Система социальной защиты в условиях рынка
p> Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. Так, в Болгарии в состав такой корзины на семью из двух человек включались 552 позиции, из трех -
639, а из четырех - 652. потребительская корзина составляется из 149 позиций по продовольственным товарам (или 23-27% общего количества позиций названных трех типов семей) с таким расчетом, чтобы структура еды обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал, для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123. В 1988 г. уровень прожиточного минимума по отношению к среднедушевому доходу в этой стране составил 69%.

В Венгрии в 1991 г. среднемесячный прожиточный минимум городской семьи из четырех человек составил 32.6 тыс форинтов (или приблизительно 400 дол.).

В Белоруссии и республиках Прибалтики для расчета прожиточного минимума берется показатель социального прожиточного минимума, в России,
Казахстане - физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен показатель среднедушевых минимальных потребительских бюджетов, которые обеспечивали бы норму калорийности для трудоспособных мужчин в суме 3050 ккал. и 2525 ккал. для трудоспособных женщин.

С минимальным уровнем заработной платы тесно связан критерий бедности.

Важным элементом программы социальной защиты населения является регулирование заработной платы независимо от сферы деятельности и профессии, формы собственности. Так, в развитых странах Запада осуществляется прямое регулирование заработной платы в госсекторе.
Специальным законодательством устанавливаются права и обязанности занятых в госаппарате, военнослужащих, выборных лиц. Как правило, в США и др. странах
Запада заработная плата в госсекторе ниже, чем в частном, но для работников и служащих первого существует значительно большая гарантия занятости, более высокие социальные выплаты и т.д..

Зарплата для наемных работников регулируется с помощью коллективных договоров и тарифных соглашений. Более широкий круг вопросов регулируется коллективными договорами. У них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление дополнительного питания и др. В тарифном соглашении устанавливаются минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации. Тарифное соглашение при участии представителей предприятия и работников составляется при посредничестве государства. Это выступает гарантом его выполнения.
Однако, на деле такая практика просуществовала совсем не долго, разбившись об амбиции руководителей предприятий и профсоюзов. В настоящий момент регулирование отношений работник - работодатель осуществляется при помощи контрактов, трудовых соглашений, что даёт широкое поле для произвола администрации в условиях самоустранения профсоюзов от защиты прав трудящихся.

Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения является индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она применяется во всех развитых странах. В отдельных странах некоторые профсоюзы добивались полной компенсации роста цен. В России проведена лишь незначительная компенсация роста цен (см. табл.3), остаётся лишь на бумаге
Указ о компенсации вкладов населения, утраченных в результате либерализации цен в 1992 году.

Табл.3 Изменение средней начисленной заработной платы работников и индексов потребительских цен.
|Год |Средняя з/п в разах к 1991 |Цены в разах к 1991 году |
| |году | |
|1992 |13,4 |26,1 |
|1994 |296,4 |772,7 |
|1995 |615,5 |1787,3 |

Во всякой рыночной экономике существует система компенсационных выплат, представляющая собой важную часть доходов населения. Такая система необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает" прирост денежных доходов населения в любой стране. У нас же этот процесс шел в последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем практически отсутствовало.

В СССР в 1971-1975 к. повышение цен поглощало около ЗО% прироста среднедушевых денежных доходов населения, в 1976-1980 гг. - уже 50, в 1981-
1985 гг. - 60, а в 1986.г.- 52%. Особенно активным этот процесс стал и период предоставления самостоятельности предприятиям, введения договорных цен и, тем более, при их либерализации.

Для того, чтобы провести удовлетворительную индексацию, необходимо и исключительно важно иметь обоснованную "точку отсчета" - индекс роста потребительских цен. Он рассчитывается ежеквартально, нарастающим итогом с начала года на основе статистических данных, полученных в ходе наблюдений за изменениями розничных цен в государственной, кооперативной и частной торговле и сфере услуг по фиксированному набору потребительских товаров и услуг (исключая, разумеется, то, что в потреблении необязательно), обычно называемому “потребительской корзиной". Ее структура и величина неодинаковы не только для различных государств (в том числе входящих в СНГ), но и для разных регионов, административных образований.

Пенсии, социальные пособия, пособия по безработице будут индексироваться из средств Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования и Фонда содействия занятости; индексация стипендий будет происходить за счет соответствующих бюджетов, а сбережений трудящихся и государственных ценных бумаг - из доходов Сберегательного банка и Государственного бюджета
России. Это должно привести к более динамичной политике сберегательных банков и страховых учреждений, которым необходимо максимально эффективно размещать свои ресурсы, чтобы за счет процентных ставок индексировать сбережения граждан и страховые взносы. Если не индексировать сбережения, вкладчики будут активно снимать деньги со своих счетов и хранить их, например, в долларах, инвестируя тем самым экономику США.

Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США,
Японии, Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной
Европы. Выполняя по отношению к значительной части населения защитные функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов, и с последним обстоятельством было бы опрометчиво не считаться.

Согласно оценкам Международной Организации Труда (МОТ), в России эффективность программ социальной помощи, рассчитанная, как удельный вес средств, поступающих семьям, живущим за чертой бедности, в суммарных социальных трансфертах составляет 19%(в большинстве развитых стран - 30 -
40%). При этом надо учитывать, что доля населения за чертой бедности у нас значительно выше.

В сфере социального страхования примером неэффективных расходов является дотирование предприятиям на санаторно-курортное обслуживание работников. По своей экономической природе эти расходы являются скрытой формой субсидирования неконкурентноспособной сети пансионатов, домов отдыха и санаториев. Беднейшие работники всё равно не в состоянии приобрести путёвку даже со скидкой, и пособие достаётся фактически работникам с достаточно высоким уровнем оплаты труда.

В сфере социальных пособий главной проблемой остаётся безадресность выплат. Их основные компоненты: пособия и компенсационные выплаты на детей.
Эти выплаты с 1992 по 1994 год возросли в 30 раз и достигли 0,7% от ВВП.
Задержки этих платежей практически повсеместно составляют от 2 до 8 месяцев. Для обеспечения адресности пособий возможны разные подходы, в том числе совмещающие проверку нуждаемости с распределением величины по категориям.

В сфере дотирования жилищно-коммунального хозяйства предлагается переложить всё бремя расходов с государства на домохозяйства, с компенсацией малоимущим этих расходов. В свете постоянных задержек выплат со стороны государства выполнение этих проектов представляется трудноосуществимым и грозящим социальной нестабильностью.

В области здравоохранения предлагается: сужение сферы прямого бюджетного финансирования в пользу финансирования из страховых источников; предоставление пациентам реального выбора среди организаций обязательного медицинского страхования; внедрение эффективной системы регулирования и надзора за ними.

В сфере образования предлагается развитие механизмов подушевого финансирования, а также введение единой общегосударственной системы вступительных экзаменов в ВУЗы.

Реформа системы пенсионного обеспечения с финансовой точки зрения представляет собой особый случай. Это связано с тем, что при заданных нормах социального обеспечения обязательства государства в перспективе будут нарастать по мере старения населения. Последний фактор особенно серьёзные финансовые последствия будет иметь для пенсионного обеспечения и здравоохранения.

Пенсионная система России организована по распределительному принципу. В соответствие с ней пенсии выплачиваются из текущих пенсионных взносов работающих. Соотношение работающие - пенсионеры сейчас 2:1 , и ставка взносов в пенсионный фонд равна 29% от фонда заработной платы.
Однако, согласно долгосрочному демографическому прогнозу к 2050 году оно составит 1:1,1 - т.е. выплаты должны будут возрасти до 60%. В свете этих данных не совсем понятна позиция нового Закона о пенсиях, экономически стимулирующая сокращение рождаемости. С точки зрения предотвращения кризиса наиболее предпочтителен переход к пенсионной системе, основанной на накопительных принципах. Именно пенсионные сбережения служат во многих странах источником долгосрочных производственных инвестиций. Кроме того явными преимуществами такой системы является финансовая нечувствительность к численности пенсионеров в стране, сравнительно низкие ставки обязательных пенсионных взносов, увеличение нормы сбережений в стране, создающей предпосылки для установления устойчивых темпов экономического роста.


3.1.Социальная защита в Советский период.

В конце 1991 - начале 1992 года перед российским правительством, приступившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема выбора парадигмы включения социальной политики в экономическую стратегию.
Концепция реформы изначально исходила из необходимости повышения эффективности функционирования хозяйственной системы. При этом социальная сфера рассматривалась в качестве элемента общей экономической стратегии.
Степень свободы экономического манёвра по существу была ограничена лишь опасностью социальных кризисов, обойти которые стремились, впрочем, не с помощью решения социальных проблем, а путём наращивания карательного аппарата государства. Развитие социальной сферы после прихода реформаторов к власти даже не называлось в качестве явной цели реформы, несмотря на многочисленные декларации о «социально-ориентированной экономике».

Недостаточность, а точнее, практически отсутствие социальной защиты населения в годы перестройки объясняется в первую очередь недальновидностью политики правительств-реформаторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать