Существующая система ценообразования делает практически невозможным привлечение инвестиционных ресурсов для развития отрасли.
Использование нормативной себестоимости как базы для формирования
тарифов приводит к тому, что структура тарифа не соответствует структуре
реальных финансовых потребностей предприятия. Во-первых, нормативная
себестоимость на большинстве предприятий существенно отличается от
фактической, что вызывает сомнения в обоснованности некоторых нормативов.
Нормативы зачастую не учитывают специфики деятельности конкретного
предприятия: состояния основных средств, плотности населения и т.д.. Во-
вторых, использование нормативных данных вместо фактических приводит к
непрозрачности финансовой отчетности предприятия, искажению реальной
картины положения дел на предприятии. В-третьих, поскольку нормативный
процент рентабельности в большинстве случаев устанавливается произвольным
образом, в тарифе никак не учитываются реальные потребности предприятия в
прибыли для финансирования инвестиций в основные и оборотные средства,
погашения кредитов и процентов и т.д., что создает неблагоприятные условия
для развития предприятия и привлечения инвестиций. Поэтому расчет тарифа на
основе нормативно-расчетной себестоимости не отражает реальное финансовое
состояние коммунальных предприятий.
Существующая система ценообразования рассматривает процесс
предоставления той или иной жилищно-коммунальной услуги как деятельность
одной организации, выполняющей основной объем работ по оказанию услуги, а
не как совокупность взаимодействий нескольких хозяйствующих субъектов.
Такая ситуация приводит к тому, что деятельность отдельных организаций,
технологически задействованных в предоставлении услуги, не учитывается при
формировании тарифов на жилищно-коммунальную услугу. Так, например, при
формировании тарифа на отопление нередко исходят из стоимости производства
тепла, не учитывая стоимость транспорта тепла по разводящим квартальным и
внутридомовым сетям.
Существующая система ценообразования не учитывает формирование конкурентных взаимоотношений в ряде подотраслей жилищно-коммунального хозяйства. Формирование конкурентных отношений, в частности, в сфере работ по обслуживанию жилищного фонда, приводит к формированию рыночных цен на конкретные виды услуг на некотором сегменте рынка. Практика показала, что эти цены существенно ниже нормативно-расчетных. Кроме того, эти цены могут отличаться от одного сегмента рынка к другому. Однако, в настоящее время отсутствует методическая база для увязки совокупности рыночных цен на определенные виды работ по предоставлению той или иной жилищно-коммунальной услуги с формированием тарифа на эту услугу.
В рамках существующей системы ценообразования не решены методические
вопросы рассмотрения тарифов: объективные и субъективные условия, которые
могут инициировать процесс рассмотрения тарифов; порядок рассмотрения
тарифов; необходимый и достаточный объем информации.
Основными недостатками существующих процедур являются:
. закрытость процедуры утверждения тарифов для многих заинтересованных сторон;
. отсутствие срока действия тарифа, что создает ситуацию экономической неопределенности как для предприятий, так и для потребителей;
. отсутствие “прозрачности” при утверждении тарифа.
Отсутствует методология определения тарифа на ту или иную жилищно- коммунальную услугу, если она предоставляется на территории муниципального образования несколькими предприятиями по разным ценам ввиду, например, объективно разной стоимости тепловой энергии от разных источников или разных конкурсных цен на обслуживание жилищного фонда. Такая ситуация часто приводит к тому, что утверждаемый тариф не формирует реальный объем финансовых средств, необходимый для предоставления услуги в пределах муниципального образования. Указанные несоответствия практики преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве и старого механизма ценообразования в отрасли делают задачу формирования методологических подходов к механизмам ценообразования одной из наиболее серьезных и актуальных проблем отрасли.[ ]
1.3. Проблемы проведения тарифной политики и пути ее совершенствования
Проводимая на местах тарифная политика даже в реалиях сегодняшнего дня в максимальной степени направлена на получение бюджетного финансирования, что, в свою очередь, в силу ограниченности последнего приводит к торможению развития сферы жилищно-коммунальных услуг. Социальным критерием является платежеспособность населения, определяемая динамикой среднедушевого дохода граждан и фактической долей расходов на оплату услуг в доходах населения.
В настоящее время ценовой контроль, осуществляемый по ряду услуг органами государственной власти, а по ряду услуг органами местного самоуправления, должен противостоять возможности предприятий-монополистов использовать монопольное положение для неоправданного роста цен. Однако, отсутствие методических материалов по проблемам ценообразования в сфере естественных локальных монополий, а также системы типовых договоров, отражающих интересы как поставщика услуги, так и ее потребителя, делает этот контроль недостаточно эффективным.
Монопольное положение предприятий отрасли приводит к недостаточно эффективному использованию имеющихся финансовых и материальных ресурсов, отсутствию оперативного реагирования на требования потребителей путем принятия адекватных экономических мер и управленческих решений, слабой восприимчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства к требованиям научно-технического прогресса, отсутствию личной заинтересованности работников в соблюдении показателей качества, надежности и экологической безопасности работ (услуг).
Антимонопольное регулирование, имеющее целью снижение негативных
последствий монопольного положения предприятий отрасли и обеспечение
безусловного соблюдения требований Закона РФ «О защите прав потребителей»
(принятого в 1996 г.), постановления Правительства «Об упорядочении системы
оплаты жилья и коммунальных услуг» (от 26 сентября 1994 г.), а также
«Правил предоставления коммунальных услуг», и «Правил предоставления услуг
по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (утвержденных постановлением
правительства РФ от 10.02.97 г.), возможно путем реализации комплекса
взаимоувязанных действий как экономического, так и административного
характера, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях. Это, конечно же, требует совершенствования функционирования таких
составляющих хозяйственного механизма как финансирование, ценообразование,
управление и взаимоотношения между всеми сторонами, участвующими в процессе
производства и получения жилищно-коммунальных услуг [10].
Одной из ключевых задач реформирования жилищно-коммунального комплекса,
как было провозглашено в постановлении Правительства РФ от 17.11.01 № 797
«О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы “Жилище” на
2002–2010 годы», является совершенствование тарифного регулирования. В этой
сфере возникло много проблем. Многие из них вызваны отсутствием единого
подхода к тарифному регулированию как к системе отношений. Это проявляется,
например, в том, что до сих пор не принят методический документ,
определяющий современный подход к формированию тарифа и действительно
отвечающий требованиям политики реформирования отрасли в плане ориентации
регулируемых предприятий на эффективную деятельность.
Введение двухставочных тарифов – это одно из направлений
совершенствования тарифного регулирования. Дело в том, что распространенная
ныне практика установления одноставочных тарифов, основанных на нормативном
потреблении ресурсов, да еще в отсутствие приборов учета, не способствует
их рациональному использованию. Зачастую потребитель или платит за
непотребленные ресурсы, или фактически расходует больше, чем предусмотрено
нормативами. Если потребитель подключен к сети, но не потребляет услугу, то
предприятие не получает никакой выручки даже за то, что осуществляет
определенную деятельность по поддержанию сетей в надлежащем состоянии.
Двухставочные тарифы во многом снимают эти вопросы и способствуют повышению
финансовой устойчивости коммунальных предприятий путем устранения риска
потерь, вызванных сезонными и климатическим факторами в потреблении
коммунальных услуг.
Действующие в настоящее время документы: Методика планирования,
учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального
хозяйства, утв. постановлением Госстроя России от 23.02.99 № 9,
Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на воду и
отведение стоков, утв. приказом Госстроя России от 28.12.2000 № 302,
Методические рекомендации по финансовому обоснованию цены на тепловую
энергию и теплоноситель, утв. приказом Госстроя России от 28.12.2000 № 304,
– не могут в полной мере удовлетворять указанным требованиям. Дело даже не
в том, что многие их положения, касающиеся состава затрат и формирования
финансовых результатов, утратили силу в связи с принятием главы 25 “Налог
на прибыль организаций” Налогового кодекса РФ и отменой Положения о составе
затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых
результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утв. постановлением
Правительства РФ от 05.08.92 № 552. Эти документы отражают систему,
основанную на затратных принципах формирования тарифа, не побуждают
коммунальные предприятия к снижению себестоимости и повышению
эффективности деятельности.[ ]
Как уже было сказано выше, снижение себестоимости приводит к
уменьшению тарифа, а поскольку прибыль рассчитывается как процент
себестоимости (норматив рентабельности), то и величина абсолютной прибыли
также снизится. С другой стороны, величины прибыли, исчисленной как процент
от себестоимости, может не хватить для финансирования необходимых расходов.
Или, наоборот, предприятие может получать необоснованно высокую прибыль.
Несмотря на то, что во всех этих документах провозглашается принцип
первичности объема финансовых средств, необходимых для реализации
производственной и инвестиционной программ предприятия, расчет экономически
обоснованного тарифа сводится к калькуляции себестоимости, выявлению
прибыли как финансового результата исходя из некоего норматива
рентабельности и т. п. При этом основополагающим является постатейный
расчет затрат на производство услуги по последовательным стадиям, т. е. так
называемый попроцессный метод, который наиболее ярко проявляется в
Методических рекомендациях по финансовому обоснованию цены на тепловую
энергию и теплоноситель. Например, статьи затрат рассчитываются
преимущественно по нормативам удельного расхода топлива, энергии и
материалов на единицу производства услуги; амортизации – по нормам
амортизации в зависимости от балансовой стоимости основных средств;
заработной платы – в зависимости от нормативной численности персонала и
величины оплаты труда согласно Межотраслевому тарифному соглашению. Иначе
говоря, данные методические документы провозглашают нормативный учет
затрат.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14