Совет директоров акционерного общества

Совет директоров акционерного общества

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ (НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ)

АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА


Акционерное общество как форма организации предпринимательской деятельности является одной из наиболее удобных и распространенных в хозяйственной жизни общества. Инвестиционная привлекательность акционерного общества зависит от наличия у него оптимального механизма управления, эффективность и прозрачность которого рассматривается потенциальными инвесторами в качестве одного из основных критериев вложения инвестиций.

Организационное единство акционерного общества подразумевает, что общество имеет устойчивую структуру и стабильные органы управления, обладающие собственной компетенцией. Поэтому возникает необходимость эффективного построения и функционирования органов юридического лица, в частности, не должно быть дублирования их полномочий. Построение эффективной системы органов юридического лица и распределение полномочий между ними призваны нейтрализовать конфликты разнонаправленных интересов, выработать общий "вектор" воли юридического лица. Однако на сегодняшний день в акционерном российском законодательстве четко не определено правовое положение совета директоров (наблюдательного совета) (далее - совет директоров) акционерного общества.

В литературе существует несколько классификаций советов директоров в зависимости от сферы исследования деятельности данного органа. Так, в историческом аспекте по степени его эволюции можно выделить "церемониальные" советы директоров (члены формально выполняют свои функции, данный орган не влияет на деятельность компании в целом), "либерализованные" (члены такого совета осуществляют свои функции более активно, и орган в ряде случаев может влиять на принятие того или иного решения общества) и "прогрессивные" (активные директора сплачиваются в одну команду и оказывают существенное влияние на политику компании).

В зависимости от методов контроля можно выделить двойные (двухпалатные) либо единые (унитарные) советы директоров (которые соответствуют аутсайдерской или инсайдерской моделям корпоративного управления).

Унитарные советы директоров характерны для англо-американской системы права. В США исполнительные (внутренние) и внешние (независимые) директора бок о бок участвуют в заседаниях совета и наделяются сходными полномочиями. Управляющие или должностные лица осуществляют повседневное руководство делами корпорации, выступая в качестве ее агентов и проводя в жизнь принципы деятельности корпорации, установленные правлением. Они являются наемными служащими, и в отличие от директоров их право на получение вознаграждения презюмируется. Управляющие могут одновременно быть и членами правления (inside directors). Директора, не входящие в состав управляющих, получили название outside directors. Хотя законодательство не разделяет компетенции исполнительных и независимых директоров и все директора несут солидарную ответственность за дела корпорации, по мнению некоторых авторов, предполагаемая роль независимых директоров представляется вполне ясной. Их задача - осуществлять независимую оценку деятельности менеджеров. Независимые директора должны сбалансировать принцип подотчетности с требованием невмешательства. На практике в США сложилось такое положение, что независимые директора главную роль видят в подборе компетентного главного исполнительного директора На практике формирование совета директоров остается неурегулированным. Все большее число независимых директоров включается в совет корпорации, во-первых, из-за изменения состава владельцев в результате роста институциональных акционеров; во-вторых, в силу рекомендаций таких независимых организаций, как, например, Комитет по финансовым аспектам корпоративных отношений, известный в Великобритании и США под названием Комитет Кэдбьюри. Кроме того, были разработаны новые Правила листинга Нью-Йоркской фондовой биржи, в которых указывается на необходимость присутствия большинства независимых членов в совете директоров компаний.

Подобная конструкция унитарного совета директоров имеет место и в ряде других стран, но со свойственными им отличительными признаками. Например, в Швеции действует система унитарных советов, но в отличие от англо-американского варианта здесь законодательно закреплено участие представителей "низшего" уровня служащих компании, в то время как участие менеджмента сведено к включению в совет президента компании. Такая практика в немалой степени является отражением общего характера социально-экономической системы, именуемой "шведским социализмом".

Совет директоров японской корпорации состоит почти полностью из исполнительных директоров, руководителей крупных отделов компании и правления. В Японии традиционно отставные чиновники министерств назначаются в состав совета директоров корпорации (речь идет о традиции - "амакудари" - переход вышедших в отставку правительственных чиновников в государственные корпорации, банки и правления директоров частных компаний, что обеспечивает этим организациям гарантию того, что их интересы будут учтены при формировании государственной политики). Например, отставной чиновник министерства финансов назначается в дирекцию банка. В отличие от англо-американской модели представители "аутсайдеров" редко встречаются в составе совета директоров японских корпораций.

Двухпалатные советы директоров характерны для немецкой системы права. Наблюдательный совет впервые был санкционирован в Германии. И в настоящее время страны, законодательство которых предусматривает создание наблюдательного совета, в основном исходят из принципов западно-германского права. Основным правовым актом, регулирующим деятельность наблюдательного совета в Германии, является Акционерный закон ФРГ от 6 сентября 1965 г. (далее - Закон ФРГ). Здесь традиционно дифференцируются функции исполнительных и независимых директоров. Согласно § 111 Закона ФРГ наблюдательный совет должен контролировать ведение дел акционерного общества, а правление в соответствии с § 90 Закона ФРГ подотчетно наблюдательному совету. Основными задачами наблюдательного совета являются: 1) назначение и отзыв членов правления и 2) контроль над их деятельностью. Контроль наблюдательного совета в Германии не ограничивается проверкой правомерности того или иного действия со стороны правления, а включает также их проверку с точки зрения целесообразности и коммерческой необходимости.

Подобная конструкция совета директоров существует и в других странах Европы, например в Голландии, но в отличие от Германии здесь служащие не допускаются в наблюдательные советы, состоящие исключительно из независимых директоров.

Существуют также государства, где возможно использование как унитарных, так и двухпалатных советов директоров. Например, во Франции в соответствии с Торговым кодексом (книга вторая данного Кодекса инкорпорировала Закон Франции от 24 июля 1966 г. "О торговых товариществах") и Законом от 15 мая 2001 г. "О новом регулировании хозяйственных отношений" (далее - Закон Франции) управление осуществляется либо административным советом, либо дирекцией и наблюдательным советом. В последнем случае в соответствии с Торговым кодексом Франции управление акционерным обществом осуществляется дирекцией, которая выполняет свои функции под контролем наблюдательного совета.

В настоящее время существует большое количество участников, воздействующих на принятие управленческих решений, и острое соперничество между ними за обеспечение собственных интересов, сохранение и расширение власти и влияния приводит к неэффективности действующей системы управления. Эффективность классической модели управленческого взаимодействия внутри акционерного общества (менеджеры - акционеры - наемные работники) объясняется тем, что за каждым из субъектов конфигурации стоит соответствующий фактор производства (предпринимательская деятельность, инвестиционный капитал, труд), определяющий общую заинтересованность в рациональной организации управления.

Система корпоративного управления в каждой стране складывается под воздействием исторических, экономических, юридических, культурных факторов, к числу которых относятся: а) структура владения акциями в корпорации; б) специфика финансовой системы в целом как механизма трансформации сбережений и инвестиций (типы и распределение финансовых контрактов, состояние финансовых рынков, типы финансовых институтов, роль банковских институтов и т.д.); в) соотношение источников финансирования корпорации; г) макроэкономическая ситуация и экономическая политика в стране; д) политическая система; е) история развития и современные особенности правовой системы и культуры; ж) сложившаяся практика деловых отношений; з) традиции и степень вмешательства государства в экономику и его роль в регулировании правовой системы. Данные факторы определяют и роль, которую советы директоров играют в деле корпоративного управления.

В 2001 г. Совет Европейского Союза (Council of the European Union) утвердил Регламент N 2157/2001 об Уставе европейской компании (далее - Регламент) и Директиву N 2001/86/ЕС  (далее - Директива), дополняющую Устав европейской компании по вопросам участия наемных работников, в результате чего появилась новая наднациональная организационно-правовая форма юридического лица, которая является общеевропейским аналогом национальных акционерных обществ. Статья 38 Регламента устанавливает принципиальную норму о двух возможных вариантах конструирования системы органов управления европейской компании. Первая модель предполагает существование общего собрания акционеров, наблюдательного органа (supervisory organ) и исполнительного органа (management organ) - two-tier system. Вторая модель предполагает создание только общего собрания акционеров и административного органа (administrative organ) - one-tier system.

В то же время Регламент содержит некоторые императивные нормы, которые должны соблюдаться европейской компанией после выбора одного из перечисленных вариантов. Так, в отношении трехзвенной системы устанавливается, в частности, что одно и то же лицо не может быть одновременно членом и наблюдательного, и исполнительного органов. Наблюдательный орган не может самостоятельно осуществлять текущее управление делами европейской компании, исполнительный орган должен не реже одного раза в три месяца представлять в наблюдательный орган отчет о перспективах ее развития. В отношении двухзвенной системы предусматривается, что административный орган должен собираться на заседания не реже одного раза в три месяца. Каждый из членов административного органа имеет право доступа к информации о состоянии дел компании. Однако разработанный проект пятой директивы ЕС об организационной структуре акционерного общества исходит из трехзвенной структуры органов.

В настоящее время наметилась тенденция взаимопроникновения элементов моделей корпоративного управления. Данный факт можно объяснить тем, что ни одна из моделей не является универсальной для национальных экономик и не обладает явными преимуществами перед другими. Специалисты в области экономических систем транзитарных периодов указывают на возможность комбинации элементов моделей корпоративного управления.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать