Современные тенденции в мировой экономике
p> Несмотря на существование разного рода теорий какой-то одной стройной теории интеграции выделить нельзя. Страны в зависимости от того, в каком положении они находятся, какие предпосылки существуют и какие факторы на них наиболее влияют, находят свои мотивы и делают свои выводы по поводу интеграции. Поэтому все теории и концепции интеграции имеют право на существование так, как мир не так прост и однообразен, чтобы все его части развивались одинаково и по одной схеме.
Тем не менее, существуют общие черты и объективные предпосылки интеграции.
Для успешного хода интеграционного процесса необходимо выполнение некоторых условий, которые способствуют скорейшему, с наименьшими преградами протеканию процесса объединения экономик. Одним из таких условий является географическая близость стран-участниц. Это объясняется минимизацией затрат на транспортные перевозки. Желательно создание развитой системы путей сообщения. Неслучайно на таких материках, как Австралия или Южная Америка с несильно развитой внутренней транспортной системой, что во многом связано с особенностями климата, существует большое количество портов-мегаполисов.

Это означает, что создание внутреннего рынка затруднено, что, в свою очередь, тормозить интеграционный процесс в целом. Также интеграционному процессу способствует примерно одинаковый уровень развития экономики стран- участниц. Например, в странах Евросоюза существует целый перечень критериев, которым должна соответствовать страна, желающая вступить в союз.

Но, тем не менее, существуют союзы, в которых состоят страны с весьма различным уровнем развития экономики, при этом для того, чтобы страна с наименьшими экономическими показателями стала равноправным партнером, требуется достаточно длительных период времени и необходимые специальные денежные фонды для подтягивания менее развитых экономик к общим показателям.
Не менее важен политический фактор, ведь именно политические режимы нередко становятся толчком к интеграционным объединениям. Необходимо политическое понимание выгодности интеграции в рыночной экономике, выработка и тщательная проработка общего курса и этапов интеграции, а также постепенная передача отдельных полномочий над национальным надстройкам. Эти надстройки

– это структуры с определенными полномочиями и инструментами для их реализации, необходимыми для проведения коллективных действий по всему кругу вопросов с участием всех стран.

Общие для всех стран-членов интеграционной группировки нормы поведения, правила, руководящие процессом институты, являются неотъемлемой частью процесса объединения экономик. Причем общие руководящие институты должны быть независимыми, а их решения обязательными для всех стран-участниц.
Само по себе появление таких институтов и их реальной значимости является показателем ступеней интеграционного развития. К общим чертам процесса интегрирования стран можно отнести этапы международной экономической интеграции (МЭИ), которые, так или иначе, в различной степени проходят все интегрирующиеся страны.
Сближение национальных экономик, которое в конечном итоге должно привести страны-участницы процесса к новому интеграционному этапу мирохозяйственных связей, проходит ряд стадий, которые подготавливают почву и создают необходимые условия для успешного создания и существования качественно нового этапа развития общества, в частности, экономических, политических, социальных и иных структур.

Всего выделяют пять таких стадий, первая из которых – зона свободной торговли. Зона свободной торговли устанавливается путем конкретных соглашений между странами-участницами ЗСТ о создании соответствующих зон. В рамках таких зон постепенно сводятся к минимуму таможенные и количественные ограничения на товары в рамках международной торговли. Как правило, все решения принимаются высшими должностными лицами и руководителями министерств и ведомств, что обеспечивает обязательный характер, принимаемым решениям, связывает определенными обязательствами страны-участницы ЗСТ, согласовывает действия этих стран и придает этим решения профилирующее значение по отношению к внутренним правовым актам.
При образовании зоны свободной торговли происходит постепенное упразднение таможенных пошлин и других нетарифных барьеров, происходи либерализация международной торговли в целом, упрощение перемещения товарных потоков в соответствующей зоне. При создании ЗСТ выявляется ряд негативных моментов.

В первую очередь - это вероятное неблагоприятное действие импортных товаров на местного производителя, его выхода из-за неконкурентноспособности из собственного внутреннего рынка и закрепление на его месте зарубежной фирмы. В этом случае местный производитель нуждается в серьезной поддержке со стороны государства.
Но в целом можно отметить положительное влияние зоны свободной торговли на развитие экономик стран-участниц. ЗСТ является первым необходимым и важным этапом международной интеграции, без которого невозможно дальнейшее развитие и совершенствование экономической и политической модели взаимоотношений.

При создании ЗСТ становится возможным переход к следующему этапу международной экономической интеграции, а именно к таможенному союзу.
Таможенный союз – это соглашение об обмене всех внутрисоюзных таможенных пошлин и о переходе к форме коллективного протекционизма, что, в первую очередь, означает ведение единой таможенной внешней политики.
Главный отличием таможенного союза от зоны свободной торговли является то, что в таможенном союзе существует не только беспошлинная торговля, но и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз. Наличие такого инструмента как установление таможенно-тарифных правил, устанавливаемых на территории всех стран участниц по отношению к остальному миру, способствует созданию определенной стабильности внутри союза, выведению международных отношений на качественно новый этап интеграции, причем, происходит рационализация производства в соответствии с теорией сравнительных преимуществ.

С образованием таможенного союза повышается объективная необходимость в создании наднациональных органов, которые должны будут регулировать деятельность определенных сфер производства и торговли, а так же решения по вновь возникшим вопросам связанным с процессом интеграции: пересмотром подходов к развитию отраслей в каждой стране, социальным вопросам и координации рынка к общим целям. Следует иметь в виду и то, что общая таможенная политика может осуществляться не по всему спектру производственной и потребительской продукции. Таможенный союз это этап международной интеграции, который уже создает почву и необходимые предпосылки к качественно новому этапу становления мирохозяйственных связей

– единому рынку.
При становлении ТС и существование необходимой политической воли возможно появление единого рынка. Единый рынок остается пока не осуществимым почти во всех интеграционных союзах. Реализован он лишь в странах ЕС. Единый рынок подразумевает под собой стирание не только тарифных но и нетарифных барьеров, что значительно упрощает распределительную деятельность.
Естественно то, что в разных странах существуют и разные стандарты, нормы, меры и законодательные базы, что очень мешает удобному и беспрепятственному обмену товарами и услугами. И это еще одна причина, почему успешно интегрироваться могут только страны с похожими структурами и уровнем производства, а также с примерно равными социальными и другими нормами. Но если подведение промышленных товаров к общим стандартам, процесс проходящий на микро уровне и решается временем и желанием производителей выйти на новые рынки, то подведение к единым стандартам многочисленных правовых актов, политического взаимодействия и некоторых других сфер взаимодействия требует огромной политической работы. Причем все большими полномочиями должны обладать наднациональные надстройки, а разработанные международные акты и нормы должны носить преимущественный характер над национальными. При создании единого рынка осуществляется единая политика развития отдельных отраслей и секторов экономики. Создаются специальные наднациональные контролирующие органы, которые следят за правильным проведением избранного направления развития. Например, в

Европейском Союзе – это Еврокомиссия, суд, Европейский совет и др. При этом наднациональные образования наделяются рядом полномочий:

- принятие законов, являющихся обязательными для всех стран-членов союза;

- постановка обязательных для выполнения задач, при этом свобода страны-участницы состоит в выборе средства и методов достижения поставленной цели;

- принятие решений обязательного характера предписываемые государству, члену юридическому и физическому лицу в области конкурентной политики;

- предоставление рекомендаций, не имеющих обязательной силы, не заслуживающих внимания.
Подведение к общим стандартам, усиление наднациональных органов, выделение общего направления развития дает импульс к созданию еще более совершенной ступени интеграции экономическому союзу, что в свою очередь делает реальным переход к экономическому и валютному союзу. Эти последние два этапа интеграции являются на данном этапе самыми новыми и продвинутыми.

Единственная интеграционная группировка близка к их реализации – это

Европейский союз (планируется завершить ЭВС к 2002 году), остальным еще предстоит пройти эти этапы интеграции с вероятным использованием опыта ЕС, но вероятно и появление своих, характерных только этим группировкам черт и форм.
Во время процесса международной экономической интеграции происходит подъем многих сфер жизнедеятельности на наднациональном уровне. В частности, при переходе через экономический союз к экономическому валютному союзу происходит подъем денежной системы и переход на единую денежную валюту.

Это сложный многоуровневый процесс с различными подходами и средствами реализации, в чем тоже необходимо достигнуть определенного консенсуса странам-участникам процесса, что в конечном итоге дает положительный результат. В частности подведение единой денежной системы позволяет улучшить организацию кредита, исчерпать валютные риски, уменьшить задержки платежей, сделать сопоставимыми налоги и организовать единую валютную политику.
Перечисленные выше ступени международной экономической интеграции являются этапами, которые в той или иной степени проходят все страны вступившие в процесс объединения экономик. Их знание необходимо для полного понимания структур, целей и задач всех интеграционных объединений. Так же необходимо изучать опыт уже прошедших определенные этапы группировок и знать возникающие на том или другом этапе проблемы с поиском возможных предупреждающих мер воздействия и более тщательной подготовкой почвы для дальнейшего развития.

В этом разделе я хотел бы привести реальные примеры уже существующих интеграционных объединений, их уровень развития и их специфику объединения.
Первое интеграционное объединение – это Европейский Союз, который служит примером и показателем международной интеграции. Опыт Европейской интеграции показал плюсы объединения производств.
Начало интеграции в Европе было положено заявлением министра иностранных дел Франции Шумана сделанным в мае 1950 г., который предложил поставить все производство угля и стали по под общее верховное руководство. В следствии этого было организовано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств (ФРП, Франция, Италия, Бельгия,
Нидерланды, Люксембург). Позднее были учреждены Европейским экономическим сообществом основанные на общей политике и таможенном союзе и Евратом, сообщество по атомной энергетике. Это были первые ростки, которые затем показали направление и переросли в дальнейшем в Евросоюз. Так же была создана Европейская ассоциация (состоящая из Австрии, Дании, Норвегии,
Португалии, Швеции, Швейцарии). ЕАСТ была создана только как экономическая организация и не ставящая перед собой политических задач. Таким образом, когда произошло соединение ЕАСТ с сообществом и была создана общая зона свободной торговли, страны ЕАСТ не участвовали в общих, с Сообществом, программах и в дальнейшем при переходе к экономическому союзу страны ЕАСТ не участвуют в разработке всего спектра нормативных актов, а только тех, которые касаются единого рынка. Таким образом, мы видим, что и интеграционная группировкам отнюдь не монолитна и не все страны-члены группировки связаны одинаковыми отношениями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать