп. к
нов. усл., в рез. сформир. нов. Р цена и V пр-ва. Ценовая конкур.: (цен;
скидки; премии; ярмарки и распродаж. Нцен.: качество и надёжн; доп.
гарантии; особ. оформл. и рекл. Методы НЦК обесп. распред. продукт. (фирм.
черты, кот. отл. его от др.). Для потребит. своб. выбор – (+), а (-) –
трудно отл. подлин. от мним., затраты врем. и нервн. нагруз. при покуп.
В25. (Конкуренция) – сопрернич. межд. участн. рын. хоз. за лучшие усл.
купл./прод. тов. Рын. борьба за выживан. и Э процвет. явл. Э з-ном тов. пр-
ва. Виды конкур.: 1) В зав. от сост. рынка: чист. К (где действ. множ.
независ. производит. однор. тов. и усл. При этом доля кажд. отд. произ. в
общест. выпуск. мала, что он не может ощутим. изменять СП предпр., а зн. и
сложивш. рын. цену.); свободн. К (никем не огранич. доступ на рынок);
совершенн. К (наличие рын. информ.); несов. К (влияние моноплии). 2) С
учётом методов состязательности: ценовая (хочу (, хочу ( цену); нецен.
(реклама, увелич. кач-ва). Роль К: проклад. дорогу новому и прогрессивн.;
складыв. благоприятн. нормальн. усл. пр-ва и потреблен.; устран. и разруш.
с рын. неэфф. хоз-ва. Т.О. механизм рын. саморег. вкл.: рын. цена; соотн.
С/П; сопрнич. товаропроизводит.
В26. (Монопол.) М – исключит. право пр-ва, промысла, торговли, принадлеж. 1
лицу, гр. лиц или гос. Виды М: чистая (1 продавец на Рын., доступ для
конкур. закр.); абсол. (редк. случай, когда АМ охват. всю нац. Э и
препятст. конкур. - оружие); естесств. (собствен. имеет в своём распор.
редкие тов. – Ме, виноградник); искусств. (в чьих-то руках только рынки или
пр-во и сбыт продукта, к ней отн. случайн., когда благополучн. склад. С /
П); устойчив. (характ. для крупн. объед. и предпр., к ней отн. картель
(договор о доле выпуска, ценахи рынк. сбыта), сендикат (объед. предпр.,
выпуск. однор. продукц. при самост. производ.), трест (совм. собств. на ср-
ва пр-ва и продукц.), концерн. (союз. формально-незав. предпр. разн.
отраслей)); всеобщ. (устан. с пом. гос.).
В27. (Осн. модели соврем. рынка): чистая конкур.; монополист. конкур.;
олигополия (несовершенст. конкур.); чист. монопол. В соврем. Э конкур. и
моноп. неизежн. и проиворечив. сущ. 4 главн. модели: чист. кон. и мон. –
это крайн. и дост. редк. ситац. между ними распол. более характ. для
соврем. рынка 2 мод. под общим назв "несоверш. кон." ЧК – где действ. множ.
независ. производит. однор. тов. и усл. При этом доля кажд. отд. произ. в
общест. выпуск. мала, что он не может ощутим. изменять СП предпр., а зн. и
сложивш. рын. цену. Из-за однор. тов. нецен. конкур. отсутств. ЧМ – когда
одна фирма явл. единст. производ. данного продукта (газ, эл-во, водопр.
компан.). Манипулир. объём. предлож. своей прод. монополист диктует свою
цену, а Э мощь и эфф. его малозаинтер. пр-ва делает не возм. проникн. в эту
отрасль др. фирм. МК – сочетан. мон. и кон., причём кон. в знач. объёме, а
мон. – в малой дозе. Может склад. если много продовцов. предл. похожую
прод. Многочил. этих фирм. не позв. каждой из них сущест. влиять на рын. П
и цену. Между фирмами идёт ценовая и нецен. кон. Мон. возн. в рез.
дифференциации продукции (созд. их разновидн. фирмами-конкур., вступл. в
отрасль отн. своб.) Олигопол. характ. для отрасл., в кот. господств. неск.
крупн. фирм. Немногочисл. олигополисты обл. больш. рын. весом и могут
влиять на цены.