Так, если фирма добавляет к своему ассортименту новый товар (или услугу), разработав его самостоятельно или купив производителя этого товара, то эффект от расширения номенклатуры фирм проявится, если она сможет выпускать два товара дешевле, чем прежде, когда товары производились раздельно.
В отличие от однотоварной фирмы, для характеристики которой
используется понятие средних издержек на единицу товара, многотоварные
фирмы описываются таким показателем, как лучевые средние издержки (ЛСИ).
Этот показатель основан на динамике общих издержек в случае, когда объемы
выпуска всех товаров фирмы увеличиваются в равной мере.
Изображенная на рис. 3 трехмерная кривая ЛСИ – есть геометрическое место точек, соответствующих различным наборам товаров T1 и Т2. Проекция кривой ЛСИ на горизонтальную плоскость является лучом О, положение которого определяется выбранным соотношением между объемами выпуска товаров T1 и Т2 т.е. N1(Т1) / N2(T2) = tga = const. Это фиксированное соотношение обычно называется структурой выпуска товаров.
[pic]
Рис. 3. Нахождение эффективного размера многотоварной фирмы
Термин «луч» OR объясняет, почему издержки называются лучевыми средними издержками. Любая точка луча OR соответствует определенному масштабу деятельности фирмы по товару 7, и товару Ту но при фиксированной структуре. Поскольку вдоль каждого такого луча динамика средних издержек будет вполне определенной, то точка Ny, в которой достигается минимум ЛСИ, соответствует наиболее эффективному масштабу деятельности фирмы при структуре выпуска товаров, определяемой лучом OR.
Таким образом, для многотоварной фирмы также характерно наличие эффекта от роста масштаба деятельности и эффекта от расширения номенклатуры производства.
Экономия от увеличения масштаба деятельности такой фирмы может быть
выражена отношением 1 / (1 + Кэ), где Кэ – коэффициент эластичности для
кривой ЛСИ. Отношение будет больше, меньше или равно единице, если крутизна
наклона (производная в соответствующей точке) кривой ЛСИ окажется меньше,
больше или равной нулю. Другими словами, снижающаяся кривая ЛСИ
иллюстрирует ситуацию однотоварной фирмы, когда затраты уменьшаются при
росте ее масштаба деятельности. В этом случае отношение 1 / (1 + Кэ) > 1.
Эластичность же лучевых средних издержек относительно объема выпуска
определяется выражением 1 + Кэ.
Таким образом, если имеет место экономия от роста масштабов
деятельности фирмы и расширения номенклатуры выпускаемой продукции
(оказываемых услуг), то такая фирма получает возможность сократить свои
издержки.
Цели деятельности фирмы в рыночной экономике.
Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение
прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Поэтому поведение фирмы можно
описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность
фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной
эффективности: 1) деятельность фирмы описывается ее производственной
функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства
(главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск
продукции; 2) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками
для каждого возможного объема выпуска продукции1. Это дает возможность
вывести кривые средних и предельных издержек.
Однако представление о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.
Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.
Существуют подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).
Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то
удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает
возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности
предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня.
В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах:
локальной, исследовательской и стратегической.
В самом общем плане цели деятельности фирмы представлены в табл. 3.
Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью,
которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на
себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного
максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами:
диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение
капиталовложений по разнообразным видам деятельности); страхованием
собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности,
финансовой и экономической привлекательностью предполагаемых объектов
капиталовложений; использованием новейших технологий, товаров и услуг,
обладающих научно-технической новизной; правильным выбором организационной
формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов
-производства в конкретном виде деятельности.
Таблица 3.
Цели деятельности фирмы
|Общественная группа |Ожидаемые результаты деятельности |
| |фирмы |
|Общество в целом |Экономический рост |
| |Поступления от налогов |
| |Уравнивание власти |
| |Уравнивание доходов |
| |Сохранение окружающей среды |
| |Сохранение природных ресурсов |
| | |
|Местная община |Благосостояние общины |
|Держатели акций |Рост доходов |
|Кредиторы |Рост стоимости акций |
|Потребители |Стабильность доходов |
| |Справедливые цены |
| |Обеспечение выбора |
| |Удовлетворение потребностей |
| | |
|Управляющие |Рост доходов |
| |Профессиональный интерес |
| | |
|Работники наемного труда |Занятость |
| |Уровень оплаты |
| |Досуг |
| |Условия труда |
| |Удовлетворение от работы |
| | |
Оценка функционирования фирмы.
Выбор показателей эффективности работы фирмы зависит от целей анализа.
Таковыми могут быть:
1. Стратегические цели. Необходимо сравнить результаты деятельности данной фирмы с результатами деятельности ее конкурентов или связанных с нею фирм. Для этого выбираются обобщающие показатели и показатели каких-либо элементов деятельности.
2. Тактические цели. Руководство контролирует деятельность фирмы.
Рассчитываются показатели эффективности функционирования отдельных
подразделений или производства какой-либо определенной продукции.
3. Задачи планирования. Необходимо сопоставить выгодность использования различных ресурсов или различных сочетаний данных ресурсов за какой-либо период для определения возможных изменений в будущем.
4. Прочие цели руководства. Переговоры с профсоюзами о заключении коллективного договора, оценка влияния ожидаемых государственных ограничений и т.д.
Деятельность фирмы (предпринимательская деятельность) может быть представлена в виде потока финансовых ресурсов кредиторов и инвесторов, превращающихся в физические факторы производства, которые трансформируются в готовую физическую продукцию, а товары и услуги – через готовые сделки – превращаются в выходящие потоки финансовых ресурсов, распределяемых среди кредиторов и инвесторов и затем вновь вводимых в производство.
На этапах инвестирования производства и реализации продукции участников предпринимательской деятельности интересуют различные аспекты использования факторов производства, и поэтому система показателей эффективности их использования достаточно сложна и многообразна.
Обобщающие показатели эффективности деятельности фирмы в целом определяются сопоставлением объема всех средств фирмы и совокупного результата ее деятельности.
К этим показателям относятся: рентабельность всего капитала (активов) фирмы
РА = П/А, где П – прибыль; А – капитал (активы) фирмы – совокупность всех средств; оборачиваемость всего капитала (активов) фирмы
RО = Q/A, где Q – объем реализованной продукции; издержки на единицу реализованной продукции
S = И/Q, где И – общие издержки; рентабельность производства
Р = П/Ф, где Ф – среднегодовая стоимость основных и оборотных фондов.
Наиболее обобщающим показателем в этой группе является рентабельность всего капитала, которая отражает прибыль фирмы на один рубль средств (всех видов ресурсов предприятия в денежном выражении, независимо от источника привлечения этих средств). Этот показатель называют также нормой прибыли или показателем окупаемости средств. Уровень и динамика рассматриваемого показателя являются главным объектом внимания администрации предприятия.
Норма прибыли отражает достигнутый на предприятии определенный баланс экономических интересов всех участников бизнеса и «аутсайдеров». Конкретно интересы каждого представлены другими, частными по отношению к рассматриваемому показателями. Так, для собственников предприятий важен необходимый уровень рентабельности собственного капитала как отношение чистой прибыли (после уплаты налогов и процентов) к величине собственного капитала.
Для более полного анализа деятельности фирмы по использованию факторов производства требуются дальнейшая дифференциация показателей и установление взаимосвязей между обобщающими и частными показателями.
Список литературы:
1. Экономическая теория. В. Д. Камаев.
2. Вопросы Экономики. №13, 15, 1998.
3. Стратегическое управление, Аксофф И., 1989.
4. Рыночное предпринимательство. Ильчиков М. З., ИМПЭ 1994.