Шведский социализм в условиях рыночной экономики
p> В настоящее время в риксдаге представлены 6 политических партий –
СДРПШ, Левая партия – ЛП (до мая 1990 г. – Левая партия – коммунисты, а до
1967г. – коммунистическая партия Швеции), Консервативная Умеренная коалиционная партия – УКП (до1969 г. – Правая партия), Партия центра – ПЦ
(до 1957 г. – Крестьянский союз), Либеральная Народная партия – НП и Партия окружающей среды – зеленые – ПОСЗ.

Шведская партийная система – одна из наиболее стабильных на Западе.
На первых после введения всеобщего избирательного права выборах в 1921 г. места в риксдаге заняли представители 5 партий. С тех пор они постоянно входят в риксдаг вплоть до наших дней.

В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний) и 284 коммун (низовых административно-территориальных единиц). В каждом лэне имеется местный региональный выборный орган – ландстинг, в компетенцию которого входит обложение местными налогами, организация здравоохранения, некоторые виды образования и другие вопросы. В каждой коммуне также работает выборный орган местного самоуправления – совет коммуны, ведающий вопросами местного налогообложения и организующий всестороннее обслуживание населения (школы, дошкольные учреждения, коммунальные услуги, дорожное и жилищное строительство, культурное обслуживание, организация досуга, забота о пенсионерах).

С 1809 г. в стране существует инспекторский орган так называемого парламентского омбудсмана. Это юридический уполномоченный риксдага, который следит за действиями должностных лиц всех уровней, расследуя и пресекая злоупотребления властью и нарушения закона. Другие омбудсманы, назначаемые правительством, следят за соблюдением норм торговой практики и прав потребителей, за осуществлением закона против расовой дискриминации, закона о равноправии мужчин и женщин, а также за соблюдением этических норм органами прессы. За немногими исключениями, все документы административных органов считаются доступными для всех граждан и прессы – любой гражданин может в любое время потребовать эти документы для ознакомления.

4. Смешанная экономика.

4.1. Частный сектор.

Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою
«нишу», выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей.

Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель, собственник и директор – распорядитель часто одно и то же лицо. В другую группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам, в то время как удельный вес различных институтов и учреждений, таких, как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе государственный
Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился. За послевоенный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров вследствие прежде всего высоких ставок налогов на доходы и собственность.

В последние годы к шведским акциям большой интерес проявляют иностранные инвесторы. Кроме того, некоторые шведские компании находятся на
Западноевропейских фондовых биржах, а также в Нью-Йорке и Токио, что объясняется их желанием обеспечить лучшие, чем в Швеции, финансовые условия и дополнительную рекламу за границей.

Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих станах. На крупных предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) – 17%. При этом рост концентрации проявляется прежде всего на уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40 % рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение («ВОЛЬВО» и «СААБ
– Скония»), черная металлургия («Свенска столь»), электротехника
(«Электролюкс», АББ и «Эрикссон»), самолетостроение («СААБ - Скания»), фармацевтика («Астра», «Фармасил»), производство специальных сталей
(«Сандвик», «Авеста»).

В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран
Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить 3 финансовые группы. Во главе двух из них (по принятой в шведкой экономической литературе терминологии, «сфер банков») стоят ведущие частные коммерческие банки страны-«Скандинависка эншильда банкен» и «Свенска хандельсбанкен», при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы
(«третьего блока») во главе с крупнейшей кампанией страны – автомобильным концерном «Вольво».

4.2. Государственный сектор.

Важнейшая роль государственного сектора в Швеции – аккумуляция и перераспределение средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме единое целое, различаются по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

Государственный сектор и государственная собственность – разные понятия. Особенностью Швеции является наибольшая разница в размерах среди развитых капиталистических стран.

Под государственной собственностью принято понимать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность).
Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых капиталистических стран первое место.

Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и на транспорте. В этих секторах на национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится больше половины производства всех товаров и услуг. Их основная цель – расширение производства с достижением прибыльности.

Государственная собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных предприятий. Последние - принадлежащие государству компании со значительной свободой действия в вопросах финансов и занятости. Решения в области цен принимаются ими самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие государственные монополии среди этих компаний – приходится свыше 60% всех занятых в этой группе фирм. Шведские государственные железные дороги владеют боле 95% всех железных дорог в стране. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление «Ваттенфалль».

Центральное правительство оказывает решающее воздействие на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них – государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда также входят выплаты государством процентов по государственному долгу. Они идут в пенсионные фонды и домашним хозяйствам, а также предприятиям и банкам, купившим государственные ценные бумаги. Некоторые из этих переводов имеют целью удешевить потребление (например, жилищные субсидии) или непосредственно поддержать некоторые группы населения, в частности семьи с детьми и пенсионеров. Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих государственных расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе 2/3 потребляется в коммунах. Речь идет, например, о здравоохранении, образовании и государственной администрации.
Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих – медицинских работников, учителей и т. д.
Остающиеся 10% - государственные капиталовложения.

Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.
Различные части государственного сектора имеют собственные источники доходов. Кроме того, коммуны, ландстинги и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов – косвенные налоги.

Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики.
Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования.
В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов: рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг населению и частным экономическим агентам, что в свою очередь способствует эффективности всей экономики, где основу составляет частный сектор.

4.3. Кооперативы.

Особенностью шведской модели является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, в жилищном строительстве и других сферах деятельности.
Кооперативы делятся на производственные и потребительские.
Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тысяч человек доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве остальных продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с общим числом занятых 70тысяч человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать