Исследования показывают, что спрос на большую часть
сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В
силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря
хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно
снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку
(доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер
спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть
нежелательным! Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров
зависит от ограничения фермерского производства.
4.3. Автоматизация
Характер воздействия автоматизации, то есть быстрого
технологического прогресса, на уровень занятости частично зависит от
эластичности спроса на производимый продукт.Предположим, что фирма
устанавливает новое трудосберегающее оборудование, и это приводит к
технологической безработице, скажем, 500 рабочих.Предположим также, что
часть экономии на издержках, полученной благодаря технологическому
прогрессу, передается потребителям путем снижения цен. Теперь воздействие
снижения цен на объем продаж фирмы, следовательно, и на количество
необходимых ей рабочих будет зависеть, от эластичности спроса на продукт.
Эластичный спрос мог бы обеспечить такое расширение продаж, что некоторые
(все или даже более, чем 500) из вытесненных рабочих были бы вновь наняты
фирмой. Неэластичность спроса будет означать, что лишь немногие (либо
вообще никто) из уволенных рабочих могут быть опять приняты на работу,так
как прирост объема продаж и производства фирмы будет невелик.
4.4. Дерегулирование воздушного транспорта
Первым следствием дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что устранение государственных регулирующих мер усилило конкуренцию между авиакомпаниями, снизив, таким образом, плату за поле. Пониженная плата в сочетании с эластичным спросом на воздушные путешествия привела к росту доходов. Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом целиком заполненного самолета в отличие от частично заполненного, минимальны, постольку рост доходов опережал рост издержек, и прибыли увеличивались. К несчастью для авиакомпании, эта высокая прибыльность продержалась недолго. Причины были троякого рода. Конкурентная борьба за новые маршруты привела к резкому сокращению прибылей, рост цен на топливо повысил эксплуатационные затраты, длительная "война тарифов" сказалась на прибылях.
4.5. Акцизный налог
Выбирая, какие из товаров и услуг обложить акцизом, правительство принимает во внимание эластичность спроса на них. Предположим, что на какой- то продукт установлен налог в 1 дол., а объем продаж составляет 10 000 единиц. Доход от налогообложения, очевидно, равен 10 000 дол. Теперь, если налог будет повышен, скажем, до 1,5 дол, и соответственно более высокая цена приведет к сокращению продаж до 5000 единиц в силу эластичности спроса, доход от налогообложения упадет до 7500 дол. Повышение налога на продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дохода от налогообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные налоги, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен, например. алкогольные напитки и сигареты.
4.6. Наркотики и уличная преступность
Тот факт, что спрос наркоманов на героин крайне неэластичен,
создает своеобразные проблемы для борьбы за соблюдением законности. Обычный
метод, применяемый для сокращения потребления героина, заключается в
ограничении его поставок в страну.Чтобы сделать наркотик менее доступным,
создаются препятствия на пути его транспортировки в Соединенные Штаты.
Однако что произойдет,если такая политика окажется успешной? При крайне
неэластичном спросе уличная цена наркотиков резко повысится, тогда как
количествопокупаемого героина сократится лишь незначительно. С точки зрения
продавцов наркотиков, это будет означать рост доходов и прибылей. С точки
зрения наркоманов - увеличение суммарных расходов на героин. Поскольку
существенная часть денег, затрачиваемых наркоманами, извлекается из
преступной деятельности - магазинных краж, ограблений, проституции,
карточной игры, количество такого рода преступлений увеличится по мере
роста суммы расходов наркоманов на героин. Таким образом, стремление
правоохранительных органов поставить под контроль распространение
наркомании может привести к росту количества преступлений, совершаемых
наркоманами.
4.7. Минимум заработной платы
Федеральный закон о минимуме заработной платы не позволяет
нанимателям пленить занятым у них рабочим меньше чем 3,35 дол. в час.
Критики закона утверждают, что введение минимума заработной платы,
превышающего ее равновесный уровень, толкает найм назад и вверх вдоль
нисходящих кривых спроса на труд и приводит к безработице, особенно среди
рабочих моложе 20 лет.С другой стороны, рабочие, имеющие минимальную
заработную плату, получают более высокие доходы, чем при отсутствии закона.
Величина доходи, теряемого в связи с безработицей, и дохода, приобретаемого
теми, кто сохраняет занятость, зависит от эластичности спроса на труд
молодых рабочих. В целом ряде исследований высказывается предположение, что
спрос достаточно неэластичен, коэффициент эластичности, возможно,
составляет всего лишь 0.15 и 0,25. Если эти оценки верны, из них следует,
что выигрыш дохода, связанный с соблюдением закона о минимуме заработной
платы, превышает его потерю.
Аргументация критиков закона была бы убедительнее, если бы спрос на труд молодых рабочих был эластичным.
Эти примеры можно было бы продолжить, но основная идея уже ясна.
Эластичность спроса жизненно важна для бизнесменов, фермеров, наемных
рабочих, а также дня разработчиков государственной экономической политики.
Заключение
В рыночной экономике, как правило, между спросом и предложением устанавливается определенное соответствие, которое называют рыночным равновесием.
Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой планы покупателей и продавцов полностью совпадают так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса.
Спрос и предложение - понятия, относящиеся к сфере обращения, характеризующие состояние и перспективы развития рынка.
Соотношение спроса и предложения как по отдельным товарам, так и по товарной массе в целом, сложившиеся условия реализации характеризуют конъюнктуру рынка.
Между спросом и предложением возможны различия. Так, при одном и том еж размере денежного спроса возможно проявление совершенно различных потребностей. Товары, одинаковые по цене, могут иметь различные потребительские стоимости. Таким образом, соотношение спроса, предложения на различные товары отражает взаимодействие потребительской стоимости и стоимости товара.
Отношение спроса и предложения представляет собой единство противоположностей, которое отражает единство стоимости и потребительской стоимости товара. Спрос может быть удовлетворен только предложением, а предложение может быть реализовано только в спросе.
В основе рыночного равновесия лежит равновесная цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос.
Предложение - это масса товаров и услуг, которая предлагается для реализации. Оно представляет собой продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него. Предложению также присущи определенные свойства: способность к обмену и способность удовлетворять те или иные конкретные потребности. Предложение зависит от объема производства и его структуры. Оно по своим размерам не тождественно производству, колеблясь от последнего в ту или иную сторону за счет поступления товаров из других стран, их экспорта и других причин. Однако в основном рост предложения обусловлен ростом производства и отражает его.
Закон предложения. С повышением цен соответственно возрастает и
величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.
Закон показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже
большее количество своего продукта по высокой цене, чем при низкой.
Напомним, что цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий
фактор.
От чего происходят изменения в предложении?
1. Цены на ресурсы. Снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, и наоборот. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.
2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличивается предложение.
3. Налоги и дотации. Предприятие рассматривает большинство налогов как
издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются
«налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо
товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.
4. Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары также способно сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы.
5. Ожидание. Ожидание может повлиять на желание производителя поставлять на рынок продукт в настоящее время.
6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение.
Эластичность предложения - это показатель, выражающий изменения совокупного предложения, происходящие в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен, последнее характеризуется как эластичное. Если прирост предложения равен приросту цен, то предложение называется единичным, а показатель его эластичности равен 1. Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение. Короче говоря, эластичность предложения - это понятие, характеризующее чувствительность (реакцию) предложения товаров на изменение их цены.
Спрос и предложение - понятия, относящиеся к сфере обращения, характеризующие состояние и перспективы развития рынка. Соотношение спроса и предложения как по отдельным товарам, так и по товарной массе в целом, сложившиеся условия реализации характеризуют конъюнктуру рынка.
Отношение спроса и предложения представляют собой единство противоположностей, которые отражает единство стоимости и потребительской стоимости.
К факторам, приводящим к изменению предложения, относятся:
1) Изменения в себестоимости производства за счет повышения цен на ресурсы, изменения цен на ресурсы налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Понижение себестоимости позволяет производителю выбросить на рынок больше товара. Рост себестоимости приводит к противоположному результату - предложение снижается.
2) Изменения цен на другие, в том числе взаимозаменяемые товары.
Например, повышение цен на новые автомобили сокращает предложение
подержанных. Это объясняется тем, что многим автолюбителям станет не по
карману покупка нового автомобиля, и они будут продолжать пользоваться
старыми.
3) Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и, наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы на понести убытки в будущем.
4) Количество товаропроизводителей непосредственно воздействует на предложение, так как чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение, и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.
Спрос обычно рассматривается с позиций выгодности цены; иначе говоря, спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса, и наоборот.
Закон спроса - люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой, - находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.
Изменения в спросе зависят:
1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта
изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или
изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает по каждой цене.
Неблагоприятные перемены в предпочтении потребителей вызовут уменьшение
спроса и смещение кривой спроса влево.
2. Число покупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. Приведем примеры: резкое усовершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации.
3. Доход. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше товаров, и наоборот. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называют товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называют товарами низшей категории.
4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цен на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависти от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары.
Спрос объединяет всех потребителей (покупателей). Он представляет выявленную на рынке потребность в товарах, которая выражена в деньгах и покрывается ими в каждый момент.
Ценообразование - один из важнейших элементов программы маркетинга.
Цена, в конечном счете, отражает, насколько правильно была разработана и
реализована эта программа.
Т.о. среди основных проблем маркетинга принципиальное значение принадлежит двум: на каком уровне следует установить цену и как и почему ее нужно изменять.
Чувствительность покупателей к изменению цены с точки зрения объема покупок определяется ценовой эластичностью. Ценовая эластичность - степень изменения спроса в зависимости от изменения цены.
Цена равновесия - это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу.
К чему приводит равновесие спроса и предложения? К общему равновесию. Товары распределяются между возможными их потребителями. Это происходит благодаря механизму рыночного ценообразования.
Рыночный механизм решает проблемы, что, как и для кого производить,
причем, одновременно для множества взаимосвязанных рынков, поскольку
признает то, что кривые спроса и предложения определяют цены и количество.
Эта взаимозависимость цен равновесия является общим равновесием рынка,
определяемым спросом и предложением.
Приложение
ТАБЛИЦА 1. Спрос и предложение на рынке зерна
|КОЛИЧЕСТВО |ЦЕНА |КОЛИЧЕСТВО |ИЗЛИШЕК (+) |
|СПРАШИВАЕМОЙ В |ЗА |ПРЕДЛАГАЕМОЙ В |ИЛИ |
|ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ |1 БУШЕЛЬ |ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ |ДЕФИЦИТ (-) |
|ПРОДУКЦИИ (ЕД.)|(ДОЛ.) |ПРОДУКЦИИ (ЕД.) |(ЕД) |
|1 |2 |3 |4 |
|2 000 |5 |12 000 |+ 10 000 |
|4 000 |4 |10 000 |+ 6 000 |
|7 000 |3 |7 000 |0 |
|11 000 |2 |4 000 |- 7000 |
|16 000 |1 |1 000 |- 15 000 |
ТАБЛИЦА 2. Ценовая эластичность спроса, оцениваемая с помощью показателя общей выручки и коэффициента эластичности.
|КОЛИЧЕСТВ|ЦЕНА |ОБЩАЯ ВЫРУЧКА|ОЦЕНКА ПО |КОЭФФИЦИЕНТ |
|О |ЗА |(РАСХОДЫ |ПОКАЗАТЕЛЮ |ЭЛАСТИЧНОСТИ |
|СПРАШИВАЕ|1 БУШЕЛЬ|ПОКУПАТЕЛЕЙ) |ОБЩЕЙ ВЫРУЧКИ| |
|МОЙ В | |(ДОЛ) | |Ед |
|ТЕЧЕНИЕ |(ДОЛ.) | | |(округленно) |
|НЕДЕЛИ | | | | |
|ПРОДУКЦИИ| | | | |
|(ЕД.) | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|2 000 |5 |10 000 | | |
| | | | |(2000:(6000/2))|
| | | |эластичен |/ |
| | | | |(1:(9/2))=3,00 |
|4 000 |4 |16 000 | | |
| | | | |(3000:(11000/2)|
| | | |эластичен |)/ |
| | | | |(1:7/2))=1,91 |
|7 000 |3 |21 000 | | |
| | | | |(4000:(18000/2)|
| | | |эластичен |)/ |
| | | | |(1:(5/2))=1,11 |
|11 000 |2 |22 000 | | |
| | | | |(5000:(27000/2)|
| | | |неэластичен |)/ |
| | | | |(1:(3/2))=0,56 |
|16 000 |1 |16 000 | | |
ТАБЛИЦА 3. Ценовая эластичность спроса.
|ВЕЛИЧИНА |ТЕРМИНОЛО- |ОБЪЯСНЕНИЕ |ВЛИЯНИЕ |ЦЕНЫ |
| |ГИЯ |ТЕРМИНОВ |НА |ОБЩУЮ |
|КОЭФФИЦИЕНТА| | |ВЫРУЧКУ | |
|ЭЛАСТИЧНОСТИ| | |УВЕЛИЧЕНИЕ|УМЕНЬШЕН|
| | | | |ИЕ |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Ед > 1 |эластичный или|процентное |общая |общая |
| |относительно |изменение |выручка |выручка |
| |эластичный |количества |падает |растет |
| |спрос |спрашиваемой | | |
| | |продукции | | |
| | |превышает | | |
| | |процентное | | |
| | |изменение цены| | |
|Ед = 1 |единичность |процентное |общая |общая |
| |или единичная |изменение |выручка |выручка |
| |эластичность |количества |неизменна |неизменн|
| |спроса |спрашиваемой | |а |
| | |продукции | | |
| | |равно | | |
| | |изменению цены| | |
|Ед < 1 |неэластичный |процентное |общая |общая |
| |или |изменение |выручка |выручка |
| |относительно |количества |растет |падает |
| |неэластичный |спрашиваемой | | |
| |спрос |продукции | | |
| | |меньше,чем | | |
| | |изменение цены| | |
Список использованной литературы
1. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Сэенли Л. Брю, «Экономикс»
2. А. Амбразумцов, Ф. Стерликов, «Экономическая теория ECONOMICS в вопросах
и ответах»
3. Чапурина М.Н., Киселева Е.А., «Курс экономической теории»
4. Борисов Е.Ф., Экономическая теория. Учебное пособие.
5. Райзберг, «Курс экономики», Учебник.