Социально-экономическая ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе

- пенсионеры, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф - 114 человек, средний размер пенсии по этой категории составил 1907,5 рубля;

- пенсионеры-госслужащие - 16 человек, средний размер пенсии по этой категории составил 3385,1 рубля;

- социальные пенсии - 4923 человека, средний размер пенсии по этой категории составил 1 308,1 рубля.

Расходы на выплату пенсий за 2002 год составили 1568,1 млн. рублей. Управлениями (отделами) Пенсионного фонда РФ по ЯНАО за 2002 год назначено 7739 пенсий. На территорию автономного округа прибыло из других регионов России 1076 получателей пенсий. За этот же период выбыло в связи с выездом за пределы автономного округа 2744 получателей пенсий.

Социальное обеспечение населения

За последние годы в округе расширилась сеть учреждений социального обслуживания населения. В муниципальных образованиях работают 13 учреждений, оказывающих социальные услуги:

г. Салехард - муниципальный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Доверие" и центр социальной помощи населению,

г. Губкинский - центр социальной помощи семье и детям,

г. Ноябрьск - социальный приют для детей и центр реабилитации инвалидов,

г.Муравленко - социальный приют для детей и подростков "Солнечный",

Пуровский район - социальный приют для несовершеннолетних "Луч надежды" и центр социальной помощи населению,

Красноселькупский район - социальный приют для детей и подростков и дом-интернат для престарелых и инвалидов,

г. Новый Уренгой - центр социальной помощи населению,

Тазовский район - дом-интернат для престарелых и инвалидов,

Лабытнанги п.Харп - госучреждение социального обслуживания населения "Мядико".

В 2002 году стационарами и отделениями дневного пребывания этих учреждений была оказана помощь 7837 человекам.Кроме того, комитетами социальной защиты населения муниципальных образований постоянно оказывается социальная помощь на дому нуждающимся гражданам: социально-медицинские, социально-психологические, социально-бытовые, правовые, информационные и многие другие услуги, предоставляемые детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, малообеспеченным и многодетным семьям, инвалидам и ветеранам.

Жилищная политика

Общий объем жилищного фонда в автономном округе на начало 2002 года составил 8705,4 тыс. кв. м, что на 2% выше показателя 2001 года. В настоящее время показатель среднедушевой обеспеченности жильем по Ямало-Ненецкому автономному округу составляет 17,2 кв. м общей жилой площади на человека, что ниже среднероссийского уровня на 2,0 кв. м. Самый высокий показатель обеспеченности в г. Надым (21,2 кв. м/чел) и г. Салехарде (20,3 кв. м/чел). Минимальный показатель обеспеченности по округу в Тазовском, Приуральском, Шурышкарском районах (11,5 кв. м/чел). Без учета ветхого и аварийного жилищного фонда данный показатель изменяется. Наименьший показатель обеспеченности без учета ветхого жилфонда в Приуральском районе (4,9 кв. м/чел), наибольший - в г. Надым (20,7 кв. м/чел).

Четверть жилищного фонда автономного округа составляют индивидуальные жилые дома и однокомнатные квартиры. Около половины фонда составляют двухкомнатные квартиры и только треть жилищ состоит из трёх и более комнат.

Около 58% всего жилфонда автономного округа сосредоточено в городах Ноябрьск, Надым и Новый Уренгой. На шесть сельских районов автономного округа приходится менее 16% общего объема жилфонда. Примерно одинакова доля в общем объеме жилфонда у муниципальных образований г. Салехард, г. Лабытнанги, Пуровский район.

Общий объем ветхого и аварийного жилищного фонда всех форм собственности по данным Тюменского областного комитета государственной статистики составил 806,5 тыс. кв. метров, по данным администраций муниципальных образований объем ветхого и аварийного жилищного фонда - 1294,8 тыс. кв. метров или 14,9% от общего объема жилфонда округа. Для городов автономного округа проблема ветхого жилья включает наличие многочисленных "вагон-городков", "промзон" и других видов построек, приспособленных для временного проживания граждан. Данные помещения, приспособленные для временного проживания, достались муниципальным образованиям в "наследство" от ведомств, осваивающих в 70-80 годы нефтегазовые месторождения ЯНАО. Для сельских районов проблема ветхого жилья заключается в наличии большого объема жилфонда в деревянном исполнении постройки до 1980 года без благоустройства и минимального набора потребительских качеств, отвечающих санитарно-техническим требованиям. Наибольший удельный вес ветхого жилья в общем объеме жилфонда занимает ветхое жилье в Приуральском районе (58%). В Ямальском районе ветхий жилищный фонд составляет 19%, в Салехарде и Шурышкарском районе более 14%. Прирост ветхого жилья в автономном округе ежегодно составляет 15-17% (около 90 тыс. кв. м), наиболее быстрыми темпами идет обветшание деревянного жилфонда.

Ввод жилья на территории автономного округа за счет всех источников составил 156,1 тыс. кв. метров общей площади, что на 32,5% выше уровня 2001 года. На долю г. Салехарда пришлось 55% введенного в 2002 году жилья.

В целом по автономному округу на начало 2002 года на учете состояло 35,4 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что составило 21% от общей численности населения округа. В сельских районах по состоянию на 1 января 2002 года на учете состояло 5,9 тыс. семей (22,4% от общей численности населения сельских районов). Число очередников в течение последних лет продолжает расти. Наибольший удельный вес очередников в общей численности населения приходится на Приуральский район (40%), наименьший - в Пуровском районе (12%). В 2001 году улучшили свои жилищные условия 2191 семья (6,2% от числа семей состоящих на учете), из них 482 сельских семьи (8% от числа семей, состоящих на учете и проживающих в сельской местности). Общая площадь квартир, заселенных семьями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, составила на конец 2001 года 112,5 тыс. кв. м, из них 23,3 тыс. кв. метров - семьями, проживающими в сельских районах.

В развитие политики региональных и местных органов власти, направленной на решение важнейшей социальной проблемы улучшения жилищных условий населения, реализуются федеральные и окружные целевые программы, направленные на решение жилищных проблем отдельных категорий граждан, и программные мероприятия по развитию системы ипотечного жилищного кредитования. С использованием механизма ипотечного кредитования реализуются мероприятия по улучшению жилищных условий населения в муниципальных образованиях гг. Губкинский, Новый Уренгой, Ноябрьске и Пуровском районе автономного округа. На данных территориях созданы и действуют фонды по строительству и ипотечному кредитованию. Дальнейшее успешное развитие системы ипотечного кредитования в округе требует привлечения, как бюджетных средств, так и средств организаций, а так же решения вопроса о предоставлении налоговых льгот организациям, инвестирующим средства в развитие ипотечного кредитования на территории ЯНАО.

Государственные программы

Федеральные программы

Реализация мероприятий федеральных целевых программ на территории автономного округа осуществляется за счет средств федерального, окружного, местных бюджетов и внебюджетных источников.

На реализацию федеральных программ за счет средств всех источников финансирования в отчетном периоде направлено 255,9 млн. рублей, что на 9,0% больше, чем в 2001 году. Мероприятия программ профинансированы на 99,8%, выполнены на 97,0% к утвержденному на год объему финансирования.

Лимиты финансирования за счет средств федерального бюджета на 2002 год утверждены по 12 федеральным программам и подпрограммам в объеме 107,2 млн. рублей, что составляет 42,0% от общего объема финансирования федеральных программ. Мероприятия профинансированы на 99,7%, выполнены на 99,0% к объему финансирования, утвержденному на 2002 год.

Не освоены федеральные средства по программе "Государственные жилищные сертификаты", в связи с тем, что в настоящее время получателями сертификатов осуществляется подбор вариантов, оформление и регистрация приобретенного жилья (срок реализации выданных сертификатов истекает в феврале и в мае 2003 года).

Из окружного бюджета мероприятия федеральных программ профинансированы на 41,2 млн. рублей, выполнены на 37,9 млн. рублей, что составляет соответственно 100,0% и 91,9% к утвержденному лимиту.

Не полностью освоены средства окружного бюджета по подпрограмме "Обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" федеральной программы "Жилище", поскольку квартиры для приобретения жилья реабилитированным гражданам, проживающим в г. Салехард, зарезервированы в строящемся доме, сдача которого перенесена на 2003 год.

За счет средств местных бюджетов мероприятия федеральных программ профинансированы на 86,4 млн. рублей и выполнены на 83,2 млн. рублей или 100,0% и 96,3% к утвержденному лимиту соответственно.

За счет привлеченных средств внебюджетных источников мероприятия федеральных программ профинансированы и выполнены полностью в сумме 21,1 млн. рублей.

Приоритетными направлениями реализации федеральных программ на территории автономного округа являются:

- государственная поддержка развития экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера;

- строительство жилья за пределами округа, оказание государственной поддержки гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера" реализуется на территории автономного округа с 1991 года за счет средств федерального бюджета. Государственным заказчиком программы является Министерство экономического развития и торговли РФ.

Утвержденный лимит государственных инвестиций данной программы на 2002 год по статье "Капитальные вложения" - 5,5 млн. рублей, что ниже необходимой финансовой потребности в 40-50 раз, по статье "Прочие расходы" федеральное финансирование не предусмотрено.

Мероприятия программы выполнены и профинансированы полностью. Средства направлены на жилищное и производственное строительство. В рамках программы осуществлялось строительство 16 квартирного жилого дома в п.Тарко-Сале Пуровского района, 10-ти одноквартирных домов в п.Салемал Ямальского района, а также двухквартирного жилого дома в п.Аксарка и ДЭС в п.Зеленый Яр Приуральского района.

В целях комплексного подхода к решению жилищной проблемы в автономном округе реализуется федеральная программа "Жилище", которая включает подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты", "Обеспечение жильем участников последствий радиационных аварии и катастроф", финансирование реализации ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим, из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать