«донором» всей экономики республики. Но для этого необходимы значительные капитальные вложения. Вместе с тем, Правительство республики четко определило свою принципиальную позицию, заключающуюся в том, что принятие решений, проектирование и функционирование туристской инфраструктуры Адыгеи должно опираться на имеющуюся законодательно-правовую базу в области экологии, охраны природу и туризма.
Следуя данному направлению Президент Республики Адыгея в 1992 г. издал
Указ о преобразовании Министерства культуры в Министерство культуры и
туризма. Эт означало, что впервые в структурах исполнительной власти
появился орган, призванный осуществлять государственную политику в области
туризма. В январе 1993 г. было принято постановление Президиума Верховного
Совета Республики Адыгея, в котором говорится: «Правопреемником
собственности туристско-экскурсионных учреждений, входивших в состав
упраздненного ТЭПО «Адыгеятурист», решено считать Республику Адыгея в лице
Комитета по управлению государственным имуществом».
Верховный Совет Республики Адыгея в апреле 1993 г. принял
Постановление «О состоянии и проблемах туризма в Республики Адыгея», в
котором говорится:
Считать туризм приоритетным направлением развития инфраструктуры Республики
Адыгея.
Утвердить Постановление ВС РА №221 от 22. 01. 93 г. «О собственности
туристско-экскурсионных предприятий РА».
Правительству Республики Адыгея в целях развития туризма и во исполнение
Указа Президента РФ от 10. 02. 93 г. «О мерах по государственной поддержке
экономического и социального развития Республики Адыгея» обеспечить
необходимыми средствами для становления отрасли... Правительству Республики
Адыгея выделить средства для ремонта и реконструкции туристических баз
республики».
В целях упорядочения деятельности туристско-экскурсионных предприятий
и организаций и защиты интересов потребителей, повышения качества
обслуживания населения, обеспечения их безопасности, соблюдения
экологических санитарных норм и в соответствии с Указом Президента РА №105
от 30 сентября 1993 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности на
территории Республики Адыгея», Кабинет министров — Правительство Республики
Адыгея постановляет:
Утвердить временное положение «О порядке лицензирования туристско-
экскурсионной деятельности на территории Республики Адыгея».
Установить, что физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность
в сфере туризма, независимо от форм собственности, необходимо получить
лицензию на право осуществления туристско-экскурсионной деятельности.
При осуществлении видов туристско-экскурсионной деятельности без лицензии
юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с
действующим законодательством РФ и Республики Адыгея.
Ввести в действие временное положение «О порядке лицензирования туристско-
экскурсионной деятельности на территории Республики Адыгея» с 15 марта 1994
г. Понимание Правительством Республики Адыгея бесперспективности
дальнейшего ресурсопотребляющего пользования природой явилось предпосылкой
к переориентации социально-экономического развития горной части республики,
где в качестве приоритетных экономических ценностей выступают рекреационные
ресурсы.
В целях сохранения историко-культурного наследия, уникальных
экологических свойств, обеспечения рационального использования природно-
рекреационного материала, улучшения социально-экологического положения
предгорных районов Адыгеи; а также совершенствования организации лечения и
отдыха граждан, развития внутреннего и международного туризма и спорта,
Президент Республики Адыгея своим Указом от 30 мая 1994 г. объявил о
создании особо охраняемой эколого-туристской территории «Фишт»
республиканского значения в Майкопском районе с центром в пос.
Каменномостском.
Эта территория включает в себя 120 тыс. га. На ней проживает почти 15
тыс. человек. В соответствии с решением Правительства реконструируется,
получившая статус федеральной, автодорога Майкоп — Гузерипль, строятся
новые и реконструируются существующие мосты. Начаты работы по строительству
ЛЭП, что позволяет обеспечить устойчивое энергоснабжение отдаленных
поселков, в частности, Хамышки и Гузерипль.
Президент поручил Кабинету Министров, Правительству РА разработать
проект государственной долговременной программы комплексного развития ЭТТ
«Фишт». При разработке программы будут предусмотрены вопросы решения
следующих задач:
- значительное улучшение использования рекреационных возможностей территории, с учетом предельных видов нагрузок на природную среду;
- принятие радикальных мер по сохранению историко-культурного наследия предгорного района Адыгеи;
- улучшение социально-экономического положения населения предгорного района, в том числе первоочередные мероприятия по строительству природоохранных объектов, созданию инженерной и социальной инфраструктуры территории;
- круглогодичное комплексное функционирование территории, как основного центра лечения и отдыха граждан;
- использование акционерных и кредитных форм привлечения финансовых ресурсов для развития рекреационного комплекса;
- превращение территории в отечественный и международный туристский центр за счет активизации внешнеэкономической деятельности и создания соответствующего правового режима для привлечения иностранных инвестиций;
- обеспечение рационального использования и возобновления природно- рекреационных ресурсов;
- установление плат за использование уникальных природно-рекреационных ресурсов;
- усиление в перспективе зависимости бюджета территории от результатов финансово-хозяйственной деятельности находящихся там предприятий и учреждений, ориентированных на рациональное использование природно- рекреационного потенциала территории.
Другим принципиально важным шагом становления туризма в Адыгее стало
принятие Законодательным Собранием (ХАСЭ) — Парламентом Республики Адыгея
20 июля 1995 г. Закона Республики Адыгея «О туризме». Закон регулирует
отношения в области организации и развития туризма в Республике Адыгея,
регламентирует права и ответственность субъектов предпринимательской
деятельности всех форм собственности, осуществляющих свою деятельность в
сфере туризма, устанавливает меры их защиты и поддержки, определяет
основные принципы государственного регулирования туристской деятельности.
Необходимость принятия Закона «О туризме» обусловлена, в первую очередь,
необходимостью создать правовую базу для развития этой наиболее
перспективной отрасли республики. Важность и необходимость его принятия
подчеркнул и Президент Республики Адыгея А. А. Джаримов: «Развивая туризм,
мы поднимем Адыгею». Следует отметить, что в Российской Федерации закона о
туризме еще нет, но длительная и кропотливая работа по подготовке проекта
позволила изучить и использовать опыт субъектов Российской Федерации и
зарубежный опыт законотворчества в этой сфере.
Определяя права, обязанности и ответственность туристов, Закон в 3 и 4
главах регламентирует и деятельность субъектов туристской деятельности.
Так, определяя право на туристскую деятельность субъектами туризма, Закон
регулирует вопросы лицензирования туристской деятельности, налогообложения,
квотирования посещения историко-культурных и природных объектов, туризма на
особо охраняемых природных территориях, включая заповедники, национальные
парки, заказники, дендрологические парки и ботанические сады. Гарантируя
охрану прав предпринимателей в сфере туризма, Закон декларирует и
определяет как сферу компетенции органов государственной власти и
управления в области туризма, так и очерчивает границы государственного
регулирования в области туризма.
Так, компетенция Российской Федерации в сфере туризма определяется
Законом и иными нормативами и правовыми актами, принятыми в соответствии с
Конституцией РФ и Федеративным договором.
Компетенция Государственного Совета — ХАСЭ Республики Адыгея в сфере туризма распространяется на утверждение программ развития туризма, участие в законо-творческой деятельности Российской Федерации о туризме, на контроль за выполнением законов и иных нормативных актов, направленных на развитие туристской деятельности в Республике Адыгея, на разработку и утверждение принципов и порядка лицензирования туристской деятельности в республике.
К важнейшим направлениям деятельности Кабинета Министров Республики
Адыгея в сфере туризма относятся: обеспечение условий для приоритетного
развития туризма; управление государственной собственностью, используемой в
туризме; организация и осуществление контроля за деятельностью специальных
служб по обеспечению безопасности туристов.
Особое внимание в Законе уделяется государственному регулированию в сфере туризма. Актуальность и целесообразность его подтверждена как зарубежным опытом, так и отечественной практикой последних лет.
Важным документом для развития и становления туристской индустрии в
республике стала целевая программа «Развитие туризма в Республике Адыгея»
на 1997— 2005 гг., которая была утверждена постановлением Кабинета
Министров Республики Адыгея от 30. 12. 96 г. № 485. Целью программы
является создание социально-экономических и организационных предпосылок для
перерастания туризма в ведущую отрасль республики. Среди важнейших
направлений программы следует отметить:
- создание условий для развития и обновления материально-технической базы туризма;
- определение приоритетных направлений развития туристского потенциала региона;
- проведение льготной налоговой инвестиционной и целевой политики;
- расширение связей в сфере туристской деятельности с регионами России и зарубежными странами; — научное и информационное обеспечение туризма;
- поддержка малого бизнеса и предпринимательства в сфере туризма.
Совершенно очевидно, что полнота и эффективность государственной
поддержки и государственного регулирования, достижение целей и выполнение
задач, определенных Государственной программой, в значительной степени
будут зависеть от умелой работы государственного органа управления туризмом
Адыгеи.
Основными задачами государственного органа управления туризмом в
республике Закон определяет:
- участие в разработке и реализации государственной помощи в области иностранного и внутреннего туризма;
- организация разработки и реализация республиканских программ развития туризма;
- подготовка проектов законодательных актов и иных нормативных документов по вопросам туризма;
- координация и организация деятельности государственных учреждений, предприятий, организаций, действующих в области туризма с целью повышения их конкурентоспособности и улучшения качества туристских услуг;
- поддержка малого и среднего бизнеса в сфере туризма и создание благоприятных условий для его развития;
- разработка и организация мероприятий по обеспечению безопасности туристов и оказания необходимой помощи лицам, терпящим бедствие.