639, а из четырех - 652. потребительская корзина составляется из 149 позиций по продовольственным товарам (или 23-27% общего количества позиций названных трех типов семей) с таким расчетом, чтобы структура еды обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал, для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123. В 1988 г. уровень прожиточного минимума по отношению к среднедушевому доходу в этой стране составил 69%.
В Венгрии в 1991 г. среднемесячный прожиточный минимум городской семьи из четырех человек составил 32.6 тыс форинтов (или приблизительно 400 дол.).
В Белоруссии и республиках Прибалтики для расчета прожиточного
минимума берется показатель социального прожиточного минимума, в России,
Казахстане - физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен
показатель среднедушевых минимальных потребительских бюджетов, которые
обеспечивали бы норму калорийности для трудоспособных мужчин в суме 3050
ккал. и 2525 ккал. для трудоспособных женщин.
С минимальным уровнем заработной платы тесно связан критерий бедности.
Важным элементом программы социальной защиты населения является
регулирование заработной платы независимо от сферы деятельности и
профессии, формы собственности. Так, в развитых странах Запада
осуществляется прямое регулирование заработной платы в госсекторе.
Специальным законодательством устанавливаются права и обязанности занятых в
госаппарате, военнослужащих, выборных лиц. Как правило, в США и др. странах
Запада заработная плата в госсекторе ниже, чем в частном, но для работников
и служащих первого существует значительно большая гарантия занятости, более
высокие социальные выплаты и т.д..
Зарплата для наемных работников регулируется с помощью коллективных
договоров и тарифных соглашений. Более широкий круг вопросов регулируется
коллективными договорами. У них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются
продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению
к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление
дополнительного питания и др. В тарифном соглашении устанавливаются
минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные
гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации. Тарифное
соглашение при участии представителей предприятия и работников составляется
при посредничестве государства. Это выступает гарантом его выполнения.
Однако, на деле такая практика просуществовала совсем не долго, разбившись
об амбиции руководителей предприятий и профсоюзов. В настоящий момент
регулирование отношений работник - работодатель осуществляется при помощи
контрактов, трудовых соглашений, что даёт широкое поле для произвола
администрации в условиях самоустранения профсоюзов от защиты прав
трудящихся.
Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения
является индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она
применяется во всех развитых странах. В отдельных странах некоторые
профсоюзы добивались полной компенсации роста цен. В России проведена лишь
незначительная компенсация роста цен (см. табл.3), остаётся лишь на бумаге
Указ о компенсации вкладов населения, утраченных в результате либерализации
цен в 1992 году.
Табл.3 Изменение средней начисленной заработной платы работников
и индексов потребительских цен.
|Год |Средняя з/п в разах к 1991 |Цены в разах к 1991 году |
| |году | |
|1992 |13,4 |26,1 |
|1994 |296,4 |772,7 |
|1995 |615,5 |1787,3 |
Во всякой рыночной экономике существует система компенсационных выплат, представляющая собой важную часть доходов населения. Такая система необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает" прирост денежных доходов населения в любой стране. У нас же этот процесс шел в последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем практически отсутствовало.
В СССР в 1971-1975 к. повышение цен поглощало около ЗО% прироста
среднедушевых денежных доходов населения, в 1976-1980 гг. - уже 50, в 1981-
1985 гг. - 60, а в 1986.г.- 52%. Особенно активным этот процесс стал и
период предоставления самостоятельности предприятиям, введения договорных
цен и, тем более, при их либерализации.
Для того, чтобы провести удовлетворительную индексацию, необходимо и исключительно важно иметь обоснованную "точку отсчета" - индекс роста потребительских цен. Он рассчитывается ежеквартально, нарастающим итогом с начала года на основе статистических данных, полученных в ходе наблюдений за изменениями розничных цен в государственной, кооперативной и частной торговле и сфере услуг по фиксированному набору потребительских товаров и услуг (исключая, разумеется, то, что в потреблении необязательно), обычно называемому “потребительской корзиной". Ее структура и величина неодинаковы не только для различных государств (в том числе входящих в СНГ), но и для разных регионов, административных образований.
Пенсии, социальные пособия, пособия по безработице будут
индексироваться из средств Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования
и Фонда содействия занятости; индексация стипендий будет происходить за
счет соответствующих бюджетов, а сбережений трудящихся и государственных
ценных бумаг - из доходов Сберегательного банка и Государственного бюджета
России. Это должно привести к более динамичной политике сберегательных
банков и страховых учреждений, которым необходимо максимально эффективно
размещать свои ресурсы, чтобы за счет процентных ставок индексировать
сбережения граждан и страховые взносы. Если не индексировать сбережения,
вкладчики будут активно снимать деньги со своих счетов и хранить их,
например, в долларах, инвестируя тем самым экономику США.
Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США,
Японии, Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в
последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной
Европы. Выполняя по отношению к значительной части населения защитные
функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов, и с
последним обстоятельством было бы опрометчиво не считаться.
Согласно оценкам Международной Организации Труда (МОТ), в России
эффективность программ социальной помощи, рассчитанная, как удельный вес
средств, поступающих семьям, живущим за чертой бедности, в суммарных
социальных трансфертах составляет 19%(в большинстве развитых стран - 30 -
40%). При этом надо учитывать, что доля населения за чертой бедности у нас
значительно выше.
В сфере социального страхования примером неэффективных расходов является дотирование предприятиям на санаторно-курортное обслуживание работников. По своей экономической природе эти расходы являются скрытой формой субсидирования неконкурентноспособной сети пансионатов, домов отдыха и санаториев. Беднейшие работники всё равно не в состоянии приобрести путёвку даже со скидкой, и пособие достаётся фактически работникам с достаточно высоким уровнем оплаты труда.
В сфере социальных пособий главной проблемой остаётся безадресность
выплат. Их основные компоненты: пособия и компенсационные выплаты на детей.
Эти выплаты с 1992 по 1994 год возросли в 30 раз и достигли 0,7% от ВВП.
Задержки этих платежей практически повсеместно составляют от 2 до 8
месяцев. Для обеспечения адресности пособий возможны разные подходы, в том
числе совмещающие проверку нуждаемости с распределением величины по
категориям.
В сфере дотирования жилищно-коммунального хозяйства предлагается переложить всё бремя расходов с государства на домохозяйства, с компенсацией малоимущим этих расходов. В свете постоянных задержек выплат со стороны государства выполнение этих проектов представляется трудноосуществимым и грозящим социальной нестабильностью.
В области здравоохранения предлагается: сужение сферы прямого бюджетного финансирования в пользу финансирования из страховых источников; предоставление пациентам реального выбора среди организаций обязательного медицинского страхования; внедрение эффективной системы регулирования и надзора за ними.
В сфере образования предлагается развитие механизмов подушевого финансирования, а также введение единой общегосударственной системы вступительных экзаменов в ВУЗы.
Реформа системы пенсионного обеспечения с финансовой точки зрения представляет собой особый случай. Это связано с тем, что при заданных нормах социального обеспечения обязательства государства в перспективе будут нарастать по мере старения населения. Последний фактор особенно серьёзные финансовые последствия будет иметь для пенсионного обеспечения и здравоохранения.
Пенсионная система России организована по распределительному
принципу. В соответствие с ней пенсии выплачиваются из текущих пенсионных
взносов работающих. Соотношение работающие - пенсионеры сейчас 2:1 , и
ставка взносов в пенсионный фонд равна 29% от фонда заработной платы.
Однако, согласно долгосрочному демографическому прогнозу к 2050 году оно
составит 1:1,1 - т.е. выплаты должны будут возрасти до 60%. В свете этих
данных не совсем понятна позиция нового Закона о пенсиях, экономически
стимулирующая сокращение рождаемости. С точки зрения предотвращения кризиса
наиболее предпочтителен переход к пенсионной системе, основанной на
накопительных принципах. Именно пенсионные сбережения служат во многих
странах источником долгосрочных производственных инвестиций. Кроме того
явными преимуществами такой системы является финансовая нечувствительность к численности пенсионеров в стране, сравнительно низкие ставки обязательных пенсионных взносов, увеличение нормы сбережений в стране, создающей предпосылки для
установления устойчивых темпов экономического роста.
3.1.Социальная защита в Советский период.
В конце 1991 - начале 1992 года перед российским правительством,
приступившим к проведению радикальных реформ, стояла проблема выбора
парадигмы включения социальной политики в экономическую стратегию.
Концепция реформы изначально исходила из необходимости повышения
эффективности функционирования хозяйственной системы. При этом социальная
сфера рассматривалась в качестве элемента общей экономической стратегии.
Степень свободы экономического манёвра по существу была ограничена лишь
опасностью социальных кризисов, обойти которые стремились, впрочем, не с
помощью решения социальных проблем, а путём наращивания карательного
аппарата государства. Развитие социальной сферы после прихода реформаторов
к власти даже не называлось в качестве явной цели реформы, несмотря на
многочисленные декларации о «социально-ориентированной экономике».
Недостаточность, а точнее, практически отсутствие социальной защиты населения в годы перестройки объясняется в первую очередь недальновидностью политики правительств-реформаторов.