Максимальная прибыль будет составлять: D – AТC.
Второй подход: сопоставление общего дохода фирмы и общих издержек. Прибыль фирмы максимальна, если разница между общим доходом и общими издержками является наибольшей.
Таблица 7. Исходные данные 1.
Совокупный продукт (Q), в ед.
Средние общие издержки
Цена за килограмм(P)
Общий доход(TR)
Предельный доход(MR)
Предельные издержки
(ATC = TC/Q).
(MC = ∆TC/∆Q)
1
2
3
4
5
6
1
190
500
500
500
90
2
135
400
800
300
80
3
113,33
300
900
100
70
4
100
240
960
60
60
5
94
200
1000
40
70
6
91,67
160
960
-40
80
7
91,43
130
910
-50
90
8
93,75
100
800
-110
110
9
97,78
70
630
-170
130
10
103
50
500
-130
150
Рисунок 6. Первый метод определения максимизации прибыли, объёма производства и цены.
Таблица 8. Исходные данные 2.
Совокупный продукт (Q), в ед.
Общий доход(TR)
Цена за килограмм(P)
Общие издержки (TC = TFC + TVC), в тыс. руб.
1
2
3
4
0
0
100
1
500
500
190
2
800
400
270
3
900
300
340
4
960
240
400
5
1000
200
470
6
960
160
550
7
910
130
640
8
800
100
750
9
630
70
880
10
500
50
1030
Рисунок 7. Второй метод определения максимизации прибыли, объёма производства и цены.
Тестовые задания
1. Предметом экономики является:
а) выяснение законов экономического развития;
б) разработка принципов экономической политики;
в) анализ механизма функционирования экономических систем;
г) анализ эффективного использования ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения потребностей.
Г. [1]
2. Нормативная экономика изучает:
а) что есть;
б) что будет;
в) что должно быть.
Ответ: В.[2]
3. Позитивная экономика изучает:
а) национальную экономику в целом;
б) оценочные суждения об экономике;
в) экономическую реальность.
Ответ: В.[3]
4. Общим свойством экономических ресурсов является их:
а) ограниченное количество;
б) полезность;
в) ценность.
Ответ: А.[4]
5. Ниже представлены четыре альтернативных варианта производства продуктов А и В:
А 0 1 2 3;
В 5 4 2 0.
а) постройте кривую производственных возможностей;
б) определите вмененные издержки второй единицы продукта А;
4 – 2 = 2.
в) чему равны совокупные вмененные издержки двух единиц продукта А.
Они равны 2 + (5 - 4) = 3.
6. Каждая точка кривой производственных возможностей представляет собой:
а) максимально возможный объем производства двух продуктов при любых вариантах затрат ресурсов;
б) максимально возможный объем производства двух продуктов при данных ресурсах;
в) максимальна возможный объём производства любого количества продуктов при данных ресурсах.
Ответ: Б.[5]
7. Точка внутри кривой производственных возможностей означает, что:
а) ресурсы общества используются неэффективно;
б) ресурсов не достаточно для производства данного товарного набора;
в) ресурсы используются рационально.
Ответ: А.[6]
8. Точка вне кривой производственных возможностей означает, что
а) ресурсы общества используются неэффективно;
б) производство данного варианта невозможно при данных ресурсах;
в) ресурсы используются рационально.
Ответ: Б.
9. Нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется:
а) ограниченностью ресурсов;
б) падением эффективности:
в) существованием вмененных издержек.
Ответ: А.
10. Если количество применяемых ресурсов увеличивается, то:
а) кривая производственных возможностей изменит свою траекторию;
б) сдвинется влево;
в) сдвинется вправо.
Ответ: В
11. Какова альтернативная стоимость учёбы в университете?
Она равна самой полной стоимости учёбы.
12. Почему во время второй мировой воины резко возросла оплата труда домашней прислуги?
В США до начала второй мировой войны существовала значительная безработица. Возможно, что домашней прислуге приходилось работать за гроши. Штаты развернули производство вооружений для нужд войны, стали выпускать невероятно большое количество продукции и одновременно увеличили объём производства потребительских товаров. Появились новые хорошо оплачиваемые рабочие места, а у прислуги появился стимул уйти работать на завод, где больше платят. Поэтому резко возросла оплата при работе в частном доме.
13. Когда профессиональный бейсбольный клуб предлагает детскому дому пятьдесят бесплатных билетов, во что обходится клубу один билет? Имеет ли значение, на какую именно игру предлагаются билеты? Почему клубу стоило бы дороже отдать билеты студентам, чем бедным сиротам?
Если отдать билеты сиротам, то это является одновременно благотворительностью и рекламой, за что бейсбольный клуб получит от государства налоговые льготы. Для государства не имеет значения, на какую именно игру предлагаются билеты, для рекламы эффективности рекламной компании – значение существенное..
14. Выбор положения на кривой производственных возможностей служит важнейшим фактором экономического роста. Почему?
Это связано с тем, что выбор теперешнего положения на кривой производственных возможностей определяет будущее положение этой кривой. Избрав сегодня выпуск большего объёма «товаров для будущего» (средства производства, научные исследования, образование, профилактическая медицина), за счёт уменьшения «товаров для настоящего» (одежда, предметы питания, аксессуары, автомобили), страна сумеет обеспечить больший экономический рост.
Задача.
На основе приведенных ниже данных по статьям расходом и статьям дохода определите величину ВНП и ЧНП:
a) государственные закупки товаров и услуг - 60;
б) конечное потребление населения - 230;
в) доходы от собственности - 80;
г) прирост запасов материальных оборотных средств - 34;
д) амортизационные отчисления - 25;
е) дивиденды -10;
ж) заработная плата наемных работников - 200;
з) косвенные налоги на бизнес- 15;
и) чистые внутренние инвестиции - 28;
к) трансфертные выплаты – 10;
л) налоги на доходы корпораций - 28;
м) поступление процентов от вложенного капитала - 10;
н) прибыль корпорации - 50;
о) личные сбережения -15.
Решение.
ВНП = 200 + 80 + 10 + 28 + 10 + 50 + 15 + 25 + Рента = 418 + Рента
ЧНП = 418 + Рента – 25 = 393
[1] Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М.: Инфра-М, 2001. – С. 13.
[2] Там же. – С. 10.
[3] Там же. – С. 10.
[4] Там же. – С. 25.
[5] Там же. – С. 29.
[6] Там же. – С. 30.