Социально-экономическая роль торговой фирмы на рынке потребительских товаров
p> По ценовым уровням реализуемых товаров исследуемый магазин можно отнести к магазинам среднего уровня цен. Такие магазины рассчитаны на обслуживание наиболее массовых покупателей и имеют наибольшие возможности построения широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими различные контингенты покупателей.

Продажа товаров осуществляется традиционным методом, т.е. через прилавок.

По размеру торговой площади магазин № 7 «Птица»является средним магазином. К средним магазинам в условиях городской застройки относят обычно магазины, с торговой площадью от 251 до 1000 кв.м. Торговая площадь магазина № 7 «Птица» составляет 400 кв.м.

Магазин № 7 «Птица» по типу здания является встроенно-пристроенным, т.е. одна часть помещений (административно-бытовые) расположена на первом этаже жилого дома, а другая часть (торговый зал) вынесена за пределы габаритов дома в виде пристроенного унифицированного блока. Это здание отвечает всем необходимым требованиям, а именно: архитектурно-строительным, экономическим, технологическим, санитарно-гигиеническим.

Магазин имеет зону для парковки индивидуального транспорта. Все зоны хорошо благоустроены и создают благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей.

Для беспрепятственного движения покупателей устроен тротуар. Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования создана хозяйственная зона.

Интерьер торгового зала оформлен просто и лаконично и подчиняется своему основному назначению – выделить товар и подчеркнуть его потребительские свойства для удобства покупателей. Конфигурацию торгового зала магазина можно считать рациональной, так как его форма приближена к квадрату.

Далее проведем анализ степени удовлетворения спроса покупателей в магазине № 7 «Птица».

Основу коммерческой деятельности магазина № 7 «Птица» на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворения спроса покупателей. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия. Развитию товарооборота магазина № 7 придается большое значение, так как товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок и его конкретную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.

На первом этапе анализа товарооборота магазина № 7 «Птица» следует рассмотреть его развитие в динамике. Табл. 2.

Таблица 2.

Развитие товарооборота в динамике, тыс.р.
|Периоды |Фактический |Цепные темпы |Базисные темпы |
| |розничный |роста |роста |
| |товарооборот, |товарооборота, |товарооборота, |
| |тыс.р. |% |% |
| |В |В |В |В |В |В |
| |дейст-|сопоста-в|дейст-в|сопос-т|дейст-в|сопос-т|
| |вую-щи|имых |ую-щих |ави-мых|у-щих |ави-мых|
| |х |ценах |ценах |ценах |ценах |ценах |
| |ценах | | | | | |
|1997 базисный |24348 |24348 |100.0 |100.0 |100.0 |100.0 |
|год | | | | | | |
|1998 прошлый |31598 |16372.02 |129.8 |67.2 |129.8 |67.2 |
|год | | | | | | |
|1999 отчетный |38916 |28826.67 |123.2 |176.1 |159.8 |118.4 |
|год | | | | | | |

В соответствии с табл.2, данные об объеме розничного товарооборота магазина № 7 «Птица» в действующих ценах говорит об увеличении. За три года розничный товарооборот магазина возрос на 59,8% или на 14568 тыс.р. (38916-
24348), в том числе за счет увеличения количества реализованных товаров
(физического объема товарооборота) на 18,4%, что составляет 4480,03 тыс.р.
(24348*18,4:100), и в связи с повышением розничных цен на товары – на 41,4%
(59,8-18,4).

Потери покупателями денежных ресурсов от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в магазине) составили
10089,33 тыс.р. (38916-28826,67).

Среднегодовой темп роста товарооборота магазина № 7 «Птица» в действующих ценах за три года составил 126,4% (Трост=(38916:24348=1,264 или
126,4%), а среднегодовой темп роста товарооборота в сопоставимых ценах равен 108,8% ((28826,67:24348=1,088 или 108,8%)

Товарооборот является одним из показателей, характеризующих степень удовлетворения спроса на товары. Данные табл.2 свидетельствуют о том, что розничный товарооборот в значительной степени увеличивается из года в год, что обусловлено увеличением спроса на товары, продаваемые в магазине № 7
«Птица».

Далее приводим анализ розничного товарооборота по кварталам, месяцам.
Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяет спрос покупателей на товары. Ритмичность развития товарооборота магазина № 7 «Птица» представлена в табл.3.

Таблица 3
Ритмичность развития товарооборота магазина в действующих ценах по месяцам и кварталам, тыс.р.

|Месяц и |Фактич|Отчетный год |Отклонение |В % к |
|кварталы |ески | | |прошлому |
| |за | | |году |
| |прош-л| | | |
| |ый год| | | |
| | |План |Факти-ч|% |От плана|От | |
| | | |ески |выпол-не| |прошлого| |
| | | | |ния | |года | |
| | | | |плана | | | |
| | | | | | | | |
|Январь |2743 |3433 |3511 |102,3 |+78 |+768 |128,0 |
|Февраль |2687 |3298 |3417 |103,6 |+119 |+730 |127,2 |
|Март |2643 |3227 |3302 |102,3 |+75 |+659 |124,9 |
|Итого за | | | | | | | |
|1 кв. |8073 |9958 |10230 |102,7 |+272 |+2157 |126,7 |
|Апрель |2638 |3148 |3278 |104,1 |+130 |+640 |124,3 |
|Май |2607 |3022 |3146 |104,1 |+124 |+539 |120,7 |
|Июнь |2564 |2987 |3054 |102,2 |+67 |+490 |119,1 |
|Итого за | | | | | | | |
|2 кв. |7809 |9157 |9478 |103,5 |+321 |+1669 |121,4 |
|Итого за | | | | | | | |
|1 пол. |15882 |19115 |19708 |103,1 |+593 |+3826 |124,1 |
|Июль |2553 |2823 |2805 |99,4 |-18 |+252 |109,9 |
|Август |2548 |2747 |2987 |108,7 |+240 |+439 |117,2 |
|Сентябрь |2597 |2858 |3128 |109,4 |+270 |+531 |120,4 |
|Итого за | | | | | | | |
|3 кв. |7698 |8428 |8920 |105,8 |+492 |+1222 |115,9 |
|Итого за | | | | | | | |
|9 мес. |23580 |27543 |28628 |103,9 |+1085 |+5048 |121,4 |
|Октябрь |2623 |3203 |3385 |105,7 |+182 |+762 |129,1 |
|Ноябрь |2672 |3309 |3412 |103,1 |+103 |+740 |127,7 |
|Декабрь |2723 |3427 |3491 |101,9 |+64 |+768 |128,2 |
| |
|Продолжение таблицы 3 |
|Месяц и |Фактич|Отчетный год |Отклонение |В % к |
|кварталы |ески | | |прошлому |
| |за | | |году |
| |прош-л| | | |
| |ый год| | | |
| | |План |Факти-ч|% |От плана|От | |
| | | |ески |выпол-н| |прошлого| |
| | | | |ения | |года | |
| | | | |плана | | | |
| | | | | | | | |
|Итого за | | | | | | | |
|4 кв. |8018 |9939 |10288 |103,5 |+349 |+2270 |128,3 |
|Итого за | | | | | | | |
|2 пол. |15716 |18367 |19208 |104,6 |+341 |+3492 |122,2 |
|Всего за | | | | | | | |
|год |31598 |37482 |38916 |103,8 |+1434 |+7318 |123,2 |

Магазин № 7 «Птица» успешно выполнил план розничного товарооборота во всех месяцах отчетного года, кроме июля. Потери в товарообороте в связи с этим составили 18 тыс.р., или 0,05% к плановому годовому товарообороту
(18:37482*100). Основной причиной недовыполнения плана является перебои в снабжении магазина куриной продукции (т.к. в этот период Кировградская птицефабрика была закрыта на санацию и продукция поступала в узком ассортименте и в небольшом количестве.

По сравнению с прошлым годом во всех кварталах и месяцах наблюдается рост товарооборота. Наибольший процент перевыполнения плана был достигнут в
4 квартале (128,3%), наименьший в 3 квартале (115,9%).

Таким образом, реализация товаров увеличивается, а вместе с тем удовлетворяется спрос покупателей.

Равномерность развития товарооборота можно проанализировать, используя данные табл.4.

Товарооборот магазина № 7 «Птица» распределялся неравномерно.
Наиболее напряженный был четвертый квартал, наименее напряженным – третий квартал. Это объясняется тем, что покупательский спрос в 3 квартале снижается (т.к. большинство покупателей в этот период используют продукты самостоятельно выращенные в садах, на дачах и т.д.)

Таблица 4

Информация о доле каждого квартала в годовом товарообороте магазина, %

|Кварталы |Факти-ческ|Отчетный год |Отклонение |
| |и за | | |
| |прошлый | | |
| |год | | |
| | |План |Факт |От плана |От факта |
|1 |25,55 |26,57 |26,29 |+0,47 |-0,28 |
|2 |24,71 |24,43 |24,36 |-0,35 |-0,07 |
|3 |24,36 |22,49 |22,92 |-1,44 |+0,43 |
|4 |25,38 |26,51 |26,43 |+1,05 |-0,08 |
|Всего за год |100,0 |100,0 |100,0 |- |- |

А в 4 квартале наблюдается рост покупательского спроса, это связано с тем, что начинаются холода, потребители чаще покупают товары в магазинах, а так же в связи с праздничными днями. Для определения равномерности развития розничного товарооборота магазина целесообразно составить график выполнения плана по месяцам, что отражено на рис.1.

В магазине № 7 «Птица» коэффициент ритмичности за отчетный год составил 0,92 (11:12), или ритмичность розничной реализации товаров по месяцам изучаемого периода составила 92%, что свидетельствует о высокой ритмичности выполнения плана товарооборота.

Коэффициент равномерности составил 97,37%. Таким образом, неравномерность выполнения плана товарооборота по месяцам в магазине в
1999г. составила 2,63%, что является положительным показателем и подтверждает равномерную реализацию товаров в 1999г. (расчет показателей представлен в приложении), а также равномерное удовлетворение спроса на продукты питания магазина № 7 «Птица».

После изучения общего объема розничного товарооборота переходим к анализу его состава.

Равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам отчетного года

Рис.1.

По составу розничный товарооборот подразделяют на продажу товаров населению и мелкооптовый отпуск товаров. Анализ состава товарооборота представлен в табл.5.

Магазин № 7 «Птица» перевыполнил план продаж товаров населению в действующих ценах на 7,2%, или на 1667,4 тыс.р. (24906,24-23238,84), при недовыполнении плана по мелкооптовому отпуску товаров на 1,6%, что составляет 233,4 тыс.р. (14009,76-14243,16). Более высокими темпами растет реализация товаров в динамике. Увеличивается объем продаж по мелкооптовому отпуску товаров, это связано с открытием филиала на Фестивальной, где товары продаются как в розницу, так и оптом со скидкой.

В целом данная таблица свидетельствует об удовлетворенном спросе покупателей на товары магазина №7 «Птица».

Магазин №7 «Птица» обеспечивает население всеми необходимыми продовольственными товарами. В связи с этим следует изучить степень выполнения плана и динамику по отдельным товарным группам и товарам, обеспечение бесперебойной торговли, соблюдение ассортиментного перечня в отделах магазинов, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать