Сравнительный анализ оплаты труда служащих в государственном и частном секторах
смотреть на рефераты похожие на "Сравнительный анализ оплаты труда служащих в государственном и частном секторах"
ИНСТИТУТ «ВЫСШИЕ СТОЛЫПИНСКИЕ КУРСЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Р Е Ф Е Р А Т
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«ЭКОНОМИКА ТРУДА»
ТЕМА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЛАТЫ ТРУДА СЛУЖАЩИХ
В ГОСУДАРСТВЕННОМ И чАСТНОМ СЕКТОРАХ.
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА V КУРСА
ЧУчУК АЛЛА ИВАНОВНА
НИЖНЕВАРТОВСК 1999
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1.ТАРИФНАя ОПЛАТА ТРУДА.
2.ЕДИНАя ТАРИФНАя СЕТКА И Её ПРИМЕНЕНИЕ.
3.БЕСТАРИФНАя СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА.
4.СИСТЕМА ПЛАВАЮЩИХ ОКЛАДОВ.
5.СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА НА КОМИССИОННОЙ ОСНОВЕ.
6.СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА В МАЛЫХ ПРЕДПРИяТИяХ СЕРВИСНОГО ТИПА.
ЗАКЛЮчЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ
ТРУД, КАК СчИТАЕТ СОВРЕМЕННАя ЭКОНОМИчЕСКАя ТЕОРИИ, яВЛяЕТСя ВАЖНЕЙШЕЙ
чАСТЬЮ ЭКОНОМИКИ — ОН ОДНОВРЕМЕННО ТОВАР (РАБОТНИК ПРОДАЕТ СВОЙ ТРУД,
СОЗДАВАя НОВОЕ КАчЕСТВО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ КОЛИчЕСТВО МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ)
И ПРИчИНА ПОяВЛЕНИя ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ, ТАК КАК ПРЕДМЕТЫ И МАТЕРИАЛЫ ПРИ
ПРИЛОЖЕНИИ К НИМ ТРУДА СТАНОВяТСя ДОРОЖЕ.
Отсюда и возникает необходимость оценить и оплатить труд в различных его проявлениях, включив затем расходы на оплату труда в рамках установленных государством законов в стоимость продукции.
Под системой оплаты труда понимают способ исчисления размеров вознаграждения, подлежащего выплате работникам предприятия в соответствии с произведенными ими затратами труда или по результатам труда.
Предприятия самостоятельно разрабатывают и утверждают формы и системы оплаты труда — тарифные ставки и оклады. При этом государственные тарифные ставки и оклады могут быть использованы руководством в качестве ориентиров для учета оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности условий выполняемых работ.
При разработке системы оплаты труда закладываются три базовых элемента, определяющих в своем сочетании все виды оплаты труда: тарифная система; нормы затрат труда; формы оплаты труда.
1. ТАРИФНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА
Для определения справедливого размера оплаты труда с учетом его
сложности, значимости и условий труда различных категорий работников
вводится так называемая тарифная система. Она содержит информацию о размере
оплаты труда работников в зависимости от вида и качества работ и включает в
себя:
4. тарифно-квалификационные справочники;
5. нормы выработки (нормы времени, нормы обслуживания, нормированное задание);
6. тарифные сетки для рабочих и тарифные ставки (часовые, дневные, месячные);
7. схемы должностных окладов для прочего персонала (т.н. штатное расписание).
Тарифно-квалификационные справочники содержат подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации исполнителя. Требуемая квалификация при выполнении той или иной работы определяется разрядом (чем сложнее работа, тем выше разряд). В экономической теории все особенности, влияющие на определение квалификации исполнителя и сложности работы носят название тарифообразующих факторов.
В настоящее время основой построения системы тарифных ставок и окладов
для дифференциации оплаты по основным тарифообразующим факторам является
минимальная заработная плата, устанавливаемая Правительством Российской
Федерации.
В частности, исходя из минимальной заработной платы и среднемесячной продолжительности рабочего времени (среднемесячного фонда рабочего времени), устанавливаемых в законодательном порядке, определяются минимальные размеры часовых тарифных ставок I разряда.
Это связано с тем, что по КЗоТ РФ работник не может получать в месяц
(при полной занятости) менее минимальной заработной платы, поэтому,
разделив сумму минимальной заработной платы на количество часов работы в
месяце при полной занятости, получим минимальную часовую тарифную ставку.
Так называемый «заводской» уровень минимальной ставки (он не может быть ниже государственного, но вполне может быть выше его) фиксируется в коллективном договоре и является основой для разработки тарифных ставок и окладов с учетом квалификации работников, видов работ, сложности труда и т.д.
Тарифная сетка представляет собой таблицы с почасовыми или дневными тарифными ставками, начиная с первого (низшего) разряда. В каждой сетке предусмотрены тарифные ставки для оплаты работ сдельщиков и повременных работников.
Тарифные ставки выражают в денежной форме размер оплаты труда рабочих на различных видах работ за соответствующую единицу рабочего времени (час, день, месяц — это зависит от конкретного типа выполняемой работы, так как не всегда за час или день можно оценить ее конечный результат).
Они возрастают по мере увеличения разряда работника: понятие «разряд» вводится для определения квалификации, то есть качества труда, работника, ее сложности.
Каждый разряд (они нумеруются в порядке возрастания) имеет свои квалификационные характеристики, то есть работник должен в рамках каждого разряда обладать определенными знаниями и умениями. Определенный разряд присваивается рабочему решением специальной квалификационной комиссии и является основанием при расчете заработной платы этого работника.
Соотношение тарифных ставок различных разрядов как раз и определяется с помощью тарифной сетки: коэффициент, стоящий в тарифной сетке напротив каждого разряда, начиная со второго (первый разряд имеет коэффициент единицу), показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше ставки первого разряда. Диапазон тарифной сетки — это соотношение тарифных ставок крайних разрядов.
Практическим примером может служить Единая тарифная сетка (ЕТС) для бюджетной сферы. Она предусматривает 18 разрядов, причем первые восемь — для рабочих.
Базовой принимается тарифная ставка первого разряда ЕТС, которая устанавливается решением Правительства Российской Федерации. Подробнее о работе с ЕТС будет рассказано в соответствующем разделе книги.
Следует отметить, что выбор построения тарифной сетки, числа ее разрядов, размера прогрессивного абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов внутри сетки, в предприятиях внебюджетной сферы определяется предприятием самостоятельно и в основном зависит от финансового положения и возможностей предприятия.
Штатное расписание (или схема должностных окладов), как правило, применяется при оплате труда руководителей, специалистов и служащих. В соответствии со статьей 81 КЗоТ РФ должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия, учреждения или организации исходя из обязанностей и квалификации работников.
Здесь важно заметить, что в этой же статье КЗоТ указано на возможность
установления для этого класса работников и иных видов оплаты труда,
например, в процентах от выручки предприятия или в долях от прибыли.
Решение об этом принимается администрацией предприятия самостоятельно,
исходя из экономической целесообразности.
Разряды, присвоенные рабочим, а также конкретные должностные оклады, установленные работникам, указываются в контрактах, договорах или в приказах по организации. Эти документы должны быть доведены до сведения бухгалтера, так как они и дают основание для расчета зарплаты вместе с документами о выработке работника или табелем.
Норма труда — это комплекс норм выработки, времени, объема обслуживания, численности, которые устанавливает администрация предприятия для своих работников в соответствии с определенным уровнем технологии, технического оснащения и организации производства именно этого предприятия.
Очевидно, что в зависимости от состояния станочного парка, например, на одном предприятии данный заказ будет выполнен быстрее и меньшими силами, чем на другом, более технически отсталом. Значит, и нормы труда будут на этих предприятиях различными.
В состав норм труда входят следующие показатели:
1. Нормы выработки — это установленный объем работы в натуральных единицах, который должен быть выполнен в единицу рабочего времени работником или группой работников определенной квалификации в данных организационно-технических условиях. Эти нормы разрабатываются для работ по выпуску продукции, учет которой ведется в количественных показателях, а работы выполняются в течение всей смены при неизменном количественном составе исполнителей.
2. Норма времени — это величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы одним или группой работников определенной квалификации в данных организационно-технических условиях. Норма времени является величиной, обратной норме выработки. В случае, когда имеются нормы времени на отдельные виды работ, нормы времени можно использовать для расчета комплексной нормы выработки — на бригаду или на производственный цикл.
3. Нормы обслуживания — это установленный объем работ по обслуживанию работником или группой работников определенного количества объектов (единиц оборудования, производственных площадей, рабочих мест и т.д.) в течение единицы рабочего времени (смены, месяца) в данных организационно- технических условиях. Эти нормы предназначены для нормирования труда работников, занятых обслуживанием оборудования, производственных площадей, а также на аппаратных и полностью автоматизированных процессах.
4. Норма численности работников — это установленное их число соответствующего профессионально-квалификационного состава для выполнения определенных производственных управленческих функций или объемов работ. По этим нормам определяется число работников для обслуживания оборудования, рабочих мест, производственных площадей, а также затраты труда по профессиям, специальностям, группам или видам работ.
Таким образом, каждый вид работы имеет норму, которая позволяет оценить трудовой вклад работника в производство.
2. Единая тарифная сетка и ее применение
При переходе к рыночной экономике актуальной проблемой стала дифференциация оплаты труда в зависимости от квалификации, сложности и объема выполняемой работы. Естественно, что сложный и требующий высокой квалификации труд требует более высокой оплаты, чем труд более простой.
В условиях предпринимательства провести такую дифференциацию проще, так как есть более гибкая возможность манипулировать фондом заработной платы (разумеется, в рамках соответствующего законодательства). В более тяжелом положении здесь оказалась бюджетная сфера (просто окладная система не может адекватно реагировать на рост цен и колебания рынка рабочей силы), и это потребовало организации новой системы оплаты труда.
В целях усиления стимулирующей роли заработной платы и дифференциации в уровнях оплаты труда работников образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и других бюджетных учреждений Правительство РФ приняло постановление «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14.10.1992 г. № 785, которое введено в действие с 1 декабря 1992 года.