Специфика Белорусской ситуации применения стабилизационных задач
p> ((200 - 180)/200)100 = 10 %.

Показателями инфляции могут служить также индексы розничных цен по отдельным видам товаров, количество и выпуск денег в обращение, индекс стоимости жизни, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг.

С помощью так называемого правила величины 70 можно подсчитать количество лет, необходимое для удвоения цен. Необходимо разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен, или темп инфляции. Если темп инфляции равен 10 %, то можно сказать, что через 7 лет (70:10) он увеличится вдвое.

В качестве косвенных показателей уровня инфляции могут использоваться данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения и о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам. Так, сокращение запасов и рост вкладов, более быстрый рост доходов по сравнению с ценами свидетельствуют об опасности инфляционных процессов.

Причины инфляции многообразны и могут быть подразделены на внутренние и внешние. К внешним причинам относятся: отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке, например, падение цен на экспортируемые товары и рост цен на импортируемую продукцию, а также увеличение внешнего долга.

К внутренним причинам инфляции принадлежат: деформация народнохозяйственной структуры, наращивание и одновременное падение эффективности капиталовложений, отставание отраслей потребительского сектора, недостатки в системе планирования, в механизме денежного обращения, отсутствие антиинфляционного регулирования.

Экономическая теория, анализируя внешние и внутренние причины инфляции, сформулировала следующие теории причин появления инфляционных процессов: инфляция спроса, инфляция издержек, количественная теория инфляции, инфляция ожиданий.

Начнем с рассмотрения инфляции, инспирированной спросом. В какой-то момент своего развития экономика может тратить больше, чем она способна произвести, т.е. она будет стремиться к точке, находящейся за пределами ее кривой производственных возможностей. Графически это выразится в сдвиге кривой совокупного спроса вверх при практически фиксированном положении совокупного предложения.

Причиной избыточного спроса может являться увеличение количества денег, находящихся в обращении, рост дефицита государственного бюджета, не зависящий от объема производства, рост реального потребления, плановых инвестиций или чистого экспорта. Итогом превышения совокупного спроса над совокупным предложением будет достижение нового равновесного состояния при том же объеме выпуска и более высоком уровне цен.

Инфляцию спроса может вызывать проведение экспансионистской налогово- бюджетной или денежно-кредитной политики с целью расширения совокупного спроса. Поначалу такая политика может быть весьма эффективной. При повышении совокупного спроса произойдет снижение безработицы и рост реального национального продукта.

При прекращении искусственного стимулирования роста совокупного спроса инфляция будет приостановлена, но объем производства вновь уменьшится.

Продолжение экспансионистской налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики позволит некоторое время удержать объем производства выше его естественного уровня. Однако ценой поддержания реального объема производства на высоком уровне будет непрерывная инфляция.

Таким образом, в условиях избыточного спроса цены быстро повышаются, что создает возможности для повышения прибылей. Предприниматели расширяют производство, нанимают дополнительную рабочую силу, растут денежные доходы населения, что, в свою очередь, способствует росту спроса и повышению цен.

Инфляция может также возникнуть в результате изменения издержек и предложения.

Повышение издержек на единицу продукции приведет к уменьшению прибыли и объема продукции, которую фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. Уменьшение предложения товаров и услуг, в свою очередь, вызовет рост цен.

Главными источниками инфляции, обусловленной ростом издержек, являются увеличение номинальной заработной платы, цен на сырье и энергию и инфляционные ожидания.

Быстрое повышение заработной платы, которое не уравновешено соответствующим ростом производительности труда, увеличит издержки производства, сократит предложение товаров и услуг, что приведет к росту цен.

Резкое повышение цен на привлекаемые факторы производства, которое не зависит от изменений в совокупном спросе и называется шоком предложения, приводит к такой же ситуации в экономике.

Рост цен на нефть и нефтепродукты, воздействие погодных условий на сельское хозяйство, стихийные бедствия, колебание курсов валют различными путями трансформируются в повышение ожидаемого уровня цен на привлекаемые факторы производства. Рост затрат вызывает увеличение стоимости жизни и необходимость адекватного изменения размера номинальной заработной платы.

Восстановление от последствий шока предложения через расширение спроса произойдет быстрее, чем восстановление через корректировку относительных цен. Однако издержки в виде повышения уровня цен будут более значительными.
Кроме того, если расширение совокупного спроса окажется чрезмерным, появятся симптомы инфляции, инспирированной спросом.

Источником инфляционных процессов, инспирированных затратами, могут быть и инфляционные ожидания. Если фирмы функционируют в условиях инфляции на протяжении нескольких лет, то они будут ожидать развития инфляционных процессов в ближайшем будущем и соответствующим образом корректировать свою коммерческую деятельность. Реальный объем производства будет сокращаться, а безработица возрастет при одновременном повышении уровня цен. Развиваются инфляционные процессы, сопряженные со спадом.

Методом борьбы с инфляцией, сопряженной со спадом, являются более или менее жесткие ограничения на совокупный спрос. Со временем рост безработицы, падение объема продаж, рост товарно-материальных запасов заставят предпринимателей и рабочих пересмотреть свои ожидания относительно темпа инфляции. Начавшееся снижение цен на привлекаемые факторы производства привело бы к росту реального объема производства при одновременном понижении цен.

Теории инфляции. Количественная теория инфляции базируется на основных положениях количественной теории денег, к которым относятся следующие основные элементы.

1. Уравнение количественной теории денег — MV = PQ, где М — количество денег в обращении, V — скорость обращения денежной единицы, Р — цена сделки или товара, Q — сделка или товар.

2. Количество произведенной продукции и сделок определяется затратами факторов производства и производственной функцией.

3. Стоимостный объем производства в номинальном выражении (PQ) определяется предложением денег.

4. Уровень цен Р представляет собой отношение стоимостного объема производства (MV) к количеству произведенной продукции Q.

Таким образом, из количественной теории следует, что уровень цен пропорционален предложению денег. Поскольку темп инфляции — это изменение уровня цен, выраженное в процентах, можно сделать вывод: Центральный банк, контролируя предложение денег, полностью контролирует темп инфляции. Так, поддержание предложения денег на неизменном уровне будет означать стабильный уровень цен, увеличение предложения денег Центральным банком приведет к быстрому росту цен. В соответствии с количественной теорией денег увеличение темпа прироста денежной массы на 1 % вызывает увеличение темпа инфляции тоже на 1 %.

2 Процесс формирования экономической модели по выходу из кризиса Республики Беларусь

2.1 Государственная политика занятости населения

В отношении безработицы государство проводит определенную политику: социальную, макроэкономическую и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д. Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно - технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Занятость выражает процесс включения работников в экономические отношения в соответствии с существующим спросом на рабочую силу.
Законодательство Республики Беларусь определяет занятость как не запрещенную законом деятельность граждан, как правило, приносящую доход.
Уровень и определенная структура занятости являются основным результатом на рынке труда.

Занятость можно рассматривать с количественной и качественной стороны.
Количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный) аспекты занятости по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Ситуация, при которой каждому желающему и способному трудиться предоставляется возможность заниматься каким-либо видом общественно- полезной деятельности, называется полной занятостью. При полной занятости предложение рабочей силы равно спросу на нее.

Качественный аспект занятости характеризует эффективность, занятость, которая позволяет получить наибольший прирост национального продукта.

Эффективная занятость достигается в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных единиц. Полная занятость является целью макроэкономической политики государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости называется рациональной занятостью.

Авторы учебного пособия "Экономика и рынок труда" под редакцией А. С.
Головачева выделяют структурные виды занятости по следующим признакам:

- по характеру деятельности — работа на предприятиях всех видов собственности, работа за рубежом, исполнение государственных и общественных обязанностей, служба в армии, индивидуальная трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство;

- по принадлежности занятых к определенному классу пли социальному слою — рабочие, инженерно-технические работники и служащие, крестьяне, управленческий персонал, предприниматели;

С учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов - сферы народного хозяйства, отрасли, суботрасли и подотрасли;

- по территориальному признаку;

- по уровню урбанизации — соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села;

- по профессионально - квалификационному признаку — распределение работников по группам с учетом их квалификации, уровня образования, стажа работы, степени механизации труда и т. д.;

- по половозрастному составу;

- по видам собственности и формам организации труда.

Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение является налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

2.2 Антиинфляционная политика государства

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.

В условиях спада налогово-бюджетная политика направляется на повышение совокупного спроса путем наращивания государственных капитальных вложений, понижения налогов. Недостатком стимулирования совокупного спроса является опасность возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита.

Денежно-кредитное регулирование отличается более гибким косвенным воздействием на совокупный спрос путем изменения ставки ссудного процента и количества денег в обращении. С помощью денежно-кредитного регулирования можно добиться замедления инфляционных процессов, однако ему присущи те же издержки, что и налогово-бюджетной политике.

Довольно эффективной временной мерой по преодолению инфляции, сопряженной со спадом, является контроль над заработной платой и ценами.
Такой контроль при наличии доверия к правительственным мерам должен сократить уровень ожидаемой инфляции. Не ожидая повышения цен на привлекаемые факторы производства, фирмы не станут сокращать объем производства и повышать цены.

Проблема практического применения контроля над заработной платой и ценой и состоит в том, что им часто подменяют управление спросом, вместо того, чтобы его дополнять.

Существует мнение, которое поддерживает и такой известный экономист, как М. Фридмен, что инфляция, связанная с избыточным спросом, может сдерживаться индексацией. Индексация предполагает, что все долгосрочные контракты-договоры с профсоюзами о заработной плате, контракты на поставку промышленной продукции и предоставлении ссуд должны синхронно корректироваться вместе с изменением цен. В этом случае существует вероятность более быстрой реакции темпа инфляции на замедление роста совокупного спроса и ответное его замедление.

Вышеперечисленные меры воздействуют на изменение совокупного спроса с целью сдерживания темпа инфляции. Такого же эффекта можно добиться, воздействуя на совокупное предложение. Эта политика получила название
"концепция предложения".

Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:

1) при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяется льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;

2) для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.

Антиинфляционная стратегия и тактика в Республике Беларусь должны учитывать особенности современного состояния ее экономики:

- необходимость структурной перестройки народного хозяйства;

- запаздывание с формированием рыночной экономики;

- монопольный характер экономики;

- перекладывание налогового пресса на себестоимость продукции.

С учетом вышеизложенного антиинфляционная стратегия здесь должна включать следующие основные мероприятия:

- отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверх монополизированных отраслей;

- проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;

- отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;

- проведение либеральной торговой политики;

- радикальную аграрную реформу;

- реформу системы налогообложения;

- реализацию политики доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом.

Заключение

Основное содержание стабилизационной программы на региональном уровне должно состоять прежде всего в создании устойчивой экономической базы, построенной на состязательности форм собственности, опоре на местные ресурсы, разнообразии видов деятельности, создании дополнительных льгот для малого предпринимательства, и т. д.

В данной работе лишь показано опасность игнорирования политики целенаправленной стабилизации, а также опасность и трудности, подстерегающие нас на пути к возрождению. Ведь и новый состав собрания, новый президент и правительство, региональные лидеры никуда не уйдут от решения задачи выработки и проведения стабилизационной политики. Но, видимо, начинать ее надо именно с местного и регионального уровней, с нужд и желания людей.

Список использованной литературы

1 Бугаян И. Р. Макроэкономика, Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
2 Зубко Н. М. Экономическая теория. Минск НТЦ, 1999.
3 Николаева И. П. Макроэкономика. Москва, 2000.
4 Плотницкий Курс экономической теорий. Минск, 2002.
5 Селищев А. С. Макроэкономика. Санкт-Петербург, 2000.

Министерство образования Республики Беларусь

Могилевский государственный технический университет

Кафедра экономики

Курсовая работа

на тему «Специфика Белорусской ситуации применения стабилизационной программы»

Студентка гр. КД-02

Иваненко

И. Н.

Проверил:

Ломотко А. В.

Могилев 2002

Министерство образования Республики Беларусь

Могилевский государственный технический университет

Кафедра экономики

Курсовая работа

на тему «Специфика Белорусской ситуации применения стабилизационной программы»

Студентка гр. КД-02

Иваненко

И. Н.

Проверил:

Ломотко А. В.

Могилев 2002



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать