Шпора
p>№15. Особенности меркнтилизма в России. Эк. политика Петра I.
Меркантилизм в России
Меркантилизм, 1) экономическая политика ряда феодальных государств в период возникновения капиталистического производства. В России представителем меркантилизма был Петр. Во время царствования Петра был построен первый русский флот. Более того, была реорганизована на западный манер армия, войска были снабжены униформой и современным оружием, а также была введена западная система подготовки. Петр провел много изменений в русском гражданском управлении, включая важную реформу выдвижения гражданских служащих на основе их деловых качеств, а не происхождения. В социальной области царь также ускорил европеизацию. Он издал указ сбрить бороды, а судьям приказал одеваться на западный манер.
Также было приказано курить и пить кофе. Хотя в то время многие его действия встречали яростное сопротивление, общим результатом этой политики стало то, что русская аристократия, в конце концов, переняла западные манеры и культуру. Неудивительно, что Петр считал русскую православную церковь отсталой и реакционной силой. Он успешно провел частичную реорганизацию православной церкви и установил над ней серьезный контроль.
Петр основал независящие от церкви школы, поощрял развитие науки, ввел юлианский календарь и модернизировал русский алфавит. Во время его правления в России появились первые газеты. Вдобавок ко всем этим внутренним реформам Петр повел зарубежную политику, которая имела серьезные последствия в будущем. Петровской меркантилистской политикой были насаждены в России горные и металлургические заводы, оружейные, парусные, полотняные, суконные, писчебумажные, стекольные, кожевенные, шелковые, зеркальные, обойные, фарфоровые и другие мануфактуры.
Эк. полилика П.1:
1) Мощная регулярн. армия, артиллерия. 2) Построен военный и торгов. морской флот. 3) реорганизован гос. аппарат 4) ликвид. изоляцию России и возрос её мир. Престиж. 5) строит-во СПБ. 6) эк. реформа (налогообл.). 7) церковная. гос-во феод. строя.
Мануфактуры: 1).казённые (за счёт привлечения частн. капитала) использ. наёмный раб. труд (суконная, кожевенная, бумажная) 2).гос. (на ср-ва гос- ва) передавались в эксплуатацию промыш-ам на льготных ус-ях. 83%-раб. вольнонаёмные. текстил. и шерст. мануфактуры (М, СПБ, Казань)3).част. мануфакт. (суконная, полотняная, шёлковая).4).купеческие крепостнич.- капиталист.(шёлк, стекло, кожа, сукно раб. сила: аброчные, разоривш. ремесленников.
Пассесионные фабрики (фабрика, продав. вместе с крест.).Одна из форм крепост. мануфакт. Однодворцы - бывшие мелкие дворяне, получ. свой доход за службу царю, но несумевш. Передать его своим потомкам.
Ботчинская м.-осн-сь на барщинском труде помещ.кр-ни.13-14 часов min з/п.

Сущность и основные черты первоначального накопления капитала(ПНК).(вопрос
19)
Это было время открытия морских торговых путей в Индию и Америку, на территории Зап. Европы стали образовываться крупные независимые монархические государства, происходило изменение власти церкви, осуществлялся прорыв в естественных науках. Это время называют эпохой первоначального накопления капитала(термин, впервые употребленный Адамом
Смитом). ПНК – процесс насильственного отделения землевладельцев от основного средства производства земли и превращения их в наемных рабочих.
Возникает класс предпринимателей из бывших купцов, феодалов, мореплавателей.
Источники ПНК во Франции: 1. Особенности налоговой системы Фр. – с 1439 г. взималась королевская талья( с земли, имущества, подушно), т.к. размер налога был не ограничен, то каждый сборщик налога взимал сколько вздумается
+ малая талья(сбор на нужды армии).2. Система гос.займов – король Франциск
I взял в долг у своих банкиров 250 тыс. лир(10% годовых), возникает торговля рентными бумагами( сис-ма тонтина – унаследование права получать % по гос.займам). Существ. подобной сис-мы привело к появлению слоя рантье.
Т.о. был сформирован ростовщический капитал. 3. Продажа судебных и финансовых должностей.4.Пиратство.
Источники ПНК в Англии: 1. Создание колониальной системы. 2. Эксплуатация рабск.труда в колониях. 3. Сис-ма гос.займа (связана с переходом от золотого обращения к кредитам). 4. Гос.политика протекционизма.

20. Эк. мысль Др. Востока.
Осн. источники: Каран, проповеди Мухамеда (610-632 гг.)
Осн. идея: Соц. и имуществен. Неравенство божественного происхождения.
Постулаты:
1) «Земля принадл. Богу и не каждый может расчитывать на ее получение»
2) «Часн. собств. неприкосновенна. За нарушение права ч.с. – смертная казнь»
3) «Все имущие обязаны часть своего дохода жертвовать на милостыню, в приказном порядке»
Величина жертвы различна. Для арабов (мусульман) –1/20 урожая гос-ву, а остальные (не мусульмане): 1/3. Кажд. Не мусульманин платил подушную подать. Торговля счит. Полезным занятием и ведется с благословения Аллаха.
Величина судного % огранич. Гос-ом. Золото и серебро универсальные покупат- ие ценности. Сущ. 2-а вида сделок:
1. Прямой товарообмен, в рез. кот. каждый оставался с таким же кол-ом богатства как и до обмена (Т-Т)
2. Обмен на деньги (Т-Д-Т) в рез. происх. обмен взаимовыгодных услуг. Кажд.
Приобретал больше, чем у него было
Все торг., долговые сделки оформлялись в писм. виде.
Ибн Хальдун (1332-1406). В основе развития человеческого общества лежат истор. развит-я совмесн. пр-ва людей. 1-ый этап развития человеч. общества
– это возник. скотоводства и земледелия. С появлением излишков и достатка в обществе возникает ремесло. Возникновение ремесел приводит к росту городов.
Потребность управлять городами рождает правителей. В отличае от зап. идеологов Ибн Хальдун уделил большое значение рынку. Чем больше кол-ва ремесел в городе, тем сильнее влияние рынка. Т.к. больш. кол-во товаров приобретает цену. Ремесло тоже товар, кот. тоже можно продать по опр. цене.
Цена ремесла складывается из ст-ти труда, кот. созд. ему ср-во к жизни.
Цена зависит от спроса и от кол-ва предлагаемых товаров. В рез. обмена устанавливается истенная ст-ть товара. В основе цены товара лежит затраченный труд, следовательно приравнивая один товар к др., мы приравниваем равное кол-во. Деньги – золото и серебро. Ф-ции денег – ср-во обмена и платежа (чего не было ранее).

16. Эк. воззрения Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) и падших схоластов.
«Сумма теологии»:
Блок идей о труде и богатстве. Человеч труд - источник богатства.
Служение Богу. Цель труда – удержать ч-ка от греха. Труд – источник благотворит-ти. Деньги – неизбежное зло, оправдать их наличие может только обязат-я благотворит-ть. Провозглашалось принципиальное равенство всех перед Богом. Част. Собств-ть не противоречит естеств. порядку, но явл. изобретением челов-го разума. Все богатство принадл. Богу, часн. собственник управляет им по воле Бога. Наличие часн. собств. Установл-ю мира.
Фома Аквинский о торговле, цене. Прибыли и проценте.
По его мнению сущ. 2 типа обмена:
- приобретение вещей для собств. потребления
- приобретение ценностей для наживы; такой тип явл. греховным и нарушает заповеди Бога
Обстоят., кот. Ф.А. оправдывает сущ-е торг. прибыли:
1. Купец занимаясь перемещ. товара с одн. места на др. тратит свои деньги на хранение и танспортировку, следов-но прибыль должна возмещать эти издержки.
2. Купец всезда стремится видоизменить продаваемый товар (с помощью упаковки, фасовки и т.д.), затраты на улучшение качества тов. возмещ-ся из прибыли.
3. Купец занимаясь своим ремеслом рискует потерять весь тов., поэт. прибыль представл. собой вознаграждение за риск.
Учение Ф.А. о справедливой цене.
По его мнению товары должны продаваться по ценам кот.: а) Возмещ. издержки на пр-во товара б) Цена должна приносить владельцу товара тот уровень дохода, кот. соотв. занимаемому соц. положению владельца
1) Всё принадлежит Богу и ч-к может этим только ользоваться
2) Часн. собств. нужна для эффективн-го удовлетв-я личн. Нужд.
3) Богатство делится на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото)
4) Обмен товаров по справедливым ценам
5) Земельная рента оправдана, т.к. это часть продукта производимого силами природы
6) Запрещены кредит и % (каноническим правом)
Затем было придумано оправдание %: ес. ч-к занимает у кого-то деньги, то он лишает того дохода, кот. мог бы получить с их помощью и в качестве компенсации он вправе требовать возврата большей суммы, чем у него брали.

Антонио Серра «Трактат о причинах способных создавать обилие золота и серебра в гос-вах…» Идея произв: объяснение того, почему невыгодна политика активн. баланса.
Россия. Ордин-Нащекин (ран.). Приним. уч. в разработке нового торг. устава.
1) Иностр. купцам запрещ. торговать внутри страны. Гости приглаш. по разреш. государя за большую плату.
2) Устанавл. Высок. Таможен. Пошлины на импортную продукцию.Упорядочилось ден. обращ-е.
Иван Посашков (позд.). «Книга о скудости и богатстве». Считал, что богатством нации явл. и материал. Ценности произв. трудом, естеств. ресурсы и таланты нации. Поощрял развитие купеческой инициативы и развитие крестьянства. Отнош. к внеш. торговли: торговать нужно тем, что есть в избытке в стране и покупать лишь то, чего нельзя произвести внутри страны.

Хар-ка школы физиократов. (вопрос 14)
«Физиократия» буквально означает «природовластие». Го-во не должно вмешиваться в производительную, торговую и финансовую деятельность своих подданных. Они платят ему налоги, оно обеспечивает охрану их жизни, имуществе, прав и свобод. Этим ограничиваются экон-кие отношения между населением и государством. Такая идеология в науке наз. экон-ким либерализмом. Религиозную доктрину, согласно которой все в мире происходит по воле Провидения и управляется Им ко благу человечества, философы переосмыслили и претворили в учение о естественном ходе вещей, естественном порядке. В русле этого учения возникли еще два понятия: естественная свобода и естественный человек. Естественный порядок противопоставлялся общественному порядку. «Естественное» противопоставлялось «искусственному» во всем: в хар-ре гос-ва, в политике правительств, в общественных нравах, в поведении людей. На подобные идеи и опирался экон-кий либерализм физиократов. Общ-во состоит из отдельных людей, кот. Природа наделила различными склонностями, способностями и потребностями. Каждому человеку должно быть позволено действовать естественно. Труд должен быть свободным, плоды его неприкосновенны. Отсюда лозунг: собственность священна! Вторым устоем учения физиократов было представление о земле как единственном источнике богатства народа. Физиократы создали понятие чистого продукта.
Это то, что остается от суммы произведенного продукта, если вычесть все затраты на его производство (разница между ценой товара и издержками на его произ-во). Откуда берется чистый продукт? Только из земли – убеждены физиократы. Промыш. труд только придает продукту земли новую форму. По понятиям физиократов торгово-промышленная прибыль оказывается подобием з/п, кот. ремесленник и торговец выплачивают себе сами. Тот труд, кот. создает чистый продукт, физиократы наз. производительным, а всякий другой - непроизводительным. Производителен только тот труд, кот. прилагается к земле. Поэтому класс землевладельцев – производительный класс, а все остальные – класс бесплодный. Так как одна лишь земля дает чистый продукт, она одна и несет всю тяжесть налогов. Чтобы взимание налогов было проще и дешевле, нужно все их виды заменить одним – земельным – налогом. Экон-кий либерализм; исключительная производительность труда, прилагаемого к земле; единый земельный налог – это и есть «три кита» физиократии. Представители:
Ричард Кантильон (1680-1734) –ирландец, жил во Франции, «Опыт о природе торговли вообще» (в1755 г. опубликовано); Венсан де Гурне (1712-1759);
Франсуа Кенэ (1694-1774)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать