Социальные проблемы малого бизнеса в Северо-Западном регионе
РЕФЕРАТ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
МАЛОГО БИЗНЕСА
В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ РЕГИОНЕ
2004 г
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Введение.................................................................................................................................................. 3
1.Анализ проблем малого предпринимательства............................................................................ 4
1.1.Понятие малого предпринимательства..................................................................................... 4
1.2.Анализ проблем, с которыми сталкиваются субъекты МП в ходе своей деятельности... 5
2.Проблемы малого бизнеса в Северо-Западном регионе на примере г.Санкт-Петербурга...... 8
Губернатор Санкт-Петербурга....................................................................................................... 12
Заключение........................................................................................................................................... 14
Список литературы............................................................................................................................ 15
Введение
Актуальность темы. Изменение социальной структуры российского общества привело к появлению новых социальных слоев и групп, которые определяют лицо современного и будущего общества. Не последнее место здесь занимает предпринимательство, как особая социальная группа, оказывающая большое влияние на жизнедеятельность населения.
Недостаточная эффективность действующей в России системы государственной поддержки малого предпринимательства во многом определяется неудовлетворительно сформированной в базовом законе, регулирующем цели, задачи, направления и формы поддержки малого бизнеса, позицией государства, плохо отражающей складывающиеся реалии и потребности бизнеса.
Многие нормы Федерального закона от 14 июля 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» вызывали нарекания с самого момента его принятия. В последние годы дискуссия по поводу норм Закона, их действенности и направлений изменения получила новый виток, связанный с тем, что большая часть норм Закона на практике почти не выполнялась, часть из них так и продолжала носить декларативный характер, некоторые вступили в противоречие с нормами принятого позднее законодательства.
Так, к примеру, со вступлением в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации была поставлена под сомнение легитимность (законность) статуса государственных фондов поддержки малого предпринимательства в части фи-нансово-кредитной поддержки малого бизнеса бюджетными ресурсами. Федеральные программы, которые, по сути, должны приниматься ежегодно, принимаются на период 2, а то и 3 года. Ситуация на федеральном уровне в результате проецируется и на ситуацию в регионах.
Эти факты порождают целый комплекс социальных проблем, разрешение которых является, прежде всего, государственной задачей.
Цель реферата – обозначить наиболее острые проблемы, свойственные развитию малого бизнеса на примере Северо-Западного региона.
1.Анализ проблем малого предпринимательства
1.1.Понятие малого предпринимательства
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия).(рис.1)
Рис.1.Субъекты малого бизнеса
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Каждый гражданин в РФ вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом он лишь должен пройти государственную регистрацию.
Эта форма предпринимательства обладает рядом преимуществ. Одно из них заключается в том, что индивидуальный предприниматель получает удовлетворение, работая на самого себя. Он может самостоятельно принимать решения о продолжительности рабочего дня, о количестве и составе наемных работников, о величине цен на выпускаемые и продаваемые товары или оказываемые услуги. Он сам вправе выбрать, расширять ли масштабы своей деятельности или сокращать, а главное - может индивидуально присвоить всю полученную прибыль.
Однако небольшой масштаб отдельного индивидуального предпринимательства отражает его ограниченные финансовые возможности, поскольку гражданин, самостоятельно организующий бизнес, обычно имеет меньший капитал, чем группа людей, и чаще сталкивается с трудностями при попытке получить ссуду.
1.2.Анализ проблем, с которыми сталкиваются субъекты МП в ходе своей деятельности
Общие условия ведения бизнеса складываются из большого числа факторов, по-разному влияющих на деятельность субъектов малого предпринимательства. В то же время даже влияние одних и тех же факторов может проявляться по-разному в начале деятельности (в процессе открытия бизнеса и на первом этапе его развития) и в дальнейшем.
Как показывают исследования[1], в начале своей деятельности наиболее серьезными проблемами для субъектов МП являются высокая налоговая нагрузка и нестабильность налогового законодательства, а также нехватка собственных финансовых средств для развития (см. табл. 1). Чуть менее остро перед ними стоят проблемы высоких арендных ставок на помещения и трудности с получением банковского кредита.
Таблица 1
Наиболее значимые
проблемы, по мнению опрошенных субъектов МП,
с которыми они сталкивались в начале своей деятельности[2]
Проблема
Процент опрошенных, ответивших «сильно влияли»
Процент опрошенных, ответивших «не влияли» и «слабо влияли»
1. Нестабильность налогового законодательства
51,4
25
2. Высокая налоговая нагрузка
50,8
22,8
3. Нехватка собственных финансовых средств для развития
47,8
26,5
4. Высокие ставки арендной платы
33,6
45,5
5. Трудности с получением банковского кредита
32,9
51
Практически для всех МП, осуществляющих свою
деятельность в розничной торговле и сфере оказания услуг, актуальна проблема
доступа к помещениям на этапе образования. Также следует отметить, что субъекты
малого бизнеса, предоставляющие бизнес-услуги, испытывают трудности в момент
открытия
с поиском квалифицированных специалистов и реализацией своих услуг,
а МП бытового обслуживания населения - ощущают нехватку необходимого
оборудования.
Далее представляется целесообразным посмотреть, с
какими проблемами сталкиваются предприниматели в ходе хозяйственной
деятельности в настоящее время (см. табл. 2). Так, наиболее серьезными
проблемами для субъектов МП
в ходе их деятельности являются нестабильность налогового законодательства,
высокая налоговая нагрузка, высокие ставки арендной платы, нехватка собственных
финансовых средств для развития, проблемы со сбытом товаров (работ, услуг) и
невозможность взять банковский кредит.
Сравнивая две таблицы, нетрудно заметить, что в целом набор проблем остается неизменным, только при осуществлении деятельности предпринимателей уже в большей мере начинает занимать проблема реализации своей продукции. В связи с этим можно констатировать, что основные проблемы, с которыми предприниматели сталкивались при организации своего бизнеса, так и не разрешились за последние 3-5 лет, а только усугубились.
Таблица 2
Наиболее значимые
проблемы, по мнению опрошенных субъектов МП,
с которыми они сталкиваются в ходе своей деятельности[3]
Проблема
Процент опрошенных, ответивших «сильно влияли»
Процент опрошенных, ответивших
«не влияли» и
«слабо влияли»
1.
Нестабильность налогового
законодательства
52,4
24,1
2. Высокая налоговая нагрузка
51,3
22,9
3. Нехватка собственных финансовых средств для развития
46,2
32,3
4. Высокие ставки арендной платы
34,6
47,5
5. Трудности с получением банковского кредита
29,8
55,2
Страницы: 1, 2