Современные тенденции развития банковской системы в России
p> Поскольку банковский надзор объективно необходим, то необходимы и специальные органы, осуществляющие соответствующие функции. Для успешного осуществления контроля за состоянием банков, органу надзора необходимо иметь достаточно полномочий. Он должен обладать правом запрашивать от банка любую информацию, необходимую для оценки положения этого банка, входить в банк, проверять его отчетность, ставить вопросы и требовать ответы на них.
И если выявленные недостатки неустранены, ему нужны полномочия и возможности маневра в принятии соответствующих решений, включая, если это необходимо, закрытие учреждения.

Россия традиционно относится к группе стран, в которых контрольная
(надзорная) деятельность осуществляется только Центральным банком.

Сегодня в БР имеются три контрольные структуры:

1. Контрольно-ревизионное управление (осуществляет ревизии территориальных главков, национальных банков ЦБР) ;

2. Департамент банковского надзора;

3. Главное управление инспектирования коммерческих банков.

Департамент банковского надзора существует с января 1993 года

(до него был Департамент по регулированию деятельности банков).

Предназначение надзорного департамента можно свести к следующим решающим пунктам:

4. Регламентация надзора за банками путем разработки необходимых для этого нормативных документов и форм отчетности (в частности, общих правил обеспечения капиталом и ликвидными средствами, снижения рисков) ;

5. Осуществление надзора на основе отчетных данных банков методами текущего и годового баланса, координация работы служб, непосредственно занимающихся надзором на местах - территориальных ГУ

ЦБР и национальных банков;

6. Организация лицензирования банковской деятельности;

7. Лицензирование и аттестация аудиторов по банковской деятельности

Некоторые из указанных функций Департамент выполняет совместно с
Управлением инспектирования, а также с другими структурными подразделениями
ЦБР.

Главное управление инспектирования возникло в составе БР в апреле
1993 года. Тогда же начались создаваться его местные службы - управления и отделы инспектирования коммерческих банков при территориальных ГУ ЦБР. Это решение было принято в целях усиления надзора, обеспечения безопасности банковской системы, защите прав и законных интересов вкладчиков банков.

Управление инспектирования и его территориальные подразделения, в отличие от Департамента надзора, проводят инспекции на местах, то есть непосредственно в банках. При этом используются следующие формы работы:

8. Комплексная проверка (не реже одного раза в год и при тяжелых финансовых положениях) ;

9. Тематическая (некомплексная) проверка;

10. Ознакомление с банком (кредитным учреждением) и его руководством.

Из других направлений работы Управления и его местных служб следует отметить:

11. Выявление организаций, осуществляющих безлицензионную банковскую деятельность;

12. Участие в выдаче банковских лицензий;

13. Разработку и осуществление (совместно со службой надзора) профилактических мер.

Необходимо отметить, что в арсенале надзорных органов уже сформирован достаточно богатый выбор “запретительных”, штрафных и “карательных” мер, но почти отсутствуют поощрительные, стимулирующие стабильную банковскую деятельность меры. Это явно не способствует повышению эффективности работы банков и соблюдению ими требований и стандартов, нормативов бухгалтерской отчетности.

Практика показывает, что своевременная диагностика финансового состояния, дает, как правило, очень высокий эффект при применении разного рода процедур и мер воздействия к тем или иным банкам. Примерно 3-4 года назад в БР начала создаваться служба раннего реагирования, и в настоящее время ЦБ РФ располагает возможностями для того, чтобы осуществлять ежедневное отслеживание финансового положения отдельных банков.

Заметным шагом в этом направлении стало создание по существу в центральном аппарате специального подразделения, которое получило название
ОПЕРУ-2. На это структурное подразделение было возложены надзор, инспектирование и проведение расчетно-кассовых операций крупных банков.
Постепенно они будут переводиться на обслуживание в ОПЕРУ-2. По мере накопления опыта подобного рода структуры, возможно будут создаваться и в главных территориальных направлениях.

Глава II. Возможности использования мирового опыта для формирование российской банковской системы

2.1. Основные тенденции развития банковской системы в странах с развитой рыночной экономикой

В сфере банковских услуг промышленно развитых стран в последние два десятилетия произошли значительные изменения. Примерно с начала 70-х годов банки стали придавать ключевое значение всей системе своих взаимоотношений с клиентурой - как торгово-промышленных, так и частной. По сути это было начало нового этапа развития банковских услуг. В плане взаимодействия с клиентами он включил в себя два основных направления деятельности банков.

Первое направление было связано с качественным совершенствованием уже существующих видов услуг. Так, в сфере кредитования, многие банки ввели новые формы, в том числе и для частных клиентов, такие, как:
Bridging loan (ссуда физическому лицу на покупку нового дома до момента продажи заемщику его старого дома) ;
Housing loan (ссуда на покупку дома физическим лицам, не владеющим на момент выдачи ссуды какой-либо недвижимостью) ;
Home impravement loan (ссуда на улучшение (ремонт) дома) и другие.

Для клиентов юридических лиц стали применяться:
Business start loan и business development plan;
Acquisition (ссуда на покупку активов другой фирмы).

Второе направление развития банковских услуг заключалось в поиске и развитии банками принципиально новых, ранее не проводившихся операций для клиентов. Это направление со временем стало основным звеном политики многих банков и потребовало важнейших функциональных и структурных изменений в их деятельности.

Характерным примером может служить функциональная эволюция
Доверительно-сберегательного банка в Великобритании. Основной задачей этого банка являлось аккумуляция сбережений граждан в так называемые “пулы” и размещения собранных сумм во вклады в акционерных коммерческих банках под определенных процент. Начиная с 1976 года с выходом закона “О Доверительно- сберегательном банке” банк стал намного активнее развивать услуги, предоставляемые им своим клиентам: с 1977 года - ссуды частным лицам, с
1978 года - кредитные карточки (“Trastcard”) , с 1979 года - ипотечный кредит. Далее банк приступил к выпуску и размещению собственных акций на фондовой бирже. Но именно доверительные операции получили максимальное развитие в его деятельности. Этот опыт Доверительно-сберегательного банка стал распространяться на коммерческие банки других промышленно развитых стран.

Многие коммерческие банки в современных условиях предлагают своим клиентам до 300 разнообразных видов услуг. Это предполагает большую подготовительную работу. До середины 60-х годов рекламе и маркетингу банковских услуг уделялось небольшое внимание. Лишь в конце 60-х годов некоторые крупные банки приступили к разработке долгосрочных программ, направленных на пересмотр роли кредитных институтов в рыночной экономике. В некоторых странах были созданы исследовательские учреждения, специализирующиеся на изучение программ рекламы и маркетинга (например,
Институт маркетинга в Великобритании).

Для привлечения новых клиентов в условиях ужесточающейся конкуренции банки приступают к оказанию нетрадиционных услуг, в том числе тех, которые были раньше прерогативой специализированных институтов: страховой бизнес, инвестиционные операции, брокерские сделки. Важным источником прибыли банков стал “гонорарный бизнес”: лизинг, факторинг, разного рода консультации и информационный сервис, кредитование комплексного строительства промышленных объектов “под ключ” с последующим участием в прибылях. Например, 45% финансирования лизинга и 2/3 объема факторинга обслуживают крупные коммерческие банки (данные по США).

В борьбе за клиента многие коммерческие банки делают упор на развитие наступательной рыночной стратегии и разработку новых форм услуг.

В некоторых странах были созданы так называемые небанковские банки и банки с ограниченными услугами (LIMITED-SERVICE BANKS). Создание подобных банковских структур имело целью обойти законодательные ограничения, связанные с владением банком небанковскими деловыми структурами.

К числу наиболее устойчивый тенденций в сфере банковских операций в промышленно развитых странах следует отнести расширение числа банков, выходящих на рынок “розничных” услуг, то есть услуг самому широкому кругу клиентов - как населению, так и юридическим лицам. Все больше банков стремиться к непосредственному контакту с клиентами путем личного общения работника с клиентом или с помощью различных средств связи: почтовой корреспонденцией, факсимильных и телексных коммуникаций и других.

Эти процессы, очевидно, найдут свое дальнейшее развитие в ближайшие годы.

2.2. Адаптация мирового опыта банковского обслуживания к практике российской банковской системы.

В условиях стран с экономикой, переходной к рыночной, когда положение коммерческих банков часто оказывается неустойчивым, важное значение имеет применение нетрадиционных форм обслуживания. К нетрадиционным операциям относят операции, которые могут выполнять и другие кредитные учреждения.
Банки развитых капиталистических стран давно оценили такие услуги. Доля доходов таких операций составляет в США более 32%, в Англии - более 40%, в
Германии - 35%. У российских банков аналогичная доля не превышает 2-3%.

Среди нетрадиционных операций коммерческих банков важную роль при переходе к рыночным условиям функционирования предприятий начинает играть лизинг. Лизинг - это долгосрочная аренда машин, оборудования, складских помещений и другого имущества для их использования арендатором в производственных целях. При этом право собственности на арендуемые ценности до конца сделки остается за арендодателем. В России применение лизинговых операций началось с 1989 года. Первоначально этими операциями занимались коммерческие банки, но в 1994 году была зарегистрирована Российская ассоциация лизинговых компаний, в которую на тот момент входило 16 компаний. Коммерческие банки в последние годы создали несколько своих или совместных лизинговых компаний, например, Межсбер-Юраско лизинг
(учредители: Межэкономсбербанк и лизинговая фирма Юраско Трейд консалтинг).
Но несмотря на это лизинг так и не получил широкого распространения в
России, хотя подобные операции могли бы решить множество проблем в промышленности и сельском хозяйстве.

В меньшей степени получили распространение факторинговые операции.
Преимущества факторинга развитые страны оценила еще в начале 80-х, а к 90-м годам он превратился в самостоятельную мощную отрасль финансовой индустрии.
Сейчас в России товарный кредит становится все более популярным. Проблемы, с которым сталкиваются поставщики можно легко решить с помощью факторинга.
Основные причины, по которым данный вид операций не получил должного распространения, - это отсутствие апробированных технологий, трудоемкость и риск. Примером кредитного учреждения в России, которое сделала факторинговое обслуживание доступным для массового клиента является банк
“Российский кредит”. Сегодня он предлагает полное факторинговое обслуживание, подразумевающее под собой кропотливую работу над дебиторской задолженностью клиента. Первая услуга факторинга - финансирование поставок, вторая - защита поставщика от кредитных рисков, что придает стабильный характер развитию любого бизнеса, третья - учет текущего состояния дебиторской задолженности. Специалисты “Российского кредита” полностью берут на себя контроль за своевременностью уплаты поставляемых клиентом товаров, регулярно предоставляет ему информацию о платежной дисциплине дебиторов, ожидаемых платежах.
Кроме того, факторинговое обслуживание предусматривает получение с покупателей денег за поставляемые товары.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать