Сравнительный анализ рынков монополии и совершенной конкуренции

Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, свободой их перетока из одной отрас­ли в другую, туда, где их альтернативная ценность выше. Это, в частности, значит, что работники могут свободно мигриро­вать как между отраслями, так и между профессиями, их обу­стройство на новом месте жительства или переобучение не тре­бует больших затрат. Предложение сырья, других ресурсов про­изводства не монополизировано.

4. Совершенная информированность (совершенное знание).

Субъекты рынка (покупатели, продавцы, владельцы факторов производства) обладают совершенным знанием всех парамет­ров рынка. Информация распространяется среди них мгновен­но и ничего им не стоит

На этом допущении и основан так называемый закон единой цены, согласно которому на совершенно конкурентном рынке всякий товар продается по единой рыночной цене. Это, пожалуй, на­именее реалистичное и наиболее героическое допущение в эко­номической теории. Остановимся на нем подробнее.

Мы утверждали, что перекрестная эластичность спроса по цене (в пределах однородной продукции) близка к бесконечности для любой пары продавцов. И потому тот из них, кто попытается повысить цену выше обычного рыночно­го уровня, сразу же лишится покупателей, которые обратятся к другим продавцам. Вопрос в том: откуда узнают покупатели о наличии более дешевых источников снабжения (продавцов) и их местоположении. Суть допущения о совершенной информирован­ности и состоит в том, что субъекты рынка заведомо обладают знанием о распределении цен среди продавцов и пере­ход от одного продавца к другому им ничего не стоит.

К сожалению, такого априорного знания не существует. Ин­формация дефицитна, ее получение, переработка и использова­ние стоят времени, сил и денег. Поэтому некоторые экономисты модели совершенной конкуренции предпочитают модель чистой конкуренции, признавая, что получение и использование инфор­мации требуют некоторого времени и усилий. Другие, напротив, считают, что без решения проблем неопределенности и риска в условиях несовершенной информации модель чистой конкуренции не имеет никаких преимуществ перед моделью со­вершенной конкуренции. Допущение о совершенной информи­рованности сродни, полагают они, допущению об отсутствии тре­ния или сопротивления среды в физике. Наблюдающееся в дей­ствительности несовершенство информированности, безусловно, оказывает влияние на рынок и рыночную цену. Поэтому при ис­следовании реальных рыночных ситуаций ограничения, накла­дываемые допущением о совершенной информированности эко­номических агентов, должны быть приняты во внимание.

1.2 Рынок совершенной конкуренции в краткосрочном периоде


Прежде чем приступить к рассмотрению сущности рынка совершенной конкуренции в краткосрочном периоде, необходимо выяснить что следует понимать под краткосрочным (коротким) и долгосрочным (длительным) периодами.

Определим различия между мгновенным (очень коротким, рыночным), коротким и дли­тельным периодами. Их характер в экономике, как было ска­зано, не связан непосредственно с продолжительностью их во времени. В теории производства короткий период опре­делялся как такой, в течение которого объемы применения одних производственных факторов являются переменными, а других — постоянными, фиксированными, тогда как в дли­тельном периоде объемы всех используемых факторов могут изменяться. В теории затрат мы различали постоянные и переменные затраты в коротком периоде, тогда как в длительном все виды затрат полагали переменными.

В теории рынков понятия периодов несколько уточняются. Можно дать им следующие определения.

Мгновенным периодом называется столь короткий период, что выпуск каждого предприятия и количество предприятий в отрасли фиксировано.

Коротким периодом называется такой период, в течение ко­торого производственные мощности каждого предприятия (раз­меры и число заводов, фабрик, других производственных еди­ниц) фиксированы, но выпуск может быть увеличен или снижен за счет изменения объема использования переменных факторов. Общее число предприятий в отрасли остается неизменным.

Длительным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособле­ны к условиям спроса и затрат. В предельном случае (если ус­ловия деятельности совершенно неблагоприятны) предприятие может полностью прекратить деятельность (уйти из отрасли или с рынка). С другой стороны, новые предприятия могут войти в отрасль (на рынок) в случае благоприятных рыночных усло­вий. Таким образом, число предприятий в однородной отрасли в длительном периоде может варьировать.

В итоге к уже известным характеристикам мгновенного, короткого и длительного периодов добавляется еще одна — воз­можность (невозможность) входа на рынок (в отрасль) новых и выхода ранее действовавших предприятий. В коротком перио­де количество предприятий в отрасли и их мощность постоян­ны, в длительном не только объем применяемых ресурсов и затраты, но и число предприятий и их мощности переменны.

В связи с допущением однородности продукции функции затрат всех предприятий отрасли должны быть одинаковы — однородность продукции предполагает и однородность затрачи­ваемых ресурсов. Поэтому мы можем говорить о поведении ти­пичного предприятия, все выводы о котором будут справедли­вы и в отношении каждого предприятия отрасли. В целях упро­щения мы полагаем, что запасы готовой продукции у каждого предприятия отсутствуют (равны нулю), так что объем продаж каждого предприятия равен объему его выпуска в том же пе­риоде.

Попытаемся выяснить, при каком уровне производства достигается максимальная прибыль, то есть максимизируется разница между совокупным доходом и совокупными издержками.

Современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC). Рассмотрим это условие подробнее. Отложим на оси абсцисс количество продукции, а на оси ординат – совокупные доходы и издержки (рис.2).Совокупный доход представляет собой прямую, выходящую из начала координат, а совокупные издержки получаются суммированием кривых постоянных и переменных издержек.













Соединив оба графика, легко понять, в каких пределах варьируется деятельность предприятия, приносящая доход. Максимальная прибыль производится, когда разрыв между TR и TC наиболее велик (отрезок АВ). Точки C и D являются точками критического объема производства. До точки С и после точки D совокупные издержки превышают совокупный доход (ТС > TR), такое производство экономически убыточно и потому нецелесообразно. Именно в интервале производства от точки К до точки N предприниматель получает прибыль, максимизируя ее при выпуске, равном ОМ. Его задача – закрепиться в ближайшей окрестности точки В. В этой точке угловые коэффициенты предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) равны: MR=MC. То есть условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода предельным издержкам.

Применение правила равенства предельного дохода и предельных издержек (MR=MC), а также его разновидности для случая закрытия показывают, что (непрерывный) участок кривой предельных издержек фирмы (МС), который расположен выше кривой средних переменных издержек (AVC), - это и есть кривая краткосрочного предложения фирмы (рис.3).















Говоря точнее, при цене Р1 цена равна предельным издержкам в точке а (Р=МС), но здесь фирма ничего не производит поскольку Р1 меньше минимальной величины средних переменных издержек (AVC). При цене Р2 фирма находится в состоянии равновесия в точке b, где она производит Q2 единиц продукта и несет убытки в размере ее постоянных издержек. При цене Р3 равновесие приходится на точку с, где объем продукции фирмы равен Q3, а ее убытки меньше постоянных издержек. Равновесие устанавливается в точке d при цене Р4; в этом случае фирма зарабатывает нормальную прибыль, поскольку при объеме продукции Q4 цена равна средним общим издержкам (АТС). При цене Р5 фирма достигает состояния равновесия в точке е и максимизирует свою экономическую прибыль, производя Q5 единиц продукции.

Таким образом, кривая предложения совершенно конку­рентного предприятия в коротком периоде представляет собой возрастающую ветвь кривой предельных затрат, ко­торая лежит выше минимума средних переменных затрат. При более низком, уровне рыночной цены кри­вая предложения сливается с осью цен.

Следовательно, предприятие максимизирует прибыли или минимизирует убытки, когда ее производство соответствует точке, где предельный доход равен предельным издержкам.


1.3 Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде


До сих пор мы рассматривали такие изменения в отраслевом объеме выпуска, которые были результатами решений отдельных фирм об увеличении или сокращении производства при изменении рыночной цены. Поступая таким образом, мы, однако, абстрагировались от весьма важной части реакции кон­курентной отрасли на изменения спроса — от процессов входа в отрасль и выхода из нее.

Рассмотрение процессов входа и выхода предполагает переход к анализу долгосрочных временных интервалов, поскольку одни лишь краткосрочные интервалы не обеспечивают всей полноты картины. Возможность долго­срочных временных интервалов изменять объемы всех видов затрат (в том числе и таких, как затраты на землю, здания, производственное оборудование и т. п.) позволяет фирме самостоятельно выходить на рынок, основав свое собственное предприятие и наняв рабочих. Та же возможность позволяет фирме свободно покинуть рынок, рассчитавшись с работниками и продав предприятие со всем оборудованием. (Иногда фирмы по доброй воле покидают рынок; в этом случае владельцы распродают активы фирмы и делят между собой полученные средства. В других же случаях фирмы уходят с рынка только под воздействием внешних сил. Так случается, когда кредиторы фирмы прибегают к использованию решения арбитражного суда, который предписывает принудительную распродажу активов фирмы, неспособной заплатить долги.)

Свободный вход в отрасль и столь же свободный выход из нее — одна из основных черт рынка свободной конкуренции. Свобода входа, разумеется, не означает, что фирма может войти в отрасль, не неся никаких издержек. пути Аналогичным образом свобода выхода означает, что фирма, вознамерившаяся оставить отрасль, не встретит на своем пути никаких юридических барьеров, препятствующих закрытию предприятия или переносу его деятельности в другой регион. Строго говоря, свобода выхода означает, что фирма не несет безвозвратных издержек. Когда фирма покидает отрасль, она либо находит своим постоянным активам новое применение, либо без ущерба для себя продает их.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать