1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.
2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него.
3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.
4. Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта.
2.3. Совокупный спрос.
Изучая такое явление как «спрос», нельзя не обратить внимание на понятие совокупный спрос. Подробно на нем мы останавливаться не будем, но краткую характеристику дадим. Можно сказать, что совокупный спрос – сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.
Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйства, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.
Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:
1) доход от участия в производстве,
2) налоги и трансфертные платежи,
3) размер имущества,
4) доход с имущества,
5) степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,
6) численность населения.
Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которые называются «функциями потребления».
Дж.М. Кейнс вывел четыре правила совокупного потребления:
1) Он исходил из так называемой гипотезы абсолютного дохода, в соответствие с которой потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины их текущего дохода.
2) Величина предельной склонности к потреблению (Су = DС/Dу) показывает, на сколько увеличится потребление при увеличении текущего дохода на единицу и находится в пределах от 0 до 1, т.е. 0<Cу< 1.
3) По мере роста располагаемого дохода снижается средняя норма потребления (доля потребления в доходе - С/у) (рис. 2.4.№8).
Отсюда следует, что расширение производства потенциально содержит в себе возможность возникновения перепроизводства, так как уменьшение средней нормы потребления означает, что всё меньшая часть произведённой продукции потребляется домохозяйствами.
С/y
C/y
у
Рис. 2.4.№8. График средней нормы потребления как функции от
дохода
4) С ростом дохода предельная склонность к потреблению падает.
Таким образом, характер Кейнс выводит из «основного психологического закона», который он формулирует так: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход».
Дж.М. Кейнс далее выводит функцию зависимости потребления от величины текущего дохода, но мы ограничимся выше изложенным. [77;19]
2.4. Оценка рыночного механизма
Теперь, когда мы определили и раскрыли основные элементы рыночного механизма (в связи с тематикой работы раскрыли только один элемент), обозначили такие понятия как «Совокупный спрос», «Эластичность спроса», в заключение второй главы работы, в качестве подведения некоторого итога думаю, необходимо, определить какие же преимущества и недостатки имеются у рыночной системы. То есть дать ей оценку.
Оценка роли рыночной системы:
Аргументами в пользу рыночной экономики являются:
1) эффективность в распределении экономических ресурсов;
2) гибкость и быстрая приспособляемость к постоянно изменяющимся общественным потребностям и нуждам НТП;
3) организация экономической жизнедеятельности на основе стимулирования, а не принуждения;
4) экономическая свобода как объективная база политических свобод и прав граждан.
К аргументам против рыночной экономики относятся:
1) ограниченность рынка, учитывающего только индивидуальные потребности и не выделяющего или выделяющего недостаточно экономических ресурсов для производства социальных благ;
2) экономическая нестабильность, сопровождающаяся инфляцией и безработицей;
3) социальная дифференциация, потенциально вызывающая социальную напряженность в обществе;
4) естественное развитие конкуренции неизбежно ведет к монополизации и, следовательно, подавлению конкуренции.
Не должно быть иллюзий относительно возможности размежевания преимуществ и пороков рыночной экономики в целях сохранения первых и искоренения вторых. Пороки рыночной экономики – органическое продолжение ее преимуществ, т.е. их оборотная сторона. Как известно, самый радикальный способ борьбы с инфляцией – это уничтожение денег. Осуществляя переход к рыночной экономике, мы, образно говоря, покупаем "товар с нагрузкой", что определяет характер и меру государственного регулирования, глубинный смысл которого заключается не просто в устранении недостатков, а скорее, в достижении компромисса между хозяйственными субъектами и социальными слоями по поводу распределения этих недостатков и преимуществ, что позволяет сохранять социальную стабильность, и способствует общественному прогрессу.
III Глава. Краткий обзор информации по реализации произведенной продукции в целях изучения спроса на примере ЗАО «Рюрик»
Для того, чтобы наглядно увидеть влияние цены, а также доходов предприятия на спрос, мы решили показать реальное положение, существующее в действительности, точнее существующее не так давно на примере предприятия ЗАО «Рюрик», которое планировало производить колбасные изделия (данные взяты из бизнес – плана ЗАО «Рюрик»).
Чтобы начать производить продукцию, как уже было сказано выше, необходимо знать, нужен ли продукт в данной местности и имеющиеся рынки сбыта. В связи с этим следует проанализировать конкурентный рынок и цены на данный вид продукции. Для этого приводится таблица 3.№1.
Оптовые и розничные цены на мясную продукцию по состоянию на октябрь 2004 г., руб./кг.
Таблица 3.№1
Производитель
Оптовые цены
Розничные цены
полукопченая
вареная
деликатесы
полукопченая
вареная
деликатесы
ЗАО Краснодонское
90
70
150
110
90
160
Красноармейский МСК
90
80
150
110
95
170
Волжский МСК
110
90
160
130
100
180
Царь-Продукт
125
100
170
140
115
190
АО "Ансей" ВМК
100
80
160
120
100
180
Ведь, если много производителей данного продукта, то по какой причине будут покупать именно твой. Поэтому необходимо, чтобы он чем-либо отличался от всех остальных: упаковка играет большую роль, реклама, качество, цена и др.
Из данных таблицы, мы видим, что наиболее низкую розничную цену, например на полукопченую колбасу, имеют предприятия ЗАО Краснодонское и Красноармейский МСК. Из этого следует по закону спроса, что наиболее покупаемой будет колбаса именно этих предприятий.
Чтобы колбасные изделия ЗАО «Рюрик» покупались, нужно, хотя бы, на первых этапах в первую очередь снизить цену на товар путем собственных издержек, что и планирует сделать предприятие.
3.1. Производство колбасы на ЗАО «Рюрик»
В настоящее время проект ЗАО «Рюрик» по производству колбасы находится на стадии разработки.
Производственная база фирмы позволяет размест ить мясоперерабатывающий цех на собственных площадях: в рабочем поселке Средняя Ахтуба (пригород г. Волгограда) имеется производственное помещение с обустроенной системой коммуникаций и подъездными путями. Это снижает затраты, так как не нужно искать и затем арендовать помещение.