«третьей силы», или «третьей альтернативы», частной и государственной собственности, основываясь на принципе демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях – особенно среди потребительских кооперативов – кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах простых людей, например, в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.
На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и
всех занятых, 7,5% занятости в промышленности и 14% - в розничной торговле.
По оценке, 2/3 домашних хозяйств в Швеции каким-либо образом связаны с
кооперативным движением. На потребительские кооперативы приходится 20%
продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия,
потребляемого в Швеции, производится фермами, входящими в кооперативы, а по
некоторым продуктам эта доля еще выше: 99% молока, 80% (по стоимости) мяса.
Большая часть этой продукции перерабатывается на предприятиях,
принадлежащих крестьянским кооперативам.
Термин «кооператив» обычно относится к экономическому предприятию, основывающемуся на совместных действиях и самопомощи. Кооперативное предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами его членов.
Среди принципов кооперативного движения: свобода членства – никто не может быть исключен кроме случаев нарушения устава; независимость от политических партий и вероисповедания; демократическое управление – «один член – один голос»; ограничение доходов на вложенный пай; кооперативное сообщество – ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.
В любом случае кооперативные предприятия Швеции основываются на принципах, рекомендованных Международным кооперативным альянсом, созданным в 1895г. и имеющим 164 члена в 72 странах.
Итак, кооперативы играют очень важную роль в современном шведском
обществе. Эти организации попадают под категорию «народные движения».
Решающее в развитии кооперативов – мобилизация людей, вовлечение в их
деятельность новых членов и повышение их влияния.
Происшедшие в 50-60-е годы сдвиги к укрупнению экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие на кооперативы, так же как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах.
5. Вклад шведских экономистов в мировую экономику.
5.1. Кнут Виксель.
Кнут Виксель (1851-1926) сегодня считается самым значительным из теоретиков политической экономии Швеции за всю ее историю. Именно он ввел анализ кредитного рынка в общую теорию рыночной экономики, управляемую предложением и спросом. При этом выдвинул ряд важных гипотез о том, как процент воздействует на инвестиции и распределение доходов. Но теоретические работы Викселя пробивали себе дорогу с трудом и вначале распространялись медленно. Его учебник «Лекции по политической экономии» был почти не замечен в 1901 г., когда вышел в свет. А сам Виксель, был весьма холодно принят шведским истэблишментом.
В определенной мере трудности признания Викселя в академических кругах были вызваны его политическим радикализмом. Во множестве публикаций лекций, брошюр и памфлетов он яростно напал на непорядки в Швеции на рубеже двух веков (конца XIX – начала XX вв.). Например, он рекомендовал ввести контроль над рождаемостью и ограничение деторождения, низложить и упразднить монархию. В политике он поддерживал молодое рабочее движение и требовал всеобщего избирательного права для обоих полов.
Такая деятельность затруднила его академическую карьеру, и он получил профессорское звание лишь в возрасте 50 лет – кроме всего прочего, и потому что отказывался подписывать прошения королю, употребляя «покорнейше», как это требовал этикет в те времена. Впоследствии, однако, влияние Викселя стало возрастать, а важный вклад Стокгольмской школы в политико - экономическую теорию в 30-е годы, очевидно, был сделан под воздействием теории денег Викселя.
Кроме того, сегодня Кнут Виксель выступает в качестве одного из самых ранних вдохновителей школы «общественного выбора». Это суждение основано, прежде всего, на том, что он выдвигал требование квалифицированного большинства или даже полного политического единства в качестве предпосылки для таких решений, которые, как например повышение налогов, могут вызвать размежевание между различными группами граждан.
5.2. Эрик Лундберг.
Эрик Лундберг (1907 - 1987) был одним из самых молодых в группе
шведских экономистов, получившей позднее название «Стокгольмская школа».
Впоследствии он возглавил вновь созданный Конъюнктурный институт, в котором
под его руководством делались попытки вычислить величину разрывов между
уровнем безработицы и инфляции в шведской экономике, в том числе в рамках
так называемых «расчетов разрывов», чтобы создать основу для
антициклической политики стабилизации.
Областью исследований Лундберга была главным образом политика стабилизации.
В ряде книг он исследовал циклы конъюнктуры в Швеции и давал советы, как их
следует учитывать.
В 50-е годы Лундберг участвовал также в развернутых дискуссиях с
Естой Реном и Рудольфом Мейднером по поводу их рецептов преодоления и
безработицы, и инфляции. Лундберг скептически оценивал возможности
использовать модель Рена- Мейднера для того, чтобы справиться с этой
проблемой в долгосрочной перспективе. Причина, считал он, заключалась
прежде всего в том, что долгосрочная политика ограничения прибылей, за
которую выступали Рен и Мейднер, подорвала бы возможности и
заинтересованность промышленности в новых инвестициях. Поэтому, если
следовать их рекомендациям, возникает риск замедления темпов роста.
В экономических и политических дискуссиях 70-х годов Эрик Лундберг выступал за модифицированную кейнсианскую политику. Он весьма сурово критиковал монитаристский и неоклассический тезис о совершенном функционировании рыночной экономики. В период кризиса 70-х годов он рекомендовал исходя из опыта девальваций 1931 и 1949 годов большую девальвацию как средство усиления конкурентоспособности и оживления промышленности.
5.3. Ассар Линдбек.
Ассар Линдбек (родился в 1931 г.)-шведский экономист, наиболее заметный участник дискуссий по экономической политике в течение последних десятилетий. Главное направление его выступлений – это критика в адрес всеобъемлющего регулирования и высоких налогов, которые , по его мнению, наносят ущерб народному хозяйству.
Уже в 60-е годы он критиковал регулирование цен в жилищном секторе и в сельском хозяйстве. В 70-х годах он был , пожалуй, самым острым критиком предложения социал-демократов о фондах трудящихся. Как член специального комитета, задачей которого было предложить долгосрочные меры по улучшению функционирования экономики в конце 70-х годов, он внес ряд предложений, в том числе предложение по либерализации регулирования кредитного рынка, которое впоследствии оказало значительное влияние на экономическую политику.
В 80-е годы Линдбек исследовал прежде всего причины безработицы, а
также влияние налоговой системы на рынок труда и эффективность экономики.
При этом, в частности, он сделал вывод о важности снижения подоходных
налогов. Большие «налоговые клинья», то есть разница между зарплатой до и
после выплаты налогов, по его мнению, приводят к тому, что ресурсы не
вкладываются туда, где они более эффективны для макроэкономики.
Схожие проблемы, полагает Линдбек, наблюдаются во многих других странах Западной Европы. По его мнению, усиливающийся «склероз» экономики – из-за высоких налогов и всеохватывающего регулирования – стал главной причиной низких темпов роста в 70-х и 80-х годах.
6. Результаты, опыт и будущее шведской модели.
Итак, основные цели шведской модели – полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Сочетание общих рестрективных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты – составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Что же угрожает функционированию шведской модели?
Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной
занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись
в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики.
Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в
риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало
необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этому
в риксдаге. Рестрективная политика обычно не популярна, а период пребывания
правительства у власти короткий: общие национальные выборы проходят через
три года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при
сдерживании высокой конъюнктуры.
Другой причиной угрозы существованию модели является подрыв политики
солидарности в области зарплаты. Ее высокий дрейф, системы деления
прибылей, опционы и дополнительные льготы и привилегии свидетельствуют о
том, что структура зарплаты не отвечает требованиям рынка. В этом есть и
определенная вина профсоюзов. Ведь еще в 1951 году, при ведении политики
солидарности в области зарплаты, было одновременно отмечено, что
профсоюзные движения должны найти общепринятые нормы различий в зарплате.
Пока это не сделано, предприниматели, используя силы рынка, будут обходить
профсоюзы, и ослаблять их позиции в процессе формирования зарплаты.
Еще одна угроза шведской модели – происходящая интернационализация
шведской экономки. Ограничения на движение капиталов отменены, и процентные
ставки в Швеции должны соответствовать мировому уровню. Заграничные
инвестиции шведских компаний быстро растут, и занятость увеличивается
быстрее на дочерних иностранных, чем на материнских фирмах. Крупнейшие
шведские компании сливаются с иностранными, и создаются международные.
Шведские правила и стандарты приспосабливаются к европейским во многих
областях независимо от того, присоединится ли Швеция к ЕЭС или нет.
Затруднены возможности проведения в будущем таких девальваций шведской
кроны, которые в прошлом часто использовались для корректировки роста
издержек и повышения конкурентоспособности шведского экспорта. Все это
усложняет проведение национальной экономической политики.
Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в
будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства
– видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать
изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохраняется ли специфические
черты шведской модели – низкая безработица, политика солидарности в области
зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой
государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же
модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.
Кроме того, кое у кого может создаться впечатление, что шведская модель есть нечто твердое и окончательное и шведы закончили все необходимые реформы и могут сейчас почивать на лаврах. Но это вовсе не так, и можно сказать, что, например, рынок труда и трудовые отношения в 60-е годы и в конце 80-х годов заметно отличались. Постоянно проводятся реформы, и с течением времени то, что называется шведской моделью, постоянно подвержено изменениям. В этом и состоит процесс развития шведской модели и возможность ее приспособления к изменяющимся условиям.