В зависимости от характера экономического ущерба и причин его возникновения используются различные источники возмещения ущерба: себестоимость продукции, прибыль, фонд оплаты труда, накладные расходы. От правильного определения причин возникновения и источников возмещения ущерба решающим образом зависит эффективность организации не только работы по рассмотрению претензий на предприятии, но и всей системы внутризаводских экономических отношений. Более того, при необъективном определении размеров ущерба, его характера и источника его возмещения система экономических взаимоотношений сама может нанести ущерб экономике предприятия.
Вклад каждого подразделения в экономику предприятия может быть измерен с помощью показателей прибыли и рентабельности.
Фактическая рентабельность производства i-го подразделения (Рф) измеряется путем деления скорректированной прибыли подразделения ([pic]) на фактические добавленные издержки ([pic]):
[pic]
Прибыль подразделения необходимо скорректировать на величину изменения издержек производства, возникающую в процессе производственно-хозяйственной деятельности подразделений, а также на величину экономического ущерба от санкций:
[pic], где
[pic] — смета добавленных издержек производства i-го подразделения;
[pic] — единая норма рентабельности, устанавливаемая для всех подразделений, Рн = q;
[pic] — перерасход (–) или экономия (+) фактических добавленных издержек i- го подразделения по сравнению со сметой добавленных издержек;
[pic] — величина экономического ущерба в размере санкций
по претензиям к i -му подразделению со стороны j-го подразделения.
Такой подход позволит установить причины изменения фактической прибыли подразделений, связанные с изменением по сравнению со сметой добавленных издержек, а также с экономическим ущербом по санкциям. Перерасход фактических добавленных издержек по сравнению с нормативными должен покрываться за счет прибыли производственного подразделения. Следовательно, фактическая прибыль подразделения уменьшается по сравнению с нормативной на величину перерасхода добавленных издержек. Соответственно экономия добавленных издержек приводит к увеличению прибыли.
Суть применения разработанной системы на ЗАО “Минерал”.
Экономические стандарты внутризаводских отношений на предприятии предлагаю рассмотреть в виде описанной схемы, с оговоркой ответственности подразделений друг перед другом. Для этого необходимо выделить схему услуг, предоставляемых одними подразделениями другим. Она приведена ниже.
Схема предоставления услуг
РМУ – ремонтно-механический уч-к; ЭЭЦ – электроэнергетический уч-к;
ЦФС – цех формовочных смесей; ГЦ – горный цех;
ЖДЦ – железнодорожный цех; Помол – уч-к помола глины
основной.
Для более полного определения предоставления услуг между подразделениями необходимо более детально рассмотреть данную схему и анализ штрафов, чтобы определить обязанности и ответственность подразделений друг перед другом.
Анализ штрафов предприятия за 2001 год.
|Месяц |Сумма, грн. |Причины, повлекшие выплату штрафов. |
|Январь |2500 |Срыв отгрузки горным цехом (несвоевременное |
| | |уведомление о поломке, что повлекло более |
| | |длительный ремонт и простой оборудования) |
|Февраль |1000 |Срыв отгрузки на ЦФС (несвоевременное уведомление |
| | |о поломке, что повлекло более длительный ремонт и |
| | |простой оборудования) |
|Март |1700 |Срыв отгрузки ГЦ (несвоевременное выполнение |
| | |кап.ремонта оборудования горного цеха.) |
|Апрель |1500 |Срыв отгрузки на участке помола (несвоевременное |
| | |уведомление о поломке, что повлекло более |
| | |длительный ремонт и простой оборудования) |
|Май |500 |Простой вагонов (некачественная мойка) |
|Июнь |– | |
|Июль |2500 |Невыполнение планов перевозок (несвоевременное |
| | |уведомление о поломках оборудования ЖДЦ) |
|Август |300 |Простой вагонов (некачественная мойка) |
|Сентябрь |2000 |Срыв отгрузки горным цехом (несвоевременное |
| | |уведомление о поломке, что повлекло более |
| | |длительный ремонт и простой оборудования) |
|Октябрь |320 |Погрузка брака (несоответствие сортов) |
|Ноябрь |1000 |Некачественный ремонт оборудования ГЦ |
|Декабрь |320 |Погрузка брака (несоответствие сортов) |
|Итого |13640 | |
Из данного анализа можно сделать выводы, по вине которых подразделений предприятие потерпело убытки и определить обязанности этих подразделений друг перед другом во избежание штрафных санкций в будущем.
Основным производственным подразделением является горный цех который обслуживают такие подразделения: железнодорожный участок, ремонтно- механический участок и электроэнергетический участок.
Для начала необходимо определить обязанности этих подразделений в общей схеме предоставления услуг.
Для обеспечения бесперебойной работы горного участка необходимо условие качественной работы вспомогательных подразделений. Так железнодорожный участок обязан своевременно предоставить в забой чистые вагоны, РМУ и ЭЭЦ обязаны своевременно и качественно выполнять ремонтные работы при своевременном уведомлении о поломках.
Горный цех имеет право требовать от железнодорожного участка своевременной подачи чистых вагонов в забой, и в случае невыполнения данных условий, если не выполнен план отгрузки, или подача грязных вагонов привела к браку продукции (браком считается грязная продукция или несоответствие сортов), требовать от железнодорожного участка полного возмещения ущерба от штрафных санкций.
При выполнении всех условий перед горным цехом железнодорожный участок вправе требовать своевременной погрузки качественной продукции и отсутствие брака. При не выполнении данных условий все штрафные санкции по этих пунктах возмещает горный цех.
В случае простоя оборудования по вине ремонтных подразделений РМУ или
ЭЭЦ, несвоевременное или некачественное выполнение ремонта, штрафными
санкциями облагаются именно те подразделения, по вине которых произошел
простой оборудования.
В свою очередь ремонтные подразделения имеют право требовать от всех участков своевременного уведомления о поломках. В случае невыполнения данного условия РМУ и ЭЭЦ обязаны предоставить отчет о дальнейших поломках, которые произошли из-за несвоевременного уведомления. Следовательно, виновная сторона обязана уплатить все штрафные санкции за время простоя и оплатить дополнительные ремонтные работы.
Взаимоотношения участка помола и ЦФС с горным цехом строятся на поставке сырья посредством железнодорожного участка по предварительным заявкам, которые подаются ежемесячно ЖДЦ и ГЦ. В остальном, отношения с ЖДЦ и с другими подразделениями остаются те же, с теми же условиями и ответственностью.
Существует ряд проблем для каждого подразделения, из-за которых допускаются невыполнения заданных условий.
Для ремонтных подразделений существует проблема несвоевременных ремонтов, так как некоторые дорогостоящие узлы и агрегаты требуют длительного поиска и доставки.
Решение этой проблемы заключается в активизации службы снабжения,
которым для немедленного выполнения заявки ремонтных подразделений,
необходимо заключить договора с заводами изготовителями тех или иных узлов
и агрегатов на срочную внеочередную поставку запчастей по первому
требованию, или телефонному извещению с последующей оплатой. Также
необходимо создать минимальный запас запчастей на базе РМУ и ЭЭЦ с
небольшим сроком службы, это позволит немедленно устранить неисправность по
первому требованию, и значительно уменьшить время простоя оборудования.
Такие мероприятия разрешат проблему своевременного ремонта и простоя
оборудования.
Проблема горного цеха заключается в своевременной погрузке качественной продукции и в отсутствии брака. Продукция считается бракованной, если не соответствует сортность или продукция грязная. Решение проблемы несоответствия сортности, полностью зависит от активизации и мобильности сотрудников лаборатории, и сбыта. Так вагоны с не соответствующей сортностью нужно выгружать, или переадресовать, что значительно уменьшит потери предприятия в целом. А во избежание погрузки брака, сотрудники лаборатории обязаны своевременно уведомлять о наличии того или иного сорта в забое.
Для железнодорожного участка существует проблема с очисткой вагонов, которая происходит на специально оборудованной мойке, в зимний период времени (обмерзание). В связи с этим вагоны в зимний период после мойки остаются недостаточно очищенными, что приводит к погрузке продукции в грязные вагоны, которая впоследствии признается бракованной. Эти условия приводят к тому, что предприятие в зимнее время не имеет возможности реализовать продукцию высших сортов (потребители либо отказываются от заказа, либо покупают по меньшей цене), а это приводит к недополучению прибыли в значительных размерах.
Так, например если в теплое время года предприятие в среднем отгружает
250 вагонов, или 17,2 тыс. тонн продукции с высокой сортностью, цена
которой составляет в среднем 50 грн./тонну. Следовательно, предприятие
получает 860 тыс. грн. выручки за реализацию высших сортов в месяц.
В зимний же период времени по известным причинам предприятие не имеет возможности предоставить потребителю высшие сорта с соответствующим качеством, и продает тот же объем той же продукции по цене низших сортов, которая колеблется в пределах 45 грн./тонну. Следовательно, в зимний период времени предприятие за реализацию высших сортов получает 774 тыс. грн. за месяц.
Отсюда можно сделать вывод, что при неизменной отгрузке высших сортов при неизменных ценах предприятие за год получает 10320 тыс. грн. выручки. С учетом же изменения цен в зимний период предприятие получает за год 9976 тыс. грн. Следовательно, из-за некачественной мойки в зимний период предприятие ежегодно недополучает 344 тыс. грн. выручки.
Одним из вариантов решения проблемы заключается в постройке помещения для удерживания теплого воздуха, и мойке горячей водой. Смета капитальных и текущих затрат приведена ниже.
Смета затрат для постройки помещения мойки.
|Статья затрат |Сумма, грн. |
|Капитальные затраты, итого |421401 |
|Разработка проектной документации. |1500 |
|Строительные материалы |365000 |
|Заработная плата |34650 |
|Отчисления на заработную плату |12751 |
|Энергоносители |3000 |
|Амортизация |1000 |
|Прочие расходы |3500 |
|Текущие затраты за год, итого |45444 |
|Заработная плата |8000 |
|Отчисления на заработную плату |2944 |
|Электроэнергия |25000 |
|Текущий ремонт |5000 |
|Амортизация |1000 |
|Плата за землю |1000 |
|Плата за загрязнение окружающей среды |1000 |
|Прочие расходы |1500 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10