СДРПШ, Левая партия – ЛП (до мая 1990 г. – Левая партия – коммунисты, а до
1967г. – коммунистическая партия Швеции), Консервативная Умеренная коалиционная партия – УКП (до1969 г. – Правая партия), Партия центра – ПЦ
(до 1957 г. – Крестьянский союз), Либеральная Народная партия – НП и Партия окружающей среды – зеленые – ПОСЗ.
Шведская партийная система – одна из наиболее стабильных на Западе.
На первых после введения всеобщего избирательного права выборах в 1921 г.
места в риксдаге заняли представители 5 партий. С тех пор они постоянно
входят в риксдаг вплоть до наших дней.
В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний) и 284 коммун (низовых административно-территориальных единиц). В каждом лэне имеется местный региональный выборный орган – ландстинг, в компетенцию которого входит обложение местными налогами, организация здравоохранения, некоторые виды образования и другие вопросы. В каждой коммуне также работает выборный орган местного самоуправления – совет коммуны, ведающий вопросами местного налогообложения и организующий всестороннее обслуживание населения (школы, дошкольные учреждения, коммунальные услуги, дорожное и жилищное строительство, культурное обслуживание, организация досуга, забота о пенсионерах).
С 1809 г. в стране существует инспекторский орган так называемого парламентского омбудсмана. Это юридический уполномоченный риксдага, который следит за действиями должностных лиц всех уровней, расследуя и пресекая злоупотребления властью и нарушения закона. Другие омбудсманы, назначаемые правительством, следят за соблюдением норм торговой практики и прав потребителей, за осуществлением закона против расовой дискриминации, закона о равноправии мужчин и женщин, а также за соблюдением этических норм органами прессы. За немногими исключениями, все документы административных органов считаются доступными для всех граждан и прессы – любой гражданин может в любое время потребовать эти документы для ознакомления.
4. Смешанная экономика.
4.1. Частный сектор.
Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется
как смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на
конкурентных началах с активным использованием государственного
регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под
смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие
основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции:
частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою
«нишу», выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных
взаимосвязей.
Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный
сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в
отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в
обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из
мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить
на 2 группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель,
собственник и директор – распорядитель часто одно и то же лицо. В другую
группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За
последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли
большие изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним
хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам, в то время как
удельный вес различных институтов и учреждений, таких, как страховые,
инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе государственный
Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился. За послевоенный период
произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров вследствие
прежде всего высоких ставок налогов на доходы и собственность.
В последние годы к шведским акциям большой интерес проявляют
иностранные инвесторы. Кроме того, некоторые шведские компании находятся на
Западноевропейских фондовых биржах, а также в Нью-Йорке и Токио, что
объясняется их желанием обеспечить лучшие, чем в Швеции, финансовые условия
и дополнительную рекламу за границей.
Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих станах. На крупных предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) – 17%. При этом рост концентрации проявляется прежде всего на уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40 % рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.
В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она
наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как
производство шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение («ВОЛЬВО» и «СААБ
– Скония»), черная металлургия («Свенска столь»), электротехника
(«Электролюкс», АББ и «Эрикссон»), самолетостроение («СААБ - Скания»),
фармацевтика («Астра», «Фармасил»), производство специальных сталей
(«Сандвик», «Авеста»).
В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран
Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых
группах. В настоящее время в Швеции можно выделить 3 финансовые группы. Во
главе двух из них (по принятой в шведкой экономической литературе
терминологии, «сфер банков») стоят ведущие частные коммерческие банки
страны-«Скандинависка эншильда банкен» и «Свенска хандельсбанкен», при этом
первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В
первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы
(«третьего блока») во главе с крупнейшей кампанией страны – автомобильным
концерном «Вольво».
4.2. Государственный сектор.
Важнейшая роль государственного сектора в Швеции – аккумуляция и перераспределение средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме единое целое, различаются по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.
Государственный сектор и государственная собственность – разные понятия. Особенностью Швеции является наибольшая разница в размерах среди развитых капиталистических стран.
Под государственной собственностью принято понимать предприятия,
принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность).
Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив,
по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как
объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает
среди развитых капиталистических стран первое место.
Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и на транспорте. В этих секторах на национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится больше половины производства всех товаров и услуг. Их основная цель – расширение производства с достижением прибыльности.
Государственная собственность принимает форму либо акционерных компаний, либо государственных предприятий. Последние - принадлежащие государству компании со значительной свободой действия в вопросах финансов и занятости. Решения в области цен принимаются ими самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.
Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие государственные монополии среди этих компаний – приходится свыше 60% всех занятых в этой группе фирм. Шведские государственные железные дороги владеют боле 95% всех железных дорог в стране. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление «Ваттенфалль».
Центральное правительство оказывает решающее воздействие на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них – государственный бюджет.
В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные
платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и
предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей,
сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда также входят выплаты
государством процентов по государственному долгу. Они идут в пенсионные
фонды и домашним хозяйствам, а также предприятиям и банкам, купившим
государственные ценные бумаги. Некоторые из этих переводов имеют целью
удешевить потребление (например, жилищные субсидии) или непосредственно
поддержать некоторые группы населения, в частности семьи с детьми и
пенсионеров. Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих
государственных расходов средства составляют государственное потребление и
инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90%
оставшейся суммы, в том числе 2/3 потребляется в коммунах. Речь идет,
например, о здравоохранении, образовании и государственной администрации.
Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты
государственных служащих – медицинских работников, учителей и т. д.
Остающиеся 10% - государственные капиталовложения.
Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.
Различные части государственного сектора имеют собственные источники
доходов. Кроме того, коммуны, ландстинги и сектор социального страхования
получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего
основной источник доходов – косвенные налоги.
Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики.
Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие
важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования.
В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов:
рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в
государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг
населению и частным экономическим агентам, что в свою очередь способствует
эффективности всей экономики, где основу составляет частный сектор.
4.3. Кооперативы.
Особенностью шведской модели является роль и значение кооперативного
движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма
сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной
в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное
движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной
торговле, в жилищном строительстве и других сферах деятельности.
Кооперативы делятся на производственные и потребительские.
Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тысяч человек
доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в
производстве остальных продуктов, а также в целлюлозно-бумажной
промышленности. Потребительские кооперативы с общим числом занятых 70тысяч
человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют
важную роль в розничной торговле.