Технико-экономическое обоснование, так же, как и протокол о намерениях, не имеет юридической силы и не накладывает обязательств на учредителей СП.
Параллельно с проведением технико-экономических исследований ведется
работа по подготовке договора (соглашения) о создании СП и устава СП.
Подготовку указанных документов может вести любой из партнеров.
Форма договора и устава произвольна, однако эти документы должны включать в себя ряд обязательных статей. Вот они:
- предмет и цели деятельности предприятия;
- местонахождение предприятия;
- состав участников (учредителей СП);
- уставный фонд (размер уставного фонда, размер доли каждого участника, порядок формирования уставного фонда);
- органы управления (состав, компетенция и структура, порядок принятия решений, круг вопросов, по которым требуется единогласие участников);
- порядок ликвидации предприятия.
Обязательные статьи учредительных документов могут дополняться специфическими для данного проекта, важно лишь, чтобы они не противоречили советскому законодательству.
При подготовке учредительных документов следует исходить из того, что договор должен отражать основные принципы и положения создания и деятельности СП, а устав должен их конкретизировать и дополнять, как бы раскрывая механизм реализации этих принципов;
Подготовка учредительных документов и ТЭО позволяет приступить к осуществлению заключительного этапа создания СП – его регистрации.
После регистрации СП считается созданным и приобретает статус юридического лица, учредители получают справку о том, что СП внесено в реестр совместных предприятий.
Совместные предприятия: проблемы становления и развития
3.1. Правовые основы создания совместных предприятий
Термин "совместное предприятие" соответствует распространенному в мировом хозяйстве понятию "джойнт венчурс", и его признаки – участие фирм, расположенных в разных странах, конституирование совместного предприятия как самостоятельного юридического лица, на паях принадлежащего участникам и действующего под совместным управлением, создание СП для регулярной, а не разовой деятельности.
В 1986 году постановлением "О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами" были впервые установлены следующие формы хозяйства: а) совместные предприятия, создаваемые на территории СССР или других стран социалистического содружества (двух- или многосторонние) на базе общей социалистической собственности участников; б) международные объединения и организации, формируемые на принципах сохранения национальной собственности и осуществления их деятельности на основе плановой организации.
Этим постановлением не разработаны правила образования, функционирования, но сформулированы основные принципы их деятельности, (существенно пересмотренные уже через два года): свою деятельность СП осуществляют на основе разрабатываемых и утверждаемых ими планов; самостоятельно выполняют экспортно-импортные операции по договорным ценам.
Это был только первый шаг, и такая "конструкция" новой формы хозяйства, основанная на неразгосударствленной совместной собственности нескольких стран, на решающей роли централизованного планирования при недостаточной мере рыночной свободы, выключении из сферы ее развития капиталистических и развивающихся стран, оказалась не только непривлекательной для потенциальных партнеров, но и нежизнеспособной.
На втором этапе (с 1987г. по 1991г.) были предприняты меры локального
правового регулирования совместных предприятий как рыночного сектора
хозяйства. Для данного периода перестройки характерны попытки создания
"локальных" рынков без комплексной и глубокой реформы административно-
командной системы (такими же "локальными" рынками стали кооперативы и
НИОКР). Это правовое регулирование нашло отражение в постановлениях Совета
Министров СССР о порядке создания на территории СССР и деятельности СП,
отчасти скорректированном последующими постановлениями правительства и
целым рядом "подзаконных" ведомственных инструкций финансовых, банковских,
таможенных, статистических, других государственных служб.
В постановлениях были сформулированы цели развития этой новой формы хозяйства: более полное удовлетворение потребностей страны в определенных видах промышленной продукции, сырьевых и продовольственных товарах; привлечение в народное хозяйство передовой зарубежной техники и технологии; использование управленческого опыта, дополнительных материальных и финансовых ресурсов; развитие экспортной базы и сокращение нерационального импорта.
Сама постановка государством целей перед рыночным сектором экономики оправдана и укладывается в концепцию регулируемого рынка. Но эти цели не должны быть столь общими, а тем более противоречивыми. Как показали первые итоги деятельности СП, одни из них для так называемого развития экспортной базы вывозят (в условиях развала внутреннего рынка продовольствия) ценные пищевые продукты, что противоречит цели удовлетворения потребностей страны в тех или иных видах продукции, другие СП, построенные на базе новейших технологий ни малейшим образом не заботятся о распространении передового технического опыта и т.д. Поставленные цели должны обрести форму рекомендуемой государством системы приоритетов (как это делается в США) с обязательными налоговыми льготами и преференциями, иначе в условиях рыночной экономики они так и останутся благими пожеланиями.
Одно не рыночное, а государственно-правовое предписание деятельности совместных предприятий, специфическое для бывшего СССР, к сожалению, сохранилось и в настоящее время в России. Это закрепленное постановлениями о порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий и рядом нормативных актов требование валютной самоокупаемости СП. Оно связано с неконвертируемостью советского рубля, отрицательным сальдо внешнеторгового баланса, инфляцией.
В целом возможности правовой базы СП, действовавшей на втором этапе, были
вскоре исчерпаны. Она обеспечила быстрое, но экстенсивное развитие сети СП,
не дающее весомого вклада в формирование эффективного регулируемого рынка.
Только полная и комплексная реформа хозяйственного права, включающая более
широкую деятельность совместных предприятий, принятие законодательства об
иностранных инвестициях и их защите, которое может создать юридические
предпосылки перехода к рынку, позволило бы снять преграды на пути
эффективного развития.
Другие вопросы создания и деятельности СП должны регулироваться общим законодательством. В этой связи Закон об иностранных инвестициях в части СП должен взаимодействовать с Законом об акционерных обществах, банках и валютных операциях, с таможенным Кодексом. Такая реформа и явилась содержанием третьего этапа развития нашего законодательства, которая уже осуществилась в России.
Эффективное развитие совместного предпринимательства сдерживалось слабой
правовой основой. Действовавшие общесоюзные нормативные акты в условиях
новой политической системы, строго говоря, не являлись законами, поскольку
не были приняты законодательной властью. Кроме того, правовые нормы
оказались крайне нестабильными. В то же время выпускаемые министерствами и
ведомствами нормативные акты вводили дополнительные ограничения
деятельности СП в своих экономических интересах, предъявляя к ним
незаконные требования. Наблюдалась тенденция к созданию, помимо
существующих, новых государственных монопольных структур с целью получения
сверхприбыли, и в интересах свободного развития всех новых форм
хозяйствования в число первоочередных законов следовало включить
радикальный закон о борьбе с проявлениями монополизма, принятие которого
должно было сопровождаться и внесением соответствующих поправок в Уголовный
Кодекс. Однако этого не произошло, и внутренние противоречия и зыбкость
правовой основы совместного предпринимательства наряду с политической
нестабильностью отпугивают западных инвесторов от вложения крупных
инвестиций в СП.
Формирование совокупности СП как внеплановой рыночной подсистемы хозяйства и дальнейшее развитие в условиях преобразования ее экономической среды в рыночное хозяйство вовсе не предполагают отказа от государственного регулирования этой сферы деятельности. Основные его направления: а) разработка правовых основ создания и функционирования СП, специфических для данного сферы "правил игры" в рамках более общих – хозяйственного права регулируемой рыночной экономики; б) воздействие на развитие сети СП на основе финансовых регуляторов, таких, как налоги, амортизационная политика, кредитные ставки, валютные курсы и т.д.; в) рекомендации по проведению государственной социально-экономической политики в данной области, нередко подкрепляемые финансовыми регуляторами, но имеющими право на существование и просто как рекомендации, не нарушающие суверенитета рынка (приоритетные сферы деятельности. Выбор партнера, методы оценки эффективности проектов).
Кризис правовой базы создания СП на ее втором этапе (1987-1991 гг.) привел к принятию Верховным Советом России 4 июля 1991 г. Закона об иностранных инвестициях в РСФСР, ознаменовавшего начало третьего этапа. Он значительно расширил правовое поле для иностранных инвесторов по сравнению с ранее действовавшими нормативными актами и возможности создания СП. Во- первых, законодательно закреплена правовая защищенность иностранных инвестиций от таких произвольных действий властей, как национализация, конфискация и реквизиция. Во-вторых, резко расширены формы иностранного инвестирования в России, хотя доминирующей формой все-таки остаются совместные предприятия.
Казалось бы, новый Закон создаст, наконец, благоприятные условия для
активизации процесс. Однако практически он не оказал заметного влияния на
интенсификацию процесс создания СП и повышение их эффективности.
Существенное влияние на дальнейшее ухудшение инвестиционного климата
оказывает политическая нестабильность, дезинтеграционные процессы в РФ.
Резко обострилась также финансово-экономическая нестабильность:
непрогнозируемый рост монопольных цен, "паралич" финансовых потоков в
народном хозяйстве и т.д. Российские власти отменяют налоговые льготы,
вводят обязательную продажу валюты в стабилизационный фонд, дезорганизуют
валютно-финансовую систему.
2 Экономические интересы сторон
Прежде чем анализировать деятельность иностранных партнеров, в первую
очередь из капиталистических и развивающихся стран, надо осознать мотивы
сторон, в том числе их экономические интересы, побуждающие к созданию
совместных предприятий. Во-первых, стремление пока что закрепиться (а в
дальнейшем при благоприятных обстоятельствах и освоиться) на огромном
внутреннем рынке России и СНГ. Во-вторых, использовать богатые и дешевые
природные ресурсы, следуя при этом четко просматривающейся стратегии
сохранения сырьевого статуса экспортного потенциала, во избежание
утверждения России на мировых рынках высокотехничной продукции как опасного
потенциального конкурента. В-третьих, стремление использовать дешевую, хотя
и неподготовленную к интенсивному и квалифицированному труду рабочую силу.
В-четвертых, интерес к использованию достижений науки в нашей стране. В-
пятых, практическое отсутствие природного законодательства и экологическая
беспечность нашего общества позволяют экономить до 20% основного капитала и
при прочих равных условиях снижать себестоимость продукции на 5-10%.