1.4. Масштабы деятельности совместных предприятий и перспективы их развития.
Об итогах функционирования СП на территории нашей страны можно судить по
следующим данным:
|Показатели |1992 |1995 |
|Число действующих предприятий (на конец года) |2533 |14550 |
|Численность работников, тыс. чел. |195 |426 |
|Расходы на оплату труда, млрд. руб. |21 |3431 |
|Объем производства продукции, работ, услуг (в |449 |46023 |
|факт. действовавших ценах), млрд. руб. | | |
|Экспорт, млн. долл. |1863 |5758 |
|Импорт, млн. долл. |2037 |3332 |
|Объем реализации продукции на внутреннем рынке, |170 |44317 |
|млрд. руб. | | |
Таким образом, проанализировав итоги деятельности предприятий с
иностранными инвестициями, можно сказать, что эти предприятия уже в 1995
году достигли тех целей, что были поставлены перед ними Российским
Правительством. Очевидно, что они привлекают иностранный капитал в
отечественную экономику, содействуют росту промышленного производства,
расширению внутренней и внешней торговли.
Создание совместных предприятий является довольно сложным делом, которое требует в отдельных случаях значительных материальных и финансовых затрат, большой находчивости и немалого административного опыта, выработанного в процессе участия в международном экономическом сотрудничестве. Очень много организационных, экономических и юридических трудностей при образовании совместных предприятий с участием иностранных партнеров. В России это связано с почти полным отсутствием достаточно длительного опыта в этой области. Но гораздо большие трудности создают экономические факторы, а не организационные, последние представляются лишь следствием нынешней специфической экономической ситуации. В России создают в основном малые и средние СП. Незавершенность процесса приватизации и отсутствие ее четких параметров – главная проблема, препятствующая участию крупных предприятий в создании СП на ее территории.
Еще одним экономическим фактором является устаревшее оборудование и невысокое качество производимых российскими предприятиями товаров.
Формирование и деятельность СП выявили и некоторые юридические трудности.
В России нет достаточного стимулирования деловой активности совместных
предприятий со стороны государственных органов центрального и местного
подчинения, а в конечном счете юридические проблемы сводятся к слабой
правовой защите инвесторов от коррумпированных чиновников.
Итак, существующие организационные, экономические и юридические трудности сдерживают рост числа СП на территории России. Несмотря на то, что в настоящее время в стране насчитывается около 15 тыс. разного рода совместных и иностранных предприятий, приходится признать, что наша страна делает лишь первые шаги в развитии этой формы экономического сотрудничества.
2. Организация создания СП
Сотрудничество в форме совместных предприятий объективно является сложным видом международной кооперации, что, естественно, порождает ряд проблем уже с первых шагов создания СП. Успех решения многих проблем будет зависеть от того, как будет организован этот процесс.
Процесс создания СП можно представить в виде последовательности этапов:
1. Оценка целей создания СП.
2. Оценка адекватности СП как целереализующей системы.
3. Поиск и выбор партнеров.
4. Начало переговоров и подготовка протокола о намерениях.
5. Проведение технико-экономического исследования.
6. Подготовка учредительных документов.
7. Регистрация СП.
Рассмотрим содержание каждого этапа и основные проблемы, возникающие при их реализации.
Начальный этап – постановка целей, для достижения которых выбирается эти форма международного сотрудничества. Несмотря на кажущуюся простоту, этап целеполагания относится к разряду трудных и ответственных этапов разработки проекта СП. От того, насколько правильно определены цели создания СП, во многом зависит успех будущей работы.
Трудность этапа постановки целей связана с его слабой структуризованностью и невозможностью выработки общих рекомендаций. Для каждого конкретного случая создания СП этот этап является результирующим большого количества факторов, носит творческий характер и протекает по- своему. Однако во всех случаях необходимо учитывать общие народнохозяйственные цели, которые определены нормативными документами.
После того, как сформулированы конкретные цели создания СП, необходимо убедиться в том, что рассматриваемая форма хозяйствования является эффективным инструментом их достижения. Необходимость этого этапа обусловлена тем, что на практике в условиях активной пропаганды международного сотрудничества у ряда хозяйственных руководителей складывается впечатление, что создание СП – универсальное средство решения всех проблем, стоящих перед нашей экономикой. На самом деле совместное предприятие имеет как преимущества, так и недостатки, а, следовательно, и определенные границы для эффективного применения.
Итак, лишь убедившись в том, что создание СП является эффективной формой достижения поставленных целей, можно переходить к следующему этапу, связанному с поиском и выбором иностранного партнера.
В мировой практике распространено создание СП как бы в продолжение ранее уже существовавших форм более простых форм сотрудничества. При этом, естественно, не возникает проблема поиска партнера.
Большинство российских учредителей СП сталкивается с проблемой поиска иностранного партнера, а в случае, когда поступает несколько предложений, - и с проблемой выбора наилучшего партнера. Решение указанных проблем может осуществляться собственными силами либо с помощью организаций-посредников, специализирующихся в этой области. Возникающие при этом альтернативы представлены на рис.1
Достаточно простой путь – прибегнуть к услугам организации, оказывающей услуги по созданию СП. Более сложный – самостоятельное осуществление поиска, активного или пассивного.
Рис.1. Возможные альтернативы в организации поиска иностранных партнеров
При активном поиске учредитель сам тем или иным образом выходит на
иностранные фирмы, которые являются потенциальными партнерами для создания
СП. Наиболее благоприятная для этого среда – форумы, ярмарки, выставки и
т.п. При пассивном поиске учредитель объявляет о желании создать СП и ждет
предложений от возможных партнеров.
Эффективность активного поиска во многом зависит от возможности получения информации о зарубежных фирмах, которые могут представлять интерес в качестве партнера. Количество фирм огромно, и возникает проблема сужения области поиска по географическому признаку, по стране нахождения, по отраслевой промышленности и т.д.
Организация пассивного поиска связана с подготовкой информации о
предполагаемом проекте создания СП и выбором способа ее распространения.
Объем передаваемых сведений может колебаться от краткого предложения
заинтересованным фирмам вступить в контакт с учредителем до развернутой
информации по проекту, представленной в специальной форме.
Предложения в краткой форме обычно готовятся для передачи с помощью
средств массовой информации. Развернутая информация по проекту доводится до
конкретных фирм и включает: название проекта, общие сведения о проекте
(организация-учредитель, предмет деятельности, степень проработанности
проекта учредителем, наличие необходимых согласований, место расположения
СП), основные показатели проекта (расчетная мощность предприятия, примерная
производительная программа, сведения о поставках сырья и полуфабрикатов,
потребность в электроснабжении, воде и др.), характеристику внутреннего и
внешнего рынков, предполагаемую структуру сбыта продукции (доля продукции,
поставляемой на внутренний и внешний рынок), какой вклад ожидается от
иностранного партнера (инвестирование денежных средств, передача
технологии, предоставление лицензий), поставка оборудования и т.п.
Если характер проекта позволяет рассчитывать на большой интерес со стороны иностранных фирм, например, проект совместной добычи полезных ископаемых, можно организовать тендер, международный торг, проведение которого даст возможность учредителю создать предприятие на более выгодных условиях.
Если претендентов на роль партнера в совместном предприятии оказывается
больше, чем необходимо, возникает проблема выбора самых предпочтительных.
Решение этой проблемы целесообразно начать с оценки финансового положения
каждого из претендентов, чтобы иметь дело с фирмами, внушающими доверие.
Для этого необходимо навести справки, используя возможности внешнеторговых
организаций, загранаппарата, банковские каналы.
После того, как произведен выбор иностранного партнера (партнеров) для
создания СП, начинается процесс переговоров и подготовки учредительных
документов, необходимых для регистрации. Поскольку СП представляется собой
союз, основанный на балансе интересов участвующих в нем сторон, то важно в
начальной стадии переговоров выяснить интересы иностранного учредителя СП.
Мировой опыт подсказывает, что более частыми мотивами участия иностранных
инвесторов в создании СП являются:
- долгосрочная гарантия сбыта продукции на внутреннем рынке, обеспечиваемая местным партнером;
- использование свободных капиталов для увеличения получаемой прибыли;
- снижение издержек производства и укрепление конкурентных позиций на внешних рынках;
- установление более тесных связей с местным партнером, обеспечивающих получение льгот и защищающих от возможных дискриминационных действий властей;
- благоприятные финансовые аспекты осуществления предпринимательской деятельности.
Однако, как показывает практика создания СП в нашей стране, не всеми иностранными предпринимателями движут благовидные мотивы, и вместо баланса интересов они стремятся к получению односторонней выгоды и достижению целей, не связанных с предметом деятельности СП. В качестве примеров таких действий могут быть названы:
- осуществление своего вклада в уставный фонд за счет некачественной, залежавшейся продукции;
- использование неинформированности партнера для завышения денежной оценки своего вклада в уставный фонд и т.д.
Важно выявить мотивы иностранной фирмы, противоречащие интересам российской стороны, на начальной стадии переговоров, с тем, чтобы предотвратить возможный ущерб в будущем.
Если переговоры между партнерами заканчиваются успешно, то они готовят протокол о намерениях. Этот документ не имеет юридической силы, однако к его подписанию надо подходить со всей ответственностью. Форма протокола о намерениях – произвольная. На практике встречаются как очень короткие протоколы, в которых лишь констатируется намерение сторон создать совместное предприятие, так и достаточно развернутые, с указанием основополагающих моментов создания и деятельности совместного предприятия, по которым достигнуто согласие сторон. Общий подход к подготовке протокола о намерениях должен основываться на том, что больше принципиальных вопросов, которые необходимо решить при создании СП, найдет отражение в протоколе, тем в дальнейшем потребуется меньше взаимных согласований при подготовке учредительных документов.