Современные тенденции в мировой экономике
p> Однако их рациональное и эффективное использование без нанесения ущерба мировому сообществу и в интересах мирной эволюции человечества требует уже других нравственных установок - таких, которые не свойственны евро- американской цивилизации, особенно ее американской ветви.
Причины этому кроются в особенностях американской цивилизационной ветви.

Они состоят в том, что созданная наиболее предприимчивыми выходцами из

Европы и, являясь самой молодой, она в XX веке буквально взорвалась достижениями в информационной сфере и в области материальной культуры, но в то же время не сумела на чужом этнокормящем ландшафте сохранить родные цивилизационные традиции и духовные ценности. Вследствие этого формула
"успех любой ценой" для народов, вовлеченных в исторические процессы этой цивилизационной ветви, заменила вечные истины.
В целом современная капиталистическая система очень мало заинтересована в том, чтобы общество было по-настоящему интеллигентным и образованным, чтобы оно представляло себе всю пагубность и опасность разворачивающегося сценария общественной эволюции, ибо это противоречит сиюминутным интересам тех, кто сегодня "правит бал". По таким стандартам Запад живет, пытается выстроить однополюсный миропорядок, в этом ракурсе архитекторам западного образа жизни мыслятся и процессы глобализации.
Однако процессы глобализации, как представляется, объективно развиваются совсем в другом направлении. Управляющая вершина пирамиды мирового устройства формируется в другом измерении и представляет собой не некую сверхдержаву, а совокупность высших духовно-нравственных ценностей, выработанных человечеством на сегодняшний день, в том числе народами, принадлежащими к другим, помимо евро-американской, цивилизациям - африканской, буддистской, исламской, конфуцианской, латино-американской и православно-славянской цивилизациям.

Например, в противоположность евро-американской цивилизации, давшей человечеству высочайшие достижения в области материальной культуры и, в целом, бездуховно-прагматический подход к проблемам мироустройства, православно-славянская цивилизация предлагает человечеству путь сознательного ограничения бездумно раздуваемых материальных потребностей, возвышенно-духовного отношения к окружающей природе и поиска смысла жизни в нравственном восхождении человека.
Генетически заложенные в православно-славянском мировосприятии стремление к живому общению с Богом и добротолюбие, стали основой характерных для целых народов таких национально-психологических черт, как веротерпимость, способность к мирному со-бытию с представителями других цивилизаций, стремление к справедливости и жажда ее. Несомненным богатством являются и духовно-нравственные ценности, делегируемые в общую сокровищницу человечества народами других цивилизационных полюсов.

С опорой на них формируется духовно-нравственная управляющая вершина.

Процессы глобализации, происходящие в ней, проецируются на низшие сферы жизнедеятельности человечества. В соответствии с качеством управляющей вершины пирамиды мирового устройства, ниже выстраивается интеллектуально- информационная и затем политико-экономическая сфера жизнедеятельности человечества. В результате процессов, действующих в этих сферах, в перспективе человечество должно стать и осознать себя единым эволюционирующим организмом, все части которого должны иметь равное право на безопасную эволюцию и самовыражение. В современном мире безопасность народов и в целом человечества зависит от того, насколько успешно решаются проблемы межцивилизационных противоречий, т.е. от того, смогут ли народы и образованные ими цивилизационные полюсы отказаться от гегемонистских устремлений и получения особых выгод за счет благополучия других.

В связи с этим следует отметить, что в противоположность агрессивному американо-европейскому цивилизационному полюсу, православно-славянский характеризуется тем, что его современным внутрицивилизационным связям присуще равноправие, а сам полюс не претендует на положение мирового гегемона. Страны этого полюса стремятся также строить равноправные отношения со странами и народами, представляющими все другие цивилизации.

Наиболее яркими свидетельствами тому являются содержание и характер отношений России, лидера этого полюса, с Беларусью в рамках Договора о создании Союзного государства, со странами недавно созданного Евразийского экономического сообщества, а также отношения стратегического партнерства с

Китаем и Индией.
Отсутствие в формируемых связях иерархической системы подчиненности вселяет оптимизм и надежду на то, что межцивилизационный разлом будет преодолен, человечество возвысится до осознания и принятия единых духовных ценностей и тем самым создаст основу для своей безопасной эволюции.

Однако реальности уходящего XX века свидетельствуют о том, что процессы глобализации пока, главным образом, развиваются по американскому сценарию, во многом носят агрессивный характер и поэтому несут в себе угрозу человечеству.

Так после крушения Российской империи началось активное вытеснение православно-славянской цивилизации с международной арены. Главным образом под напором американо-европейского цивилизационного полюса, а не в силу внутренних причин, последовали распад СССР и распад Югославии. Всякие попытки к сближению и объединению народов и стран на территории бывшего
СССР, укреплению территориальной целостности Российской Федерации встречают противодействие со стороны Запада, так как противоречат целям США выстроить на планете свою пирамидальную империю. Ситуация на сегодняшний день уже такова, что стоит вопрос о выживании православно-славянской цивилизации.

Опасность реальная, так как мощь каркаса, в который мир оказался заключенным в условиях однополюсного миропорядка по-американски, пока явно нарастает. Однако в создаваемой конструкции уже видны трещины. Сегодня у

США меньше, чем раньше возможностей использовать традиционные факторы могущества, поскольку многие другие страны становятся все более сильными игроками на геополитическом поле. Среди них: представители самой евро- американской цивилизации - страны Европы, которые, так или иначе, стремятся следовать своим интересам, подчас отличным от интересов США, представители цивилизаций Востока - Китай, Индия, страны ОПЕК и ряд других. Главной же проблемой для США как главного строителя однополюсного миропорядка являются реинтеграционные процессы, идущие между странами православно-славянской цивилизации, в частности между Россией и Беларусью, а также другими странами, образовавшимися на постсоветском пространстве.
В связи с этим можно ожидать, что в ближайшие годы агрессивный американо- европейский цивилизационный полюс активизирует деятельность, направленную на полное подчинение Югославии, отрыв Беларуси от России, развал

Евразийского экономического сообщества, отношений стратегического партнерства России с Китаем, Индией и искусственное придание исламскому фактору антиправославной, антироссийской направленности.

Такое развитие событий несет угрозу всему миру. В то же время интересам безопасной эволюции человечества объективно соответствует развитие ситуации в обратном направлении, для чего необходимо не допустить распада православно-славянского цивилизационного полюса и активно развивать его межцивилизационные связи в направлении формирования многополюсного цивилизационного мироустройства во главе с всемирной управляющей организацией, например, реформированной ООН. Равноправные межцивилизационные связи должны стать основой объективных процессов глобализации в духовной, интеллектуально-информационной и политико- экономической сферах жизнедеятельности человечества. Сама собой такая ситуация может не сложиться. Для того, чтобы придти к ней, необходимо, в первую очередь, снять противоречия между гегемонистскими устремлениями возглавляемого США американо-европейского цивилизационного полюса и естественным стремлением православно-славянского цивилизационного полюса к обеспечению своей безопасной эволюции.

Умерить так называемую "добродетельную гегемонию" США представляется возможным даже при том условии, что в политико-экономической сфере с учетом процессов глобализации США и страны Европы, в целом американо-европейский цивилизационный полюс, имеют очевидные преимущества. Для этого необходимо сосредоточить усилия на главном направлении. Таковым сегодня является деятельность по обеспечению информационной безопасности. Человечество вступило в эпоху, характеризующуюся тем, что главные события будут происходить на информационном поле.
Причина тому, во-первых, кроется в том, что наиболее эффективное управление политико-экономической сферой жизнедеятельности государств и в целом человечества на современном эволюционном витке стало возможным именно информационными средствами. И, во-вторых, уже сегодня очевидно, что процессы глобализации в информационной сфере в качестве явных следствий несут странам и народам не только существенную и прогрессирующую открытость государств, что само по себе объективно является позитивным и существенным процессом в международных делах, но и возможности нанесения ущерба народам и государствам, не готовым к защите своей интеллектуально-информационной сферы. В свою очередь, негативные процессы, протекающие в этой сфере могут нанести непоправимый ущерб их духовной сфере - духовно-нравственному цивилизационному коду, а также политико-экономической сфере жизнедеятельности государства.

Чтобы исключить возможность нанесения ущерба извне, государства должны располагать соответствующим механизмом, в частности, нормативно-правовыми актами, которые бы ставили барьеры на пути такой деятельности в интеллектуально-информационной сфере, которая может нанести вред личности, народу и государству в целом. Следует отметить, что на Западе это поняли раньше, чем у нас. В США, например, в настоящее время принимаются беспрецедентные меры по обеспечению своей информационной безопасности.
В то же время ни Договор о создании Союзного государства Беларуси и России, ни Программа по реализации его положений не содержат в себе конкретных соответствующих особенностям складывающейся обстановки положений по проблемам информационной безопасности.

В этих условиях чрезвычайно своевременной представляется начавшаяся в

Союзном государстве работа по обеспечению информационной безопасности.

Россия располагает Доктриной информационной безопасности. В Беларуси практически завершена работа над законопроектом "Об информационной безопасности". По мнению специалистов, эти два документа могут стать реальной основой для формирования союзной государственной политики в этой области, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности, разработки соответствующих союзных целевых программ.

Вполне своевременно, на наш взгляд, прозвучали инициативы ученых, политиков, государственных деятелей, изложенные в рекомендациях прошедшей в октябре научно-практической конференции в Санкт-Петербурге "Концептуальные проблемы информационной безопасности в Союзе России и Беларуси".
Рекомендации о принятии единого закона "Об информационной безопасности", а также о включении в планы законотворческой деятельности разработки проектов законов Союзного государства "О праве на информацию", "О гласности", "О

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать